Охарактеризуйте риски личностного самоопределения в ранней юности. Составьте программу развития личностного самоопределения у юношей и девушек.
Социальная ситуация развития заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора. Профессиональное самоопределение становится психологическим центром социальной ситуации развития. Самоопределение — это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Результатом самоопределения является осознание своих целей, жизненных планов, общественных требований и их сопоставление Подросток, хоть и прогнозировал свое будущее, но реально более всего был занят установлением отношений со сверстниками, завоеванием статуса в контактной группе, уточнением собственной самооценки. Теперь же, в юности, задача состоит в том, чтобы найти свое место во взрослом мире и постараться его занять. Основной вектор психологического движения подростка направлен от взрослых, в мир отношений со сверстниками; подросток озабочен тем, чтобы самому решать свои проблемы, избегая помощи и оценок взрослых. Для юности же характерен не уход от взрослого мира, а сближение с ним, стремление войти в него на равных, а возможно и переделать этот мир "под себя". Социальная ситуация развития современного юношества очень сильно разнится в зависимости от страны обитания и господствующей культуры. В большинстве развитых стран на период юности приходится время выбора профессии. Однако подлинное профессиональное самоопределение возможно лишь во взаимосвязи с самоопределением личностным, которое, по мнению многих авторов, предшествует профессиональному и является его основой (Ф. Е. Василюк, М. Р. Гинзбург, А. А. Пузырей). С точки зрения других исследователей, эти процессы идут параллельно, неизбежно пересекаясь (В. Э. Чудновский). Личностное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. М. Р. Гинзбург предложил одну из наиболее проработанных концепций самоопределения личности, в которой он рассматривает два компонента: ценностно-смысловой и активно-деятельностный. Потребность в личностном самоопределении является потребностью в формировании смысловой системы, которая отражает представления о себе и о мире; личностное самоопределение направлено в будущее; Личностное самоопределение в большей мере связано с выбором профессии, но не сводится к нему. Л. И. Божович отмечает «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что, с одной стороны, является определением будущей профессии и планированием дальнейшей жизни, а с другой — поисками смысла своего существования.
Личностное самоопределение и идентичность. Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. На основе работ Дж. Марша и советских психологов они предложили свою модель идентичности как динамического процесса, включающего в себя: 1) Идентификацию со значимыми другими, в ходе которой идет принятие ценностей значимых других, например, родителей. 2) Интериоризацию мнений, которые высказывают другие люди о себе. Таким образом, идет принятие их мнений и отражения на себя. 3) Самоопределение как процесс принятие решений относительно себя, своих целей, качеств и ценностей. Этот процесс начинается во время кризиса идентичности и приводит к ее формированию. Идентичность является результатом процесса самоопределения.
Процесс самоопределения в юношеском возрасте Самоопределение и формирование идентичности является основной задачей подросткового возраста. «Центральный психический процесс переходного возраста — развитие самосознания. Периодом возникновения сознательного я, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст». Перестройка самосознания связана не только с развитием когнитивных способностей, но и с появлением у подростка новых вопросов к себе и новых точек зрения и углов, с которых он себя рассматривает. Таким образом, успешное самоопределение характеризуется наличием у личности большого спектра значимых ценностей, а неуспешное — узким спектром или отсутствием ценностей. В первом случае субъект чувствует, что его жизнь осмыслена, а во втором — переживает бессмысленность существования. Для подросткового и юношеского возраста свойственно задаваться вопросами смысла жизни, рассуждать о глобальных проблемах и пытаться найти свое место в этой системе. Размышление над такими вопросами и является одним их признаков происходящего процесса самоопределения. Если юноши и девушки активно обсуждают между собой или со значимыми взрослыми этот вопрос, это свидетельствует об активном процессе самоопределения, но если такая заинтересованность отсутствует, это может свидетельствовать об искажении этого процесса. Психологическое будущее играет большую роль в мотивации. В зависимости от того, каким представляется будущее подростку, оно может либо приобретать ценность и мотивировать, либо обесценивать настоящее и демотивировать. В юношеском возрасте важную роль играет выбор будущей профессии. Молодой человек готовится к тому, чтобы занять свое определенное место в обществе. Он проецирует видение себя как профессионала в будущее, делает это будущее наполненное смыслом и определенностью. При невозможности совершения этого выбора будущее кажется неопределенным и бессмысленным. Кроме этого, важной характеристикой психологического будущего во временной плоскости является его прогнозируемость. Это значит, насколько оно кажется планируемым или случайным. Наличие плана достижения целей и знаний, какие средства для этого необходимы, делают будущее организованным и структурированным. На то, как будет протекать процесс самоопределения и формирования идентичности в юношеском возрасте во многом влияет прошлый опыт, в частности некоторый факторы: Если были сильные идентификации с родителями, то обретение преждевременной идентичности наиболее вероятно. Стили воспитания также играют большую роль. При гипопротекции вероятнее всего обретение диффузной идентичности и сложностей в разрешении кризиса, если он появится. При авторитарном стиле и в условиях жестких взаимоотношений есть два варианта развития. Либо появится преждевременная идентичность с принятием ценностей родителей, либо подросток будет бунтовать и войдет в состояние кризиса идентичности. При демократическом стиле воспитания вероятней всего обретение достигнутой идентичности. Чем больше социальных ролей будут доступны ребенку до подросткового возраста, тем больше шанс успешно преодолеть кризис и обрести достигнутую идентичность. Чем больше успешных моделей поведения предоставляется ребенку для наблюдения, тем успешнее он может справиться с кризисом. Статусы идентичности родителей также влияют на самоопределение подростка, так как родители — это значимые фигуры. Группа также влияет на возникновение кризиса. Если в среде сверстников, семьи и школы не принято задаваться вопросами и подвергать сомнениям жизненные стереотипы, то вероятность возникновения кризиса становится малой, по сравнению с группами, где обсуждение подобных тем является нормой и даже поощряется. В соответствии с эпигенетическим принципом, предыдущие стадии кризисов влияют на успешность преодоления этого кризиса. Кроме этого¸ в ходе исследований было выяснено, что и личностные характеристики играют роль при определении пути развития идентичности. Достигнутая идентичность коррелирует с высоким уровнем самоуважения. Статус преждевременной идентичности связан с низким уровнем тревожности, а статус моратория — с высоким. Это вполне логичный вывод, так как мораторий характеризуется наличием кризиса и субъективным переживанием неопределенности и фрустрации.
