Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

   ВЫВОД. ЗАКЛЮЧЕНИЕ




                                               ВЫВОД

Целостность лекции как коммуникативного события обеспечивается тем, что она членится на систему микрособытий, обладающих внутренней целостностью и устойчивой, повторяющейся композицией. Поскольку базовой задачей лекции является трансформация наивной картины мира в научную, микрособытия в лекциях имеют следующее смысловые разновидности: предъявление проблемы; формирование содержания понятия; аксиологическая оценка субъекта научного познания. Предъявление проблемы имеет две функциональные разновидности: ознакомление обучающихся с имеющимся в науке нерешенным вопросом и проблемное изложение вопроса, решенного в науке, но незнакомого обучающимся. Композиция микрособытия предъявление проблемы имеет трехчастную структуру: предъявление наблюдаемого факта; постановка проблемы; описание предполагаемого решения и предъявление верного решения (при его наличии). В том случае, когда проблема не является решенной, третья часть представляет собой описание решения, которое лектору представляется оптимальным. Формирование содержания понятия предполагает реализацию двух основных этапов: непосредственное указания на новый компонент научной картины мира; обусловленная ситуацией обучения система комментариев, позволяющих закрепить данное понятие в сознании обучающихся, вписав его в уже имеющуюся систему представлений. Обозначение нового понятия может сопровождаться комментарием его лингвистического облика (указание на этимологию и/ или подбор синонимов), что определяется прозрачностью внутренней формы термина. Структура и содержание комментариев определяется характером преподаваемой науки и обычно представляет собой историю открытия данного понятия и/или его место в системе подобных.

 Хронотопические маркеры, организующие логическую целостность изложения в лекции и ее связь с другими лекциями и дисциплинами в процессе обучения, делятся на внешние и внутренние. Внутренние хронотопические маркеры имеют следующие функциональные разновидности: анонсирующие (обеспечивающие проспективные связи информации внутри лекции); референтные (обеспечивающие связи ретроспективного плана); резюмирующие (обозначающие подведение итогов по фрагменту лекции или лекции в целом). Внешние хронотопические маркеры делятся на анонсирующие и референтные, по функции близкие к аналогичным внутренним, и аккумулирующие, обращающие слушателя к научному опыту, полученному на предыдущих этапах обучения. Эпистемические маркеры эксплицируют аксиологическую оценку излагаемого, с одной стороны, позволяют лектору указать, на каком этапе формирования научной картины мира в данный момент находятся обучаемые, а с другой – показать, насколько общепринятыми и достоверными являются суждения, составляющие актуальную картину развития науки. Каждая разновидность хронотопических и эпистемических маркеров имеет собственную систему средств выражения, обусловленную выполняемой функцией. Хронотопические маркеры задействуют глаголы речемыслительной деятельности, наречия и имена существительные со значением времени и места, а также разные способы выражения модальности. Эпистемические маркеры опираются в основном на имена существительные и имена прилагательные, в значении которых есть компонент, выражающий статус научного знания с точки зрения достоверности и общепринятости.

 

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Лекция представляет собой весьма перспективный в исследовательском отношении жанр учебно-научного дискурса. Совмещение черт устной и письменной речи, диалогическая природа при внешней монологичности, а также уникальная прагматическая перспектива – формирование у слушателей научного мировоззрения – все эти свойства лекции обусловливают специфику лингвистического облика речевых произведений данного жанра.

Лекция как жанр неоднократно становилась предметом внимания исследователей как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике. Отечественная лингвистика в основном обращается к тому, как в лекции реализована категория научности, какого рода информация предоставляется слушателям и каким образом в лекции манифестировано диалогическое взаимодействие со слушателями. В зарубежных исследованиях основным предметом внимания становятся целостные композиционные модели данного жанра. В современной лингвистике наиболее перспективным представляется исследование жанра лекции в системе понятий дискурсивной лингвистики. В функциональной стилистике накоплен значительный аналитический материал, который целесообразно осмыслить с позиций специфики жанрообразования.

  Несмотря на то, что лекция представляет собой речевое произведение, требующее от лектора подготовки, непосредственный акт общения осуществляется в ней в значительной степени спонтанно (в первую очередь, на уровне языкового облика), то есть речевое произведение создается автором и воспринимается слушателями в одно и то же время. Подобное свойство предопределяет событийную природу жанра лекции и позволяет квалифицировать ее как разновидность коммуникативного события.

В целом лекция представляет собой жанр событийной природы, функция которого реализуется в системе микрособытий, изложенных в определенной, методически обусловленной последовательности и организованных внутри и между собой системой хронотопических и эпистемических маркеров, создающих целостность лекции и ее связь с лекционным курсом, а также с предыдущими и последующими этапами обучения.

 

                 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...