Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логико-композиционная организация лекции




                                                   ВЫВОД

        

Лекция представляет собой жанр событийной природы, поскольку в процессе его реализации рождение текста и его восприятие слушателями осуществляется одновременно. Коммуникативное событие в лекции отражает иллокутивную асимметрию данного жанра и осуществляется по определенному плану, подчиненному базовой функции лекции – формированию у адресата научных представлений. Понимание лекции как коммуникативного события предполагает разработку новой модели целостного описания данного жанра. Наиболее целесообразным в данном случае представляется обращение к понятию хронотоп, отражающему взаимосвязь пространственных и временных координат в речевом произведении. Событие, имеющее пространственное и временное протяжение, может получить целостное описание только с учетом модели, описывающей названные параметры. Понятие хронотопа может быть положено в основу описания любого жанра, если его содержание предполагает эксплицированное обозначение протяженности в пространстве и времени. Для обозначения хронотопа как способа организации лекционного нарратива необходимо уточнить содержание данного понятия. Под хронотопом лекции (как и любого жанра событийной природы) понимается совокупность определенных временных и пространственных координат, составляющую структуру данного коммуникативного события. Создавая лекцию непосредственно в студенческой аудитории, преподаватель создает и модель времени и пространства, в котором происходит речевое действие. Основной особенностью хронотопа лекции является наличие нескольких уровней организации, так как лекция имеет собственные, внутренние пространственно-временные координаты, но при этом оказывается включенной, с одной стороны, в целый лекционный курс, а с другой – в общую систему развития науки. Экспликация лекционного хронотопа осуществляется на разных уровнях организации текста, как на уровне композиции, так и на уровне лексики и грамматики, причем все эти уровни взаимосвязаны. Понятие пространство в речевом произведении может быть определено по-разному, метафорические интерпретации при этом также могут быть очень различны. Лекция как акт общения разворачивается, как правило, в отсутствие реального передвижения в физическом пространстве. Соответственно, любые топические (пространственные) указатели будут обозначать не реальное пространство, в котором происходит коммуникация, а пространство метафорическое, в данном случае – умозрительное. Абсолютное большинство узнаваемых метафорических пространственных ориентиров в лекции манифестируют порядок изложения. Однако академическая лекция содержит и целый пласт неочевидных топических указателей, организующих пространство изложения. Поскольку главной задачей лекции является формирование фрагмента (фрагментов) научной картины мира, данные пространственные указатели эксплицируют интеллектуальный путь от наивных к научным представлениям. Время и пространство (в его умозрительном понимании) в лекции отдельно друг от друга не существуют. Последовательность изложения фрагментов материала, время его предъявления относительно других имеет прямое отношение к эпистемической оценке, так, например, при изложении нового материала элементы наивной картины мира эксплицируются в самом начале, там же обозначаются как таковые с тем, чтобы больше не быть упомянутыми; любое нарушение такого порядка (за исключением случаев, когда требуется повторное объяснение) значительно снижает эффективность процесса обучения. Вопрос о месте расположения той или иной информации в лекции, таким образом, есть одновременно и вопрос о времени ее предъявления обучающимся, что находит отражение в тесной взаимосвязи пространственно-временных обозначений. В непосредственном диалогическом контакте преподавателя и студентов процесс приращения знаний разворачивается стадийно и представляет собой коммуникативное событие, сценарий (коммуникативная программа) которого Коммуникативное событие, реализующееся в академической лекции, обладает несомненной целостностью, и значительная часть этой целостности обусловлена тем, что единое событие в ней членится на подсистему микрособытий. Данные микрособытия, с одной стороны, обладают типизированной содержательно-композиционной организацией, а с другой каждое из них имеет определённое прагматически обусловленное положение в составе целой лекции. Микрособытиями в лекции имеют три разновидности: предъявление проблемы, формирование содержания понятия и аксиологическая оценка субъекта научного познания. Внутренняя целостность лекции и ее связь с другими лекциями в составе курса и другими изучаемыми дисциплинами обеспечивается системой хронотопических и эпистемических маркеров. Хронотопические маркеры организуют связность элементов изложения, а эпистемические маркеры указывают на научную ценность приводимых суждений, обозначая для слушателей путь от наивных к научным представлениям.

                                                ГЛАВА 3.

ЛОГИКО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...