Программа: Процесс самоопределения в подростковом возрасте протекает в ценностно-смысловой сфере и требует определение своих ценностей и смысла своего существования и в активно-деятельностной сфере и требует планирования своих действий и включенности в социальную жизнь. В педагогике и психологии проблема самоопределения глубоко рассмотрена Л.И.Божович, которая понимала его как выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, жизни, поиск цели и смысла своего существования, потребности найти своё место в общем потоке жизни. И.В. Дубровина считает, что основным психологическим новообразованием юношеского возраста следует считать психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Данная программа основана на концепции профессионального становления личности, в основу которой положена работа М.Ю.Савченко, основы формирования профессионального самоопределения личности Е.А Климова, программы профессионального самоопределения «Я и моя профессия» Г.В.Резапкиной. Методы формирования личностного и профессионального самоопределения: базовые и ситуативные. В качестве базовых выдвигаются следующие: - убеждение – интеллектуально – эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, доказательствах с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев. Внушение – механизм воздействия на сознание личности, оно способствует снятию противостояния человека и оберегает его от заблуждений и ошибок. Подражание – метод, способствующий осознанному или неосознанному следованию примеру, образцу действий, манере поведения, общения. В группу ситуативных методов входят: тренинги самопознания, саморегуляции, личностного роста, формирование уверенности, навыков общения; классные часы, часы общения, круглые столы; беседы: индивидуальная, групповая, общение с родителями; интерпретация притч, легенд, афоризмов, пословиц по проблемам выбора нравственной позиции, смысла жизни; сюжетно – ролевая игра.
Реализация программы предполагает следующие этапы: 1 этап – диагностический. 2 этап - основной – практический. 3 этап – диагностико – прогностический. 4 этап – заключительно – обобщающий. Методики: Анкета «Ваши профессиональные намерения». Выявить степень сформированности профессиональных намерений старшеклассников. «Дифференциально – диагностический опросник». Выявление профессиональных склонностей учащихся. Карта интересов Голомштока. Определение области интересов обучающегося. Опросник Айзенка. Определение типа личности, черт характера. Опросник ОПП (опросник профессиональных предпочтенийЛ.Н.Кабардовой). Выявление профессиональных предпочтений выпускников. Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. Определение уровня коммуникативных и организаторских умений обучающихся. Профессиональный тип личности (Методика Голланда). Выявление профессионального типа личности. Формула темперамента. Изучение типов темперамента. Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглов. Определение сформированности ценностных ориентаций. Приёмы и техники (игры, упражнения), используемые на занятиях: 1. Направленные на развитие коммуникативных качеств обучающихся: «Фраза по кругу», «Наши недостатки», «Карусель», «Общение – это…». 2. Направленные на развитие способности давать и получать обратную связь: «Я тебя понимаю», «Ассоциации», «Наши недостатки», «Портрет», «Какого я цвета?», «Стул откровений». 3. Направленные на повышение степени самопринятия и самоуважения у обучающихся: «Самопрезентация», «Кто Я», «12 Я», «Какой Я», «Список ценностей», «Самый – самый», «Моё качество» и другие. 4. Направленные на формирование навыков уверенного поведения: «Моё поведение», «Сила слова», «Зеркало», «Круг уверенности», «Хозяин». 5. Направленные на развитие способности к достижению намеченных целей: «Как достигать целей», «Желание», «Требование», 6. Направленные на формирование временной перспективы: «Рисуем время», «Рисунок будущего», «Формулируем цель своей жизни», 7. Игры, упражнения активизации процессов профессионального и личностного самоопределения старшеклассников: «Оценка своих навыков и способностей», «Угадай профессию», «Назови профессию», «Профессия – специальность», «Цепочка профессий», «Подарок», «Самая – самая», «Профессия на букву…», Рисунок «Моя будущая профессия», «Аукцион», «Презентация профессии», «Мои жизненные и профессиональные планы».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|