Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое задание: составьте комплекс диагностических методик, направленный на выявление познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.




Что касается детей более старшего дошкольного возраста, от трех-четырех до пяти-шести лет, то у них уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Вместе с тем значительная часть детей этого возраста все же характеризуется доминированием непроизвольных познавательных процессов, и именно на такие процессы опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной: как на детальное изучение развития природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности (рефлексивность – понимается, как способность человека осознавать свои мысли, чувств). Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей. Сказанное прежде всего относится к методам исследования познавательных процессов, но отчасти касается личности и межличностных отношений.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Там, где установить стандартную систему оценок трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предлагаются иные, нестандартные способы оценки. В стандартизованном комплексе психодиагностических методик представлены методики диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. В каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

 Так, особенностью мотивационно-волевой сферы старших дошкольников является то, что на данном этапе целенаправленность действий, соподчинение мотивов, произвольность деятельности, которые обеспечивают возможность сдерживать ребенку свои непосредственные желания в требующих этого ситуациях, только развиваются. Важную роль в деятельности дошкольников играют мотивы, связанные с интересом к деятельности, познавательные мотивы, мотивы установления положительного взаимоотношения с другими людьми, мотивы достижения успеха, нравственные и общественные мотивы, однако еще отсутствуют мотивы личностного роста, характерные для старших возрастов. Несмотря на то, что для дошкольного возраста характерны яркие, непроизвольные чувства, резко «вспыхивающие» и так же быстро угасающие, старшие дошкольники в значимых и требующих самоконтроля ситуациях уже могут сдерживать свои чувства, регулировать или скрывать их проявления. Наряду с эмоциональной регуляцией у старших дошкольников начинают развиваться такие качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, ответственность, обеспечивающие волевую регуляцию поведения. Важным моментом является становление самосознания (более высокая, в сравнении с предыдущими возрастными этапами, осознанность мотивов собственной деятельности, более объективная оценка своих способностей, качеств личности и поведения, однако еще наблюдается тенденция к завышенной самооценке). В развитии познавательной сферы дошкольников также существуют свои особенности. Основным видом мышления выступает наглядно-образное, которое позволяет ребенку при решении каких-либо задач опираться не на конкретные действия и предметы, а на представления о них. Однако многие дети старшего дошкольного возраста показывают наличие зачатков понятийного мышления, его отдельных элементов. С развитием мышления тесно связаны и изменения в речи ребенка. К концу дошкольного возраста помимо качественных, происходят и функциональные преобразования (речь становится средством мышления и участвует в постановке цели и планировании деятельности).

