Профессионально-этические принципы
Психодиагностики
Для того чтобы в процессе психодиагностического обследования избежать этических проблем, психодиагносту необходимо выполнять ряд требований. Эти требования могут реализовываться по-разному в зависимости от ситуации. Поэтому психодиагност должен знать основные этические принципы психодиагностики, которые определяют его поведение в той или иной ситуации. Р. С. Немов выделяет пять основных этических принципов психодиагностики. Рассмотрим эти принципы. Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использоваться для решения его судьбы.
Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т. е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям [18, с. 19–20]. Соблюдение данных принципов должно обеспечить разрешение многих проблем этического характера при проведении психодиагностического обследования. В западных странах существует этический кодекс практического психолога, включающий в себя целый ряд этических требований, которые должен соблюдать специалист-психолог в процессе своей профессиональной деятельности. По отношению к тем, кто не является психологом, но занимается проведением психодиагностических обследований, предъявляются дополнительные требования. В частности, Л. Ф. Бурлачук и С. М. Морозов называют четыре основных требования, предъявляемые к специалистам-непсихологам. «1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.
2. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами. 3. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. Комментарий. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики. 4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам» [7, с. 415]. Таким образом, проведение психодиагностического обследования может сопровождаться возникновением проблем этического характера. Для того чтобы не допустить появления таких проблем, психодиагност должен в первую очередь соблюдать рассмотренные нами этические нормы и требования. К специалистам-непсихологам предъявляются дополнительные требования, обусловленные, в частности, отсутствием у них необходимого уровня психологических знаний.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные проблемы этического характера, возникающие в результате проведения психодиагностического обследования. 2. Перечислите основные этические принципы психодиагностики. 3. Назовите требования, предъявляемые к специалистам-непсихологам, проводящим психодиагностическое обследование.
Тема 4. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
Свойства личности как относительно устойчивые Характеристики человека Как мы выяснили, основной целью психодиагностики является изучение индивидуально-психологических особенностей человека, выявление и измерение его индивидуальных психологических качеств и свойств. Однако насколько правомерно говорить о том, что психика человека имеет устойчивые свойства и качества, которые определяют его поведение? Если психика человека реально не обладает такими устойчивыми характеристиками, которые ей порой приписываются, то что же изучает психодиагностика? Не есть ли ее предмет фикция? Данная проблема становится актуальной в 60-е гг., когда появляются исследования, в которых обосновывается положение о том, что вариативность поведения зависит не от индивидуально-психологических различий, на которые прежде всего нацелена психодиагностика, а от ситуационных (см. тема 2). В процессе развития психологии и психодиагностики за рубежом оформились три подхода к рассмотрению личности. Первый, традиционный, признает первичной и главной предпосылкой поведения систему устойчивых индивидуально-психологических особенностей или черт. Предполагается, что формы поведения, соответствующие свойствам, устойчивы и проявляются в различных ситуациях, что определяет их трансситуативную стабильность. К представителям данного подхода можно отнести таких исследователей, как Г. Оллпорт, Р. Кеттел. Основателем данного подхода является Г. Оллпорт, который заложил основы теории личности, получившей название «теория черт». Согласно Г. Оллпорту, личность представляет собой прижизненно формирующуюся индивидуально своеобразную совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Основываясь на теории Г. Оллпорта, Р. Кеттел придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).
