Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема XVI. Будущее человечества (философский аспект)




План.

§1. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия.

§2. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения.

§3. Проблема выживания человечества. Сценарии будущего. Футурология.

 

 

Основные понятия: техногенная цивилизация, информационное общество, глобализм, глобализация, коэволюция, научно-техническая революция, глобальные проблемы, футурология, научное прогнозирование, демографические проблемы, общество риска, информация, концепция устойчивого развития, ноосфера, техносфера.

 

 

Самостоятельная работа

Задание №1: прочитайте текст о марксистском учении об обществе. Законспектируйте его, ответьте на контрольные вопросы.

Работа с цитатами

Задание: прочитайте цитату Маркса или Энгельса, дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал.

Темы эссе

 

Работа с философским текстом

Задание: прочитайте фрагмент текста К. Маркса «Тезисы о Фейербахе», законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.

 

Вопросы к тексту

1

 

Контрольные вопросы

1. Что такое глобальные проблемы? Почему и когда они возникли?

2. В чем заключается процесс и противоречия глобализации?

3. Что такое футурология?

4. Какие существую подходы в решении глобальных проблем?

5. В чем заключается суть концепции устойчивого развития?

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1: заполните таблицу

Задание №2: заполните таблицу.

     
     

Задание №3: заполните сравнительную таблицу о соотношении материи и сознания, по Марксу.

     
     
     
     
     
     

Библиографический список

Основной

Дополнительный

1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004. – 188 с.

2. Белимов Г.С. Ноосферная цивилизация будущего // Грани эпохи. Этико-философский журнал. №39, 2009.

3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

4. Голубинцев В.О. Глобальные проблемы современности и концепция устойчивого развития / В.О. Голубинцнев, Г.Г. Козлечков // Феномены природы и экология человека: Сборник научных трудов и материалов Пятого Международного Симпозиума (Казань, 26- 28 мая 2008 г.) в 2 т. Т. 1. – Казань: Хэтер, 2008. – С. 78-81.

5. Тоффлер, Элвин. Третья волна. - М.: АСТ, 2004 — 784 c.

6. Фукуяма Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, 2004. – 349 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия, несмотря на то, что является необходимым предметом в образовательной программе любого вуза, снискала себе славу дисциплины «несъедобной», ненужной, скучной и непонятной. Более того, слово «философ» в студенческой среде, да и в обществе в целом зачастую произносится иронически, с насмешкой, если не ругательно, в то время как в античности философы были всегда в почете. Почему философию не любят? Почему философия снискала себе славу науки скучной и даже занудной, не являясь таковой на самом деле? Ведь философский мир – это мир величайший по своей мудрости. Почему студента не затрагивает эта мудрость?

На наш взгляд, главной причиной является отождествление философии со знанием, которое во что бы то ни стало надо передать. В результате, вместо философии изливается поток ненужных слов: чуждых, далеких, не затрагивающих глубинные струны человеческой души. В этом, быть может, повинны государственные образовательные стандарты, по форме одинаковые с другими предметам и различающиеся лишь по содержанию. Однако не является ли философия «материей» слишком тонкой и неуловимой, чтобы взвешивать ее на одних весах с другими науками? Ведь философия не столько наука, сколько мировоззрение, определенная система взглядов на мир. И, как сказал М. Мамардашвили, учебник философии – это только вторая половина пути, а первую часть пути человек должен пройти сам, собственным усилием мысли.

Данное учебное пособие – это как раз первый шаг на пути к познанию философии, второй шаг за вами! Надеюсь, вы полюбите философию, но чтобы полюбить ее, надо войти в ее мир, начав философствовать, рассуждать, «прикасаться» собственной мыслью к мыслям великих – Сократа, Платона, Гегеля, Маркса, Хайдеггера…

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII- XVIII вв.) [Teкст]  / П.П. Гайденко. – М., 1987.

2. Гайденко, П.П. К предыстории становления новоевропейской науки [Teкст]  / П.П. Гайденко // Философия, наука, цивилизация. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С. 6-30.

3. Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. [Текст]. - М.: Мысль, 2000.

4. Ойзерман, Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы [Teкст] / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии, 2001, №2.

5. Новейший философский словарь [Текст] / Сост. А. А. Грицанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. - 1280 с. 

6. Пастушкова, О.В. Конспект лекций по философии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Воронеж: ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014.

7. Современная западная философия: Словарь [Текст] / Под редакцией В. С. Малахова, В. П. Филатова - М.: ТОН-Острожье, 1998. - 544 с.

8. Современный философский словарь [Текст]. - СПб.: Академический проект, 2004. - 864 с.

9. Философский словарь [Текст]. - М.: Республика, 2002. - 720 с.

10. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: Инфра-М, 1997. - 576 с.

11. Философский словарь [Текст] / В. Н. Мирошниченко, Л. В. Остапенко, Э. В. Шахова. - М.: Феникс, 2004. - 560 с.

12. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Текст]. - М.: «КАНОН+», 2009. - 1248 с.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....3

ТЕМА I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ............................................................................7

ТЕМА II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА………….34

ТЕМА III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ…………….......53

ТЕМА IV. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………….71

ТЕМА V. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ……………………………………………...103

ТЕМА VI. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………………………………………140

ТЕМА VII. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ………………………….162

ТЕМА VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………….176

ТЕМА IX. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX – ХХ ВЕКА…………………219

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….249

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………….250

 

Учебное издание

 

Пастушкова Ольга Вячеславовна

Иноземцева Евгения Александровна

 

ПРАКТИКУМ ПО ФИЛОСОФИИ

ЧАСТЬ 2

 

В авторской редакции

 

 

Подписано к изданию __..2018.

 

Объем данных 1,5 Мб.

 

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный

технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...