Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ




Истоки психодиагностики

Предыстория психодиагностики насчитывает несколько тысячелетий. Первые «тесты», определяющие индивидуальные психологические различия, появились более 4000 лет назад. В Древнем Китае еще в III тыс. до н. э. была создана система тестирования для отбора чиновников, в рамках которой выявлялся и оценивался весьма широкий спектр «проявлений личности»: от умения писать до поведения в быту.

История психодиагностики начинается в конце XIX в. В это время в психологии становится очень популярной идея измерения. Применение статистических методов приводит к тому, что появляется возможность выражать в цифрах индивидуальные различия людей. Это обусловливает зарождение психодиагностики, формирование которой как самостоятельной области исследований завершается в 20-е гг. XX в. Значительный вклад в становление психодиагностики внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология. Это связано с тем, что экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. Экспериментальная психология возникает в 1878 г. Именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории изучались в основном низшие психические функции (ощущения и вызываемые ими двигательные акты – реакции, периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и т. д.). По образцу лаборатории Вундта создаются экспериментальные лаборатории во Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке.

Одним из первых стал использовать экспериментальный метод в психологии Герман Эббингауз (1850–1909). С помощью экспериментального метода он изучал законы памяти, используя в качестве стимульного материала наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Среди известных исследователей того времени, применявших экспериментальный метод, был также американский психолог Джеймс Кеттелл (1860–1944), который с его помощью исследовал объем внимания и навыки чтения. При помощи тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты – формы, буквы, слова и т.д. [20, с. 8].

Таким образом, на рубеже XX века в психологии утверждается объективный экспериментальный метод. Его появление во многом определило дальнейшее развитие психологии и способствовало зарождению внутри нее новых областей, в частности психодиагностики.

Использование метода эксперимента в психологических исследованиях привело к зарождению дифференциальной психологии, которая стала заниматься изучением индивидуальных различий между людьми. Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения [20, с. 10].

Создание психодиагностических методик было обусловлено развитием различных методологических подходов в психологии. В начале прошлого века в психологии оформилось несколько методологических подходов, в рамках каждого из которых было свое понимание того, что представляет собой психика и как она должна изучаться. В этой связи интересно проследить, как происходило формирование наиболее известных психодиагностических методов в рамках основных школ психологии.

В начале XX в. психологию охватил кризис. В XIX в. основным методом изучения психики был метод интроспекции (от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь). Этот метод заключается в изучении человеком собственных переживаний путем наблюдения за ними и их описания. В начале XX в. начинается серьезная критика данного метода за его субъективность. Наблюдая явления своей психики, человек зачастую не может понять их смысл, искажает их содержание, приписывая им неприсущие качества и свойства. Кроме того, не все явления психики даны человеку в переживаниях.

В связи с этим в начале прошлого века в противовес интроспективной психологии возникает новое направление, получившее название бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение). Представители бихевиоризма считали, что поскольку нельзя изучать психику объективно, ее вообще не следует изучать. Изучать нужно поведение. Изучать поведение человека необходимо для того, чтобы понять, как он будет вести себя в той или иной ситуации и почему. Основным методом изучения поведения в бихевиоризме является метод «стимул→реакция» (S→R). Исследуемому предъявляется стимул и отслеживается его реакция. Предметом исследований в бихевиоризме, таким образом, является связь стимула и реакции.

Интроспективная психология и бихевиоризм в соответствии с присущими им особенностями обусловили появление двух типов психодиагностических методик. Опросные психодиагностические методикисвоим появлением обязаны интроспективной психологии. В опросниках представлен ряд вопросов, на которые обследуемый человек отвечает на основе наблюдения за собственными переживаниями и поведением. Результаты такого самонаблюдения порой бывают ошибочны. В связи с этим опросники относятся к группе субъективных психодиагностических методик.

Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. В соответствии с концепцией бихевиоризма цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов (термин введен Ф. Гальтоном). Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин "интеллектуальный тест", был Дж. Кеттелл. Этот термин после статьи Кеттелла "Интеллектуальные тесты и измерения", опубликованной в 1890 г. в журнале "Mind", приобрел широкую известность.

