Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема XII . Учение об обществе (социальная философия)




План.

§ 1. Структура общества и его система.

§ 2. Гражданское общество и государство.

§ 3. Философия истории. Понятие исторического прогресса и его критерии.

§ 4. Информационное общество: теории, перспективы развития и специфика.

 

Основные понятия: общество, социальная философия, социальная система, социальная сфера,социальная общность, социальная дифференциация, социальная мобильность, социальная стратификация, сословия, касты, классы, статусные группы, нация, этнос, политика, государство, гражданское общество, политическая власть, прогресс, регресс, философия истории, информационное общество.

 

 

Самостоятельная работа

1.

Задание: Прочитайте §7. Период эллинистических школ. Итоги античности из учебного пособия Пастушковой О.В. «Конспект лекций по философии, а также текст из книги Ю. Гордера «Мир Софии», глава «Эллинизм», сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Темы эссе

Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание

Задание №1

Вопросы к тексту

Контрольные вопросы

1. В чем заключается особенность социальной философии?

2. Что понимается под выражением «социальная система»? Почему подход к изучению общества возможен как системный подход?

3. Какие существуют сферы общества и как они взаимодействуют друг с другом?

4. Какова социальная структура общества?

  1. Сравните два понятия – государство и гражданское общество. Выявите общее и различное в их содержании.
  2. Что такое философия истории и какие существуют подходы в философии истории?

7. Назовите и охарактеризуйте основные концепции направленности общественного развития.

8. Каковы основные критерии исторического прогресса?

  1. Чем отличается информационное общество от традиционного типа общества?

 

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1

Задание №2:

     
     

Задание №3:

 

Библиографический список

Основной

Дополнительный

1. Адорно Г.К логике социальных наук / Г.К. Адорно // Вопросы философии. - М., 1992. - № 10.

2. Поппер К. Логика социальных наук / К. Поппер // Вопросы философии. - 1992. - № 10.

3. Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 297-424.

4. Белл Д. Социальные рамки индустриального общества // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. – С. 330-340.

5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

6. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. произведения. – М.,1990.

7. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизационному сообществу // Полит. исследования. – 1993. - №5. – С. 31-35.

8. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций / Б.Л. Губман. - М., 1991.

9. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука / В.М. Межуев // Вопросы философии. - 1994. - № 6.

10. Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - М., 1991.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М., 1994.

 

ТЕМА XIII. ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (АКСИОЛОГИЯ)

План.

§1. Ценности, их природа, классификация.

§2. Ценность, оценка, истина и норма, ценностные ориентации.

§3.Морально-нравственные (этические) ценности.

 

Основные понятия: ценность, оценка, истина, идеал, норма, аксиология, мораль, нравственность, добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, красота, прекрасное, эстетическое, вера, свобода совести.

 

Самостоятельная работа

Задание №1: прочитайте текст учебного пособия Пастушковой О.В. «Конспект лекций по философии», Тема 4 «Натурфилософия Н. Кузанского». Сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Задание №2. Прочитайте текст о Реформации и М. Лютере из книги Ю. Гордера «Мир Софии», а также о влиянии Реформации на философское мышление. Сделайте краткий конспект, ответьте контрольные вопросы.

Работа с цитатами

Задание: прочитайте цитату, определите, кто из средневековых или ренессансных философов ее автор, дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал.

Темы эссе

Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание

Задание: прочитайте текст Э. Жильсона из книги «Философия в средние века», законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.

 

Вопросы к тексту

1.

Контрольные вопросы

1. Что такое аксиология, и какое место она занимает в философском знании?

2. Какова иерархия ценностей?

3. Какие существуют теории ценностей?

4. Как соотносятся между собой ценности и оценка?

5. Как соотносятся понятия ценности, истины и нормы?

6. Как соотносятся между собой этические и эстетический ценности?

7. Какие существуют этические ценности?

8. Какие существуют религиозные ценности?

9. Существуют ли общечеловеческие ценности?

 

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1:

Задание №2: объясните следующие понятия средневековой христианской философии:

Задание №3: заполните таблицу, указав представителей картины мира и основное ее содержание.

Задание №4:

Библиографический список

Основной

Дополнительный

1. Абишева А.К. О понятии «ценность» / А.К. Абишева // Вопр. философии. – 2000. - №3.

2. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта / Р.Г. Апресян // Вопр. философии, 1993. - № 8. - С. 32-43.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. – М, 1986.

5. Каган М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. – М., 1997.

6. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 1982.

7. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. – М.: Пресса, 1991.

8. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / В.С. Соловьев // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. – М., 1988. – Т. 1.

9. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / Макс Шелер // Шелер М. Избр. произведения. - М.: Гнозис, 1994. - С. 259-337.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...