Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа в малых группах/самостоятельная работа




Задание №1:

Задание №2:

Хорошо известен факт перехода того или иного вещества из одного его состояния в другое под воздействием тех или иных условий: металлы при нагревании из твердого состояния переходят в жидкое.

Существуют изменения и другого рода: при определенных условиях (температуре около 2500 градусов и колоссальном давлении — в 10 миллиардов паскалей) графит превращается в алмаз.

Можно ли в этих случаях говорить о развитии? Ответ необходимо обосновать.

Задание №3:

М. Борн писал, что поскольку теория относительности отвергла такие понятия, как «абсолютное пространство», «эфир» и т.д., и поскольку с позиции Эйнштейна

Птолемей и Коперник в одинаковой мере правы, то чье мнение предпочесть — вопрос удобства*.

Считаете ли вы правомерным этот вывод Борна? Какова здесь ваша позиция?

Задание №4:

Во второй половине двадцатого столетия С. Маршак написал такие строки:

Сегодня в полночь

Пущена ракета.

Она летит

Быстрее света

И прилетит на Землю

В семь утра. Вчера.

О каком феномене идет речь в этом стихотворении? Как вы можете его объяснить?

Задание №5:

В рамках рассмотренной гипотезы о волновой квантово-механической природе мозга существует предположение о том, что структура физического вакуума задается «первичными» полями и взаимодействиями, которые являются источником как материальных (физических, энергетических), так и идеальных (семантических, безэнергетических, информационных) полей и объектов. Первичные поля с помощью полей информационных управляют «рождением» материи из физического вакуума. Мозг человека, в соответствии с этой гипотезой, генерирует, транслирует и воспринимает первичные поля, несущие ту или иную информацию. Получается, что мозг продуцирует не только идеальное (мысль), но и материальное — первичное поле.

Согласны ли вы с такой точкой зрения?

составить таблицу

   

 

1.      

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко, В.П. Философия: учебник для бакалавров / В.П. Лавриненко. - М.: Юрайт, 2014.

2. Пастушкова, О.В. Конспект лекций по философии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Воронеж: ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014.

  1. Систематическая философия: учеб. пособие / Под ред. Курочкиной Л.Я. – 2010.

4. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. - Мн., 1998.

Дополнительный

1. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. – М., 1982.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. – М., 1986.

3. Гайденко П.П. Время в античной философии. Время в философии Нового времени / П.П. Гайденко // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2000. – Т. 1. – С. 451-457.

4. Гайденко П.П. Бытие / П.П. Гайденко // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2000. – Т. 1. – С. 337-345.

5. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.

6. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Ленин В.И. ПСС. - Т. 18.

8. Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке / Ю.Б. Молчанов. – М.: Наука, 1990.

9. Основы онтологии: учеб. пособие / Под ред. Ф.Ф. Вяккерева, В.Г. Иванова, И.Б. Липского, Б.В. Маркова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

10. Пригожин И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стингерс. – М., 1986.

11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. – М.: Республика, 2000.

12. Эйнштейн А. Проблема пространства, поля и эфира в физике / Альберт Эйнштейн // Эйнштейн А. Собр. науч. трудов: в 4 т. – М.: Наука, 1966. – Т. 2. – С. 283-285.

 

ТЕМА XI. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

План

§1.Человек как философская проблема. Дух – душа – тело.

§2. Свобода, противоречия свободы.

§3. Смысл жизни, судьба и предназначение человека.

§4. Человек перед лицом смерти.

§5. Любовь как вершина человеческого в человеке.

§6. Человечность человека в гуманизме.

 

Основные понятия: человек, личность, индивид, антропология, гуманизм, свобода, бытие-в-мире, своеволие, судьба, смысл жизни, экзистенция, любовь, эрос, пол, одиночество, диалог, страх, смерть, «ничто», самоубийство, эвтаназия, игра.

 

Самостоятельная работа

Задание №1: прочитайте текст, сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Задание №2: прочитайте текст, сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Работа с цитатами

Задание: прочитайте цитату, определите, к какой школе Древнего Востока она относится (конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, буддизм), дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал.

 

Темы эссе

1. «Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание

Задание: прочитайте текст Б. Дандарона из работы «Письма о буддистской этике», законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.

Человек - это единственное создание, которое отказывается быть тем, чем оно на самом деле есть (А. Камю).

Вопросы к тексту

1. Что такое философская антропология, каков ее предмет?

2. Как соотносится в человеке дух, душа и тело?

3. Каким образом понимается человек в истории философии?

4. Что такое свобода? Каковы ее противоречия?

5. Какова диалектика жизни и ее смысла?

6. Каков смысл, содержание и значение принципа гуманизма?

7. Каково место страха в онтологической структуре человека?

8. Что есть смерть в различных культурных и философских традициях?

9. Какие трудности существуют в осмыслении проблемы эвтаназии и самоубийства?

10. Как понимается любовь в различных философских традициях?

11. Как соотносится в человеке природное и социальное?

12. Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»?

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1:

Задание №2:

Задание №3:

Задание №4:

Библиографический список

Основной

Дополнительный

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 528 с.

2. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода / Н. Аббаньяно // Вопр. философии. - 1992. - №8. - С. 145-157.

3. Бубер М. Проблема человека / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры. - М.: АСТ, 1999. - 202-300.

4. Доброхотов А.Л. Дух / А.Л. Доброхотов // Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2000. - Т. 1. - С. 706-708.

5. Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможности разрешения / Д.И. Дубровский // Вопр. философии. – 2002. - №11. – С. 92-107.

6. Мещерякова Н.А. К курсу философской антропологии: Размышления о предмете / Н.А. Мещерякова // Человек, познание, культура / Отв. ред. Борисов И.И. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000. - Вып. 1. - С. 112-125.

7. Платон. Пир / Платон // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. – Т. 2. – С. 81-134.

8. Соловьев В. Смысл любви / Владимир Соловьев // Соловьев В. Избр. произведения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – С. 426-503.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

10. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм // Фромм Э. Догмат о Христе. - М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998. - С. 176-414.

11. Фромм Э. Искусство любви / Эрих Фромм. – Минск: Полифакт, 1990. – 80 с.

12. Хейзинга Й. Homo Ludens / Йохан Хейзинга // Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – С. 5-240.

13. Шелер М. Положение человека в космосе / Макс Шелер // Шелер М. Избр. произведения. - М.: Гнозис, 1994. - С. 129-193.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...