Тесты дают более объективную информацию, чем опросники, поскольку их результаты основаны не на субъективном мнении обследуемого, а на объективных показателях, полученных в ходе выполнения им тестовых заданий. При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различия психических актов, оценивая полученные результаты при помощи некоторого критерия и ни в коем случае не изменяя условий осуществления этих психических актов.

В начале XX в. появляется психоанализ, направленный на выявление сути бессознательных явлений психики. Основателем психоанализа был врач-психиатр З. Фрейд. Бессознательное понималось первоначально как совокупность стремящихся к удовлетворению неосознаваемых мотивов, слепо действующих из таинственных глубин организма. Сознание при этом всеми силами стремится не допустить удовлетворения данных мотивов, вытесняет их. Для того чтобы понять скрытые в бессознательном мотивы и стремления, необходимо создать экспериментальную ситуацию, которая позволила бы проявиться им вопреки сознанию. Для этого в рамках психоанализа обследуемому человеку давались задания, выполняя которые, он непроизвольно выражал скрытые в его бессознательном тенденции. Такого типа задания обусловили возникновение проективных методик.

Проективные методики основаны на феномене проекции. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам свойств, которые находятся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию и т. п.).

Кроме психоанализа теоретические истоки проективных методик могут быть обнаружены в методе свободных словесных ассоциаций. Создателем этого метода был Френсис Гальтон (1822-1911). В проводимых им экспериментах он предлагал испытуемому отвечать на предъявляемое слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией. В результате испытуемый называл слова, имеющие ассоциативные связи с предъявляемым словом. Рассмотрев эти связи, можно было многое сказать о бессознательных стремлениях человека, о его субъективном видении того или иного явления. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента, А. Розанова (1910) и других [20, с. 25].

Таким образом, истоки психодиагностики мы обнаруживаем в экспериментальной и дифференциальной психологии. Происхождение основных групп психодиагностических методик связано с интроспективной психологией, бихевиоризмом и психоанализом.

 

Развитие психодиагностики

 

Понятие психологическая диагностика появляется в 1921 г. Его вводит Г. Роршах, назвавший так обследование с помощью созданного им теста. Однако вскоре под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуально-психологических различий.

На протяжении первой половины XX в. создаются и совершенствуются основные психодиагностические методы. Уже в 20-е гг. широкое распространение получают тесты интеллекта, возникают праобразы проективных методик и опросников. По мере развития психодиагностики оформляются и ее основные проблемы. В частности, этот период знаменуется образованием постепенно углубляющегося разрыва между практикой и теорией. Заметное отставание теоретического уровня осмысления явлений, на измерение которых направлена психодиагностика, от ее методического оснащения сохраняется и сегодня [7, с. 269].

Развитие тестирования в нач. XX в. связано с именем французского врача и психолога А. Бине (1857–1911), создавшего самую популярную серию тестов. До А. Бине диагностика ограничивалась в основном сенсомоторными качествами (чувствительность, быстрота реакции и т. д.). Однако практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами "ум", "интеллект". Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности.

Альфред Бине в сотрудничестве с Теодором Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня. Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. А. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения в результате биологического созревания [20, с. 90].

Следующий этап развития психологического тестирования связан с появлением новой формы тестовых испытаний. Тесты, создававшиеся в нач. XX века, были индивидуальными. Их могли использовать только специально подготовленные люди, имевшие высокую психологическую квалификацию. Это ограничивало их распространение. Развивающаяся экономика западных стран предъявляла новые требования к тестированию. В частности, необходима была такая форма тестирования, которая бы позволила диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным видам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Поэтому в США в период первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний – групповое тестирование. Новые тесты были разработаны А. С. Отисом. Им были созданы две формы армейских тестов – «Альфа» и «Бета». Разработка данных тестов была связана с необходимостью как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов. Первая форма тестов предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая - для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали широко применять [20, с. 96].

Групповые (коллективные) тесты не только создали возможность для диагностики больших групп людей. Поскольку групповые тесты допускали упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов тестирования, к проведению психодиагностического обследования получили доступ люди, не имеющие настоящей психологической квалификации. Групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии.

