Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  1.2. Жанр научно-педагогического дискурса




Педагогический дискурс понимается как процесс коммуникативного взаимодействия учителя (преподавателя) и учащихся в профессиональной педагогической сфере; это коммуникативное событие, включающее в себя значения, общедоступные для участников коммуникации, знание языка, знание мира, установки и представления [8, с. 20].

    Участниками педагогического дискурса являются преподаватель и учащиеся, коллеги, родители учеников. Ученые отмечают неравноценное положение учителя и учащихся. Их роли строго разграничены и детерминированы социальным статусом. Учитель выбирает предмет речевого общения (тему урока, тему воспитательной беседы и пр. ), ищет функциональные речевые стратегии. Он дает разрешение ученикам включиться в диалог, прерывает контакт по своему усмотрению; определяет продолжительность коммуникации во времени.

Волгоградский ученый В. И. Карасик анализирует педагогический дискурс с точки зрения его цели (социализация нового члена общества: объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от ученика, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов), ценностей, стратегий (объясняющей, оценивающей, контролирующей, соединяющей и организующей), жанров и прецедентных текстов, к которым исследователь относит школьные учебники и хрестоматии, правила поведения учащихся, а также многие известные тексты детских книг, песен, пословицы, поговорки, известные афоризмы на тему учебы, знаний, отношений между учителем и учеником. [5, с. 34].

Лингвистический аспект взаимодействия учителя и ученика на уроке в классе включает следующие проблемы:

1) изучение функций высказываний таких, как утверждение, вопрос, ответ, команда и пр. и способов их интерпретации;

2) последовательность появления высказываний разных функциональных типов;

3) способы, средства и порядок введения тем; закономерности развития тематической структуры дискурса на уроке;

4) право говорящих на речь: кем и как оно определяется, как реализуется [8, с. 54].  

Педагогический дискурс − многожанровое функциональное образование. В каждой сфере деятельности имеется свой репертуар речевых жанров, в том числе репертуар педагогических жанров – особых форм речевой практики учителя. В педагогическом дискурсе учитель выполняет роль ведущего, определяет очередность реплик, вводит и завершает темы, распоряжается правом на речь. Минимальной единицей педагогического дискурса  является речевой жанр.

Речевой жанр самым тесным образом связан с понятиями речевого события. В высшей школе образовательный процесс организован такими всем известными речевыми событиями, как лекция, семинар, коллоквиум, консультация, зачет, экзамен, конференция. Как отмечают В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина и М. А. Ягубова, речевым событием следует называть «относительно самостоятельные участки, имеющие хотя и не абсолютно строгую, но достаточно определенную организацию и обслуживаемые характерными для них устойчивыми комплексами речевых жанров» [9 с. 56].    Например, для речевого события конференции характерны жанры доклада, вопроса, ответа, научной статьи, тезисов; для экзамена – жанры вопроса, ответа, похвалы, порицания и т. д. Представим подробнее, какие речевые жанры оформляют современный научно-педагогический дискурс и каковы критерии его жанровой классификации. Первую жанровую типологию дает в исследовании сам М. М. Бахтин, разделив жанры на первичные (простые) и вторичные (сложные). Первичными являются краткие жанры непосредственного речевого общения, в то время как вторичными – жанры, возникающие «в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения» [8, с. 449]. Согласно этой типологии, к первичным педагогическим жанрам следует отнести приветствие, прощание, представление студента / исследователя и преподавателя аудитории, вопрос, ответ, просьбу, требование, совет, предупреждение, пожелание, сожаление, убеждение, поощрение, похвалу, порицание, напутствие. Группа вторичных, или комплексных, по М. Ю. Федосюку [9 с. 67], жанров представлена сообщением, описанием, объяснением, рассуждением, дискуссией, домашним заданием, лекцией, конспектом лекции, научной статьей, тезисами, аннотацией, рефератом, выпускной квалификационной работой, диссертацией, монографией, учебным пособием, учебником, рабочей программой дисциплины. В общем виде можно вывести основную тенденцию в разграничении жанров педагогического общения на первичные и вторичные: жанры первой группы ориентированы на фатическое целеполагание в процессе общения, в меньшей мере педагогичны и в большей степени универсальны в том смысле, что функционируют фактически в любой сфере коммуникации; жанры второй группы, напротив, реализуют информативную установку, в связи с чем именно на них возлагается приоритетная задача научнопедагогической сферы – обмен информацией. Основываясь на сформулированных М. М. Бахтиным положениях, Т. В. Шмелёва выделила главнейший конститутивный признак речевого жанра – коммуникативную цель, или иллокуцию, согласно которой все речевые жанры будут отнесены к информативным, императивным, оценочным и этикетным [9 с. 89]. По данному типологическому основанию – иллокутивной направленности – жанры научно-педагогического общения распределяются следующим образом.    

1. Информативные речевые жанры – это высказывания, цель которых –      различные операции с информацией: ее предъявление или запрос,      подтверждение или опровержение. Посредством данных жанров говорящий реализует главным образом объясняющую и отчасти контролирующую функции.

Именно второй тип информации представляет особую ценность в аспекте педагогического дискурса, так как демонстрирует предельную самостоятельность мышления обучающегося и «высший уровень творчества». Реализация этого высшего уровня происходит посредством таких информативных жанров, как описание, объяснение и выведение правил. Прочие информативные жанры педагогического дискурса дополняют и систематизируют процесс обмена информацией: вопрос, ответ, формулировка задания, совет и предписание, сообщение, рассуждение, дискуссия, домашнее задание, лекция, конспект лекции, научная статья, тезисы, аннотация, реферат, выпускная квалификационная работа, диссертация, монография, учебное пособие, учебник, рабочая программа дисциплины.

 2. Императивные речевые жанры – высказывания, цель которых – вызвать осуществление / неосуществление событий, необходимых, желательных или, напротив, нежелательных, опасных для кого-либо из участников общения. Роль жанров данной группы в педагогическом общении переоценить трудно, так как именно они выполняют воздействующую / стимулирующую учебную деятельность функцию. К императивным жанрам педагогического дискурса следует отнести просьбу, требование, предупреждение, убеждение, напутствие. Важнейшим организационным моментом при реализации императивных жанров является наличие социальной иерархии во взаимоотношениях преподавателя и студента.

3. Оценочные речевые жанры – высказывания, цель которых – изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей. Среди всех оценочных жанров наиболее важными для педагогического общения представляются похвала и порицание. Анализируя иллокутивные характеристики названных жанров, исследователь диалогического дискурса И. В. Бессонова приходит к выводу о наличии у них общих целеустановок на стремление через оценку поступка адресата просигналить о социальном отражении личности последнего, чем сообщить ему «представление о том, каким его видят окружающие» [8 с. 12].

Таким образом, в качестве доминантной комплексной интенции оценочных речевых жанров можно выделить регулирующую (стимулирующую или исправительную) цель, что особенно ценно в аспекте эффективности образовательного процесса. 4. Этикетные речевые жанры – высказывания, цель которых – осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума. Таким образом, на основании изложенных рассуждений можно сделать вывод о том, что система научно-педагогических жанров достаточно сложно устроена, характеризуется многочисленностью и разнообразием составляющих ее единиц: в данном виде дискурса представлены все общепризнанные типы речевых жанров. В качестве важного наблюдения следует отметить также явное преобладание информативных и оценочных жанров. Успешность информативных и оценочных высказываний во многом определяется умением педагога использовать фатическую составляющую общения, что в современном образовательном процессе часто оказывается недооцененным, а в действительности способствует эффективному сотрудничеству преподавателя и студента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...