Методики: «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка - Цель: определение психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Методика направлена на определение   доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка. Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого. Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. Стимульный; материал). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца. Методика «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан) - За 5 минут до окончания занятия (само занятие обычное) экспериментатор объявляет: "Вам, ребята, пришло таинственное письмо, от кого оно - неизвестно. Внизу на этом листочке приложен шифр. Посмотрите, ребята!". Содержание письма может быть любым: отвлеченным или привязанным к теме урока; небольшим по объему - 2-3 предложения и подпись, а в качестве шифра используется обычная система соответствия букв алфавита и цифр. Каждому ребенку достается листочек с "Таинственным письмом". Под руководством экспериментатора дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. После этого объявляется перерыв на 10 минут. Экспериментатор предлагает другим детям (желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать работу могут оставить листочек на парте и идти гулять. После перерыва, перед началом следующего урока, дети сдают подписанные листочки. Методика «Познавательная потребность дошкольника» (В.С. Юркевич), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности - Стандартизированная анкета, включающая 7 вопросов, адресованных взрослым, имеющим отношение к воспитанию ребенка (воспитателям). Испытуемым дается анкетный лист с вопросами и предлагается ответить на заданные вопросы, выбрав один из вариантов ответов. Методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева), направленная на изучение инициативности, настойчивости, самостоятельности и произвольности эмоциональных проявлений - Цель: изучение волевой регуляции дошкольников. Проводят наблюдение за ребенком в разных видах деятельности (нами использовалось наблюдение в игре, на занятиях, в повседневной жизни). Анализ данных проводят по схеме: 1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленной взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, добиваться результата. Причины того, что цель не достигается. 2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди). 3. Какие волевые качества у ребенка сформированы. 4. Какие волевые привычки сформированы у ребенка: культурно-гигиенические (привычки регулярно поддерживать чистоту своего тела), привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности. Методика «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач -: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы. Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п.), на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты. Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка. Обработка и интерпретация данных. Методика «Идеальный компьютер» (М.А. Холодная), применяемая для изучения меры открытости познавательной позиции - Испытуемому дается следующая инструкция: "Представьте себе, что существует некий идеальный компьютер супернового поколения, который знает абсолютно все абсолютно обо всем и который может ответить на любой обращенный к нему вопрос. Ваше время общения с компьютером ограничено. Запишите, пожалуйста, любые вопросы, которые вы сочтете для себя важными и интересными и на которые вы хотите получить ответ. Помните, у вас есть шанс получить ответ на любой вопрос. На запись всех ваших вопросов отводится 10 минут"; бланк оценки результатов познавательной деятельности дошкольников, предлагаемый воспитателям для мониторинга объективных результатов в таких занятиях, как окружающий мир, развитие речи, грамота, математика; методика «Лесенка» - методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Методика «Что здесь лишнее?». Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «Раздели на группы». Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка Ему показывают картинку, изображенную на рис 4, и предлагают следующее задание. «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Методика «Вырежь фигуры». Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры На рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА и СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА:

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Соц. Пед. - К основным международным документам, связанным с проблемами защиты прав детей, относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.,         Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей 1980 г.,   Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г.,   Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. и др.

 Основные нормативно-правовые документы Федерального уровня:  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. с изменениями и дополнениями 1996г., 2006г.,   Федеральный закон РФ №120-ФЗ от24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ, от 24.07.1998г., Федеральный закон РФ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,. Федеральный закон Р.Ф. №3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон РФ№3185-1 от 02.07.1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996г., Гражданский кодекс Р.Ф., Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Конституция Российской Федерации 1993г., Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», и др. ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999); Положение о приемной семье Правительства РФ (1996) и др.

Пед.-псих. Федеральные: Конвенция о правах ребенка. Конституция Российской Федерации. Закон об образовании. 436-ФЗ от 29.12.2010 «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ». 427-ФЗ от 28.12.2010 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ НАПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА». Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998). Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ". Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений". Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ». Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 "О СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ". Федеральный Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" (принят ГД ФС РФ 04.12.1996). Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 <О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ>. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 (ред. от 26.12.2008) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.2.1178-02" (вместе с "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВИЛАМИ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. СанПиН 2.4.2.1178-02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2002 N 3997). Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 (ред. от 31.12.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" НА 2007 - 2010 ГОДЫ". Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 867 (ред. от 10.03.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ". Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-ЦЕНТРОВ)" (направлены письмом Минобрнауки РФ от 28.12.2007 N 06-1965). РЕШЕНИЕ Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 N 7/1 "О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ».   

Семейный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Трудовой Кодекс РФ.

Специальная документация: Это особый вид документации педагога - психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации педагога-психолога относятся: выписка из медицинской карты. Она отражает основные параметры психофизического развития ребёнка и его соматического состояния; карта психического развития ребёнка - совокупность сведений о возрастном развитии ребёнка, представленных в онтогенетическом аспекте; психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребёнка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребёнка; выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Содержание выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы; протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребёнком; протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний. Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми. Это - заключения, психологические карты и протоколы. Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребёнка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Организационно-методическая документация: нормы рабочего времени практического психолога; график работы; годовой план работы; дифференцированный план работы на месяц; бланки психологических запросов; журналы учета видов работы; программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов; альбом диагностических методик; тематические планы учебных курсов по психологии и журнал; справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ; статистический и аналитический отчёты о проделанной работе по итогам года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...