Несмотря на то, что с помощью тестов интеллекта удавалось обнаруживать особенности познавательных процессов, прогнозировать с их помощью успешность выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не удавалось. Требовалась дополнительная информация об особенностях психики человека. Так, возникло новое направление в тестологии – тестирование специальных способностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область. На протяжении первой половины XX в. появляются тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей [20, с. 19].

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, – тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. Тесты достижений ориентированы на оценку достижений индивида после завершения обучения.

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах средних учебных заведений. Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психотехники под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики [20, с. 23].

На протяжении первой половины XX в. происходило развитие и опросных психодиагностических методик. Появление первых психодиагностических опросников связано с именем Ф. Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы человека (особенностей зрительного восприятия, умственных образов).

Прототипом личностных опросников был разработанный американским психологом Робертом Вудвортсом в 1919 г. бланк данных о личности. Этот опросник был предназначен для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. За прошедшие с того времени десятилетия опросники получили широчайшее распространение в качестве психодиагностического метода исследования личности. Одним из наиболее известных является опросник «Шестнадцать личностных факторов», созданный Р. Кеттеллом в 1950 г. Данный опросник предназначен для изучения 16 черт личности, выделенных автором.

Одновременно с опросниками шло развитие и проективных методик. Понятие проекции для обозначения подобных методик было впервые использовано Л. Франком в 1939 г. К началу 40-х гг. XX века диагностика с помощью проективных методик стала очень популярной на Западе.

Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом. Создавая эту методику, Г. Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате его наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей. В тесте Роршаха используется 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят пояснить, что могло бы изображать данное пятно. На основе реакций испытуемого на это задание делаются выводы об особенностях его психики.

Еще одна из старейших и наиболее распространенных в мире проективных методик – Тематической апперцепции тест (TAT) – была создана в 1935 г. X. Морган и Г. Мюрреем. Стимульный материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться. Рассказы испытуемых затем анализируются с целью выявления их психических особенностей.

В настоящее время психодиагностика при помощи проективных методик занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным, получаемым с помощью этих методик. Критические замечания в адрес проективных методик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на субъективизм в интерпретации результатов.

В 40-50-е гг. в мировой психодиагностике сформировались основные диагностические подходы (объективный, субъективный, проективный). В это время была в той или иной степени завершена разработка всех наиболее известных тестов (тест Векслера, тест Роршаха, Тематической апперцепции тест, опросник «Шестнадцать личностных факторов»). В создаваемых в последующие годы за рубежом тестах, несмотря на неуклонное возрастание их количества, нет принципиально новых идей и решений [7, с. 270].

Период временного «затишья» в психодиагностике прекращается в 60-е гг. обращением исследователей к анализу ситуаций, в которых осуществляется поведение. Появляются работы, в которых обосновывалось положение о том, что вариативность поведения объясняется не индивидуально-психологическими различиями, на которые прежде всего нацелена психодиагностика, а ситуационными (см. тема 4).

Хотя дискуссии продолжаются и поныне, большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально-психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед психодиагностикой задачу разработки новых инструментов исследования, более надежных и валидных, нежели имеющиеся сегодня [7, с.270].

Таким образом, психодиагностика имеет уже почти столетнюю историю, за время которой было создано и обосновано значительное количество методов, позволяющих выявлять и изучать индивидуально-психологические особенности людей. Дальнейшее развитие психодиагностики связано с разрешением ряда проблем, возникших в процессе ее развития. Одной из наиболее актуальных является проблема отставания теории от практики. Отсутствие высокого уровня теоретического осмысления явлений, на измерение которых направлена психодиагностика, обусловливает скептическое отношение исследователей к результатам, получаемым при помощи различных психодиагностических методик.

 

Психодиагностика в СССР

 

В развитии психодиагностики в СССР можно выделить два периода. Первый следует отнести к началу 20-х–до середины 30-х гг. Это годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации. Для того уровня развития психодиагностики характерным является широкое заимствование зарубежных тестов. Создавались и собственные методики, но им, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования. Результаты тестовых обследований нередко рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка которых могла бы способствовать развитию психодиагностики в нашей стране.