Представители теории черт доказывали существование индивидуальных устойчивых черт у человека, опираясь прежде всего на математико-статистические методы. Так, в частности, Г. Айзенк доказывал существование у человека тех или иных черт, используя факторный анализ. Заслугой Г. Айзенкаявилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты [2, с. 5]. Г. Айзенк считал, что черта может быть определена как ряд взаимосвязанных поведенческих актов. Черта понималась им как группа коррелирующих поведенческих актов или тенденций деятельности. Она является организующим принципом, выведенным из наблюдаемой согласованности человеческого поведения. В свою очередь тип личности Г. Айзенк понимал как группу коррелирующих черт. И в соответствии с такой точкой зрения различие между понятием «черта» и «тип» кроется не в непрерывности гипотетической переменной, не в форме ее распределения, а является различием общего и частного [2, с. 6]. Еще в 60-е гг. основные положения теории черт начинают подвергаться критике. В частности, было показано, что поведение в определенной мере ситуативно специфично, зависит от особенностей конкретной ситуации. Исследователи установили, что корреляция одних и тех же форм поведения в различных ситуациях чаще всего очень слабая. В связи с этим была предложена другая концепция, которая полностью отвергает какую-либо роль устойчивых черт или свойств, а главным фактором формирования поведения признает особенности конкретной ситуации (S) и предшествующую историю связей стимулов и реакций в аналогичной или сходных ситуациях (S-R – закономерность). Эта концепция, получившая название ситуационизма, фактически смыкается с бихевиоризмом и необихевиоризмом. Если теория черт фактически изображает человека марионеткой наследственных и приобретенных свойств, то ситуационизм делает его рабом стимулов внешней среды или последовательности ситуаций. В настоящее время большинство исследователей считают необходимым учитывать при исследовании личности как индивидуально-психологические, так и ситуационные переменные.
В последнее время в рамках так называемого «интеракционизма» развивается представление, в какой-то мере учитывающее слабые стороны указанных подходов. С точки зрения интеракционизма необходимо учитывать динамическое взаимодействие ситуаций и индивидуальных особенностей человека, активность которого проявляется в выборе ситуаций и субъективном их восприятии. Одна и та же ситуация по-разному интерпретируется людьми в зависимости от их свойств и опыта. Поведение в значительной мере определяется характером этой интерпретации. В результате действий личности активно изменяются характеристики ситуации. В различных ситуациях, предъявляющих разные требования к индивиду, активизируются разные черты: ситуации, требующие особой тщательности и внимания, вызывают проявление черт "внимательный–невнимательный", "аккуратный–небрежный", ситуации встречи или знакомства людей друг с другом вызывают проявление черт "общительный–замкнутый", "отзывчивый–черствый" и т. п. Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты личности [20, с.175]. Таким образом, рассматривая личность человека можно говорить об относительной устойчивости ее характерных черт. Это связано с тем, что те или иные характерные особенности личности проявляются не во всех жизненных ситуациях. Рассмотренная нами проблема, так и не нашла окончательного разрешения. Говоря о психодиагностике, можно констатировать, что она основана на представлении о свойствах как относительно устойчивых характеристиках человека, которые, мало изменяясь во времени, позволяют прогнозировать его поведение. Психологическая диагностика личности невозможна без знания ее структуры и закономерностей ее становления. Структура личности является чрезвычайно богатой и сложной и имеет множество качественно различных проявлений. Поэтому целесообразно выявить хотя бы некоторые, основные ее параметры и именно по отношению к ним анализировать проблему психологической диагностики. Лишь такой подход может стать посильной задачей для анализа, ограниченного конкретной практической целью. В структуре личности можно выделить такие параметры, или черты, которые являются системообразующими, или интегральными, т. е. сами включают более частные, значимые личностные свойства. К таким системообразующим чертам личности разные авторы чаще всего относят: 1) мотивацию; 2) самосознание; 3) межличностные отношения [20, 177]. Для изучения особенностей мотивации используются разного рода опросники и проективные методики. Проективные методики позволяют диагностировать глубинные мотивационные образования, особенно неосознаваемые мотивы. В области психодиагностики самосознания используются стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, проективные и репертуарные методики. При диагностике межличностных отношений помимо опросников и проективных методик применяется социометрия. Итак, под термином "личность" чаще всего понимают совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. Выявление и изучение данных качеств предполагает исследование поведения человека в различных ситуациях. Выявленные качества нельзя понимать как абсолютно устойчивые характеристики личности. Поскольку личность является очень сложным образованием, включающим в себя множество связанных друг с другом особенностей человека, психодиагностика сосредоточивается на изучении ее системообразующих черт (мотивации, самосознания, межличностных отношений).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|