Тема XIV. Познание (гносеология)
План. §1.Гносеология как теория познания. §2. Проблемы гносеологии в истории философии. §3. Особенности познавательных способностей человека. §4. Субъект и объект познания. §5. Философское учение об истине. Теории истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истины.
Основные понятия: гносеология, сенсуализм, истина, абсолютная истина, относительная истина, практика, представление, ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория,корреспондентская теория истины,прагматистская теория истины, конвенциалистская теория истины, когерентная теория истины, интуиция,
Самостоятельная работа Задание №1: Прочитайте текст. Сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.
Работа с цитатами Задание: прочитайте цитату, определите, к какому философу XVII - XVIII вв. она относится, дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал. Темы эссе Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание Задание №1: прочитайте фрагмент текста французского материалиста Ламетри «Человек – машина». Законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы. Вопросы к тексту Задание №2: прочитайте фрагмент текста Ж.-Ж. Руссо « Об общественном договоре…». Законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы. Вопросы к тексту Контрольные вопросы 1. Каково место гносеологии в философском знании? 2. Каковы основные формы чувственного познания? 3. Каковы основные формы рационального познания? 4. В чем суть спора рационализма и сенсуализма? Каковы аргументы сторон?
5. Существует ли абсолютная истина? 6. Какие существуют теории истины? 7. Что такое практика, и какую роль она играет в процессе познания? 8. Какова роль интуиции в процессе познания? 9. Существует ли предел познаваемости мира?
Работа в малых группах/самостоятельная работа Задание №1: определите, каким мыслителям Нового времени принадлежат следующие понятия: Задание №2: заполните таблицу. Задание №3: Задание №4: составьте сравнительную таблицу: «Онтологические позиции новоевропейской философии» (плюрализм, монизм, дуализм). Библиографический список Основной
Дополнительный 1. \ Айдянин В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии / В.Ф. Айдянин. – Л., 1991. 2. Айзенк Г. Объяснение необъяснимого: Тайны паранормальных явлений / Г. Айзенк, К. Сарджент. - М., 2001. 3. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Высшая школа, 1991. 4. Белов В.А. Ценностное измерение науки / В.А. Белов. - М., 2001. 5. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество / Б.С. Грязнов. – 2-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. 6. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. - М., 1980. 7. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.
ТЕМА XV. НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ План. §1. Наука как вид духовного производства. §2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. §3. Метод и методология научного познания. §4. Научные традиции и научные революции. §5. Научная рациональность. Типы научной рациональности.
Основные понятия: наука,метод, методология, эксперимент, научный факт, гипотеза, теория, парадигма, индукция, дедукция, научное предвидение, научная рациональность.
Самостоятельная работа
Задание №1: прочитайте текст Законспектируйте его, ответьте на контрольные вопросы.
Работа с цитатами Задание: прочитайте цитату, определите, ктоиз классических немецких философов ее автор, дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал. 1. Темы эссе 1. Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание Задание №1: прочитайте фрагмент из текста Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы. Вопросы к тексту Контрольные вопросы 1. Каково место науки в духовном производстве? 2. В чем специфика эмпирического уровня познания? 3. В чем специфика теоретического уровня познания? 4. Что такое метод? Что такое методология? 5. В чем специфика общелогических методов познания? 6. В чем особенность научных методов познания? 7. Какое место в науке занимает научная традиция? 8. Каким образом осуществляются научные революции? 9. Какие существуют типы научной рациональности? Работа в малых группах/самостоятельная работа Задание №1: заполните таблицу. Задание №2: заполните таблицу. Задание №3: заполните таблицу. Библиографический список Осноовной Дополнительный 1. Степин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, В.А. Розов. – М., 1995. 2. Дынич В.И. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения / В.И. Дынич, М.Л. Емельяшевич, Е.Л. Толкачев, Л.М. Томильчик // Вопр. философии. -1994. - № 9. 3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М., 1990. 4. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика / П.Л. Капица. - М., 1987.
5. Кравец А.С. Идеалы и идолы науки / А.С. Кравец. - Воронеж, 1993. 6. Кравец А.С. Методология науки / А.С. Кравец. - Воронеж, 1991. 7. Кун Т. Структура научных революций / Томас Кун. - М., 1977. 8. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. - М., 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|