Большой вклад в развитие советской психодиагностики внес крупнейший психолог Л. С. Выготский. Его идея о психологическом диагнозе в работе «Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства», вышедшей в свет в 1936 г., сохраняет свое значение и сегодня. Л. С. Выготский выделил три уровня психологического диагноза и охарактеризовал каждый из них (см. тема 1).

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет "Измерительная шкала ума" А. П. Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине–Симона. Принципиальное отличие шкалы А. П. Болтунова от шкал Бине-Симона состоит в возможности проводить групповые испытания.

Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения. Связь между особенностями речевого развития и результатами тестирования к тому времени была доказана экспериментально (уже самые первые работы тестологов фиксировали эту зависимость). Однако с течением времени социальный аспект существования интеллектуальных различий между слоями и классами общества для тестологии становился все более острым и значимым.

В этом отношении чрезвычайно важны работы М. Ю. Сыркина, поскольку в отечественных исследованиях по психологическому тестированию он первый доказал, сколь противоречивой является тестовая диагностика индивидуальных различий, допускающая прямо противоположную интерпретацию результатов исследования. Самостоятельные экспериментальные работы М. Ю. Сыркина показывают, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых имеется линейная форма связи, в некоторых случаях достаточно тесная, к тому же обладающая высокой временной стабильностью [20, с. 29].

В 20-е гг. нынешнего века в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения.

Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал "Советская психотехника" (1928–1934), проводились психотехнические конференции и съезды.

Как особая отрасль отечественной психологии психотехника организационно оформляется к 1927–1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений. Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически не обоснованных тестов. Результатом этого стало свертывание работ по психотехнике к середине 30-х гг. [20, с. 30].

В 30-е гг. возникает наука педология, которая стремилась синтезировать все имеющиеся знания о детях. Педология широко использовала тестирование для изучения детей. Но научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики не был осуществлен в рамках педологии. Претендуя на роль единственной "марксистской науки о детях", педология механически понимала влияние двух факторов (среды и наследственности), определяющих процесс развития психики, сводила качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике, увлекалась применением тестов, рассматривая их как средство измерения умственной одаренности и метод отбора умственно отсталых детей [20, с. 35].

В этой связи в начале 30-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии, завершившаяся Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Развернувшаяся в этот период резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики. Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе. По существу, этим были прекращены все психодиагностические исследования. Понадобилось около 40 лет, чтобы это направление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 60-х гг. вновь начинают появляться работы по психологической диагностике.

В конце 60-х гг. начинается второй период развития советской психодиагностики, отмеченный бурными дискуссиями о месте ее в системе психологического знания, принципах и методах, об отношении к зарубежному опыту. Постепенно дискуссии уступают место взвешенному научному анализу существующих проблем, поиску их решения. К проблемам психодиагностики в нашей стране обращались такие современные исследователи, как Л. Ф. Бурлачук [6,7], К. М. Гуревич [9,10], В. М. Мельников [15], Н. Ф.Талызина [23], Е. Т Соколова [22], Н. И. Шевандрин [25], Л. Т. Ямпольский [15] и др.

Задачи, стоящие ныне перед психодиагностикой, сложны и многообразны. Нет такой области практического приложения психологического знания, которая не нуждалась бы в помощи со стороны психодиагностики. В то же время требуют безотлагательного решения методологические проблемы психодиагностики, связанные с разработкой как общей теории, так и отдельных направлений исследований [20, с. 36].

Подводя итог рассмотрению отечественных работ в области психодиагностики, следует отметить, что, несмотря на большое количество вторичных исследований, копирующих западные, в истории имелись и интересные самостоятельные работы, пытающиеся решить научно-методологические проблемы диагностики.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Расскажите об истоках психодиагностики.

2. Какие психодиагностические методики были созданы в рамках интроспективной психологии?

3. Какие психодиагностические методики связаны с методологией бихевиоризма?

4. Где находятся истоки проективных психодиагностических методик?

5. Назовите наиболее известные психодиагностические методики.

6. Расскажите о проблемах психодиагностики.

7. Назовите советских психологов, внесших вклад в развитие психодиагностики в нашей стране.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.