Практическое задание: составьте комплекс диагностик психолого-педагогической готовности к школе для детей старшего дошкольного возраста. Обоснуйте свой выбор.
Методика А. Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. То есть рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них. Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А. Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи. Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие. «Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь. «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей. Тест Керна-Йирасека направлен на определение школьной зрелости и состоит из трех заданий. Первое – рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек.
Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Методика Эльконина Д. Б. «Графический диктант» позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу. Графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса в один из первых дней учебы. На тетрадном листе (каждому ученику выдается такой листок с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали- 7 клеток).
Методика «Да и нет» направлена на выявление уровня развития произвольного внимания. Эта методика – модификация известной детской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного и белого не берите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «Да» и «Нет», а также употребив названия белого и черного цветов. Но именно этого по правилам игры делать нельзя.
Для предлагаемой методики здесь запрещается отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет».
Педагог обращается к испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить» (испытуемый повторяет их). «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» (испытуемый подтверждает, что ему все ясно). После этого экспериментатор задает вопросы, среди которых, провоцирующие ребенка высказывать свое отношение к школе и учению.
Тест "Нелепицы" – оценка образно-логического мышления. Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле. На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления. Тест "Запомни фразы" – оценка смысловой памяти. Прочитайте ребенку фразы, такие, например:1) Осенью идут дожди.2) Дети любят играть.3) В саду растут яблони и груши.4) В небе летит самолет.5) Мальчик помогает своей бабушке.Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.
Принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе представлен в методическом комплекте «Школьный старт» М. Р. Битяновой. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «Школьный старт» включают компетентностно ориентированные задания (иначе их называют продуктивными заданиями), учитывает индивидуальные возрастные, психологических и физиологических особенности обучающихся, роли и значения видов деятельности, форм общения для определения целей образования и воспитания; обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования.
Он позволяет учителю получить достоверную информацию о том, готов ли ребёнок успешно учиться; создать основу для развития универсальных учебных действий; обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. Авторами разработана программа оценки достижения учащимися метапредметных планируемых результатов (универсальных учебных действий) для начальной школы. Уникальность данной диагностики в том, что она позволила авторам выявить базовый набор планируемых результатов, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Данные образовательные результаты обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, позволяют включиться в учебный диалог на уроке, помогают организовать деятельность на уроке и др. Своевременная диагностика таких компетенций позволяет учителю «настроить» учебную деятельность на индивидуальный уровень готовности каждого учащегося и класса в целом. Всего выделено 17 компетенций. Они сгруппированы в блоки «Наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность». Психолого-педагогическая готовность к школе в данной программе оценивается по сформированности следующих параметров: Мотивационная готовность - положительное отношение к школе и учению. Волевая готовность - достаточно высокий уровень развития произвольности в поведения и интеллектуальной деятельности, умение заставить себя делать,то что трудно и не делать того, что хочется. Умственная готовность – уровень развития познавательных процессов. Обучаемость как возможность освоить новый способ решения задач и перенести усвоенный способ на выполнение аналогичных заданий. Развитие речи. Наличие определенного запаса знаний и умений.
1. Беседа. Назови свою фамилию, имя, отчество. Когда у тебя день рождения? Фамилия. Имя. Отчество. Дата рождения. Ходил ли ты в детский сад. Что нравилось в детском саду? Было ли что-то в д/с, что тебе не нравилось? Хочешь ли идти в школу? Что умеешь делать? Отмечаются: точность ответов; нарушение звукопроизношение; односложные ответы; мотивация. 2. Задание на умение считать. Умеешь ли ты считать? Посчитай: от 1 до 10. от 10 до 1. от 3 до 7 1); 2); 3); 4) от 9 до 4 1); 2); 3); 4). Отмечаются: пропуски, замедленный темп, возможность повторить задание. 3. Задание на определение левой и правой руки. Покажи: (подними) левую руку. левой рукой правый глаз. правой рукой левое ухо. левую руку у меня. 4. Задача. Инструкция. - Положи с левой стороны 5 кубиков, а с правой на 1 кубик больше. Сколько всего? Я перекладываю из левого столбика в правый 1 кубик. Где больше? На сколько больше? 1); 2); 3); 4). 5. Слоговая структура. Повтори трудные слова: норма искаж. по слогам никак. сковорода, транспорт, милиционер, аквалангист, термометр. 6. Звуковой синтез. Угадай, какое слово я говорю? Пример: Д*О*М* - дом; М*А*К - мак. Слово произносится по звукам. Р*О*Т. У*Р*О*К. С*Т*О*Л. Т*А*Н*К. С*О*С*Н*А. Отмечаются: с какой попытки правильно выполнил задание. 7. Звуковой анализ. А теперь ты мне скажи по звукам. Пример: НОС - Н*О*С*; СТОЛ - С*Т*О*Л*. СОК, РАК. ПАУК, АИСТ, УТКА, УКОЛ, УЗОР. ДИВАН, САПОГ, РУЧКА. Отмечаются пропуски, перестановки, с какой попытки правильно выполнил задание. 8. Тест кратковременной памяти и умозаключений. (Гильбух Ю.З.) Запомни задачу.“Жили-были три девочки Маша, Оля и Катя. Маша выше Оли, Оля выше Кати”. Жили-были три девочки. Аня, Валя и Галя. Аня ниже Вали, Валя ниже Гали.“Жили-были три мальчика. Саша, Коля и Петя. Саша выше Коли, Коля выше Пети”.“Жили-были три мальчика. Сережа, Витя и Митя. Сережа ниже Вити, Витя ниже Мити. Повтори. Отмечаются количество повторов необходимых ребенку для запоминания задачи. При необходимости задача повторяется по частям. Молодец! Теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи. Кто из них самый высокий? Кто самый низкий? Кто среднего роста? Отмечаются: самостоятельно выполнил, помощь со зрительной опорой, по частям, никак. 10. Составление рассказа по последовательному ряду картинок. (3 карт, 4 карт, 5 карт или 6 карт). Перед ребенком раскладываются в произвольном порядке все карточки. Инструкция. Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Отмечается: разложил самостоятельно, быстро, медленно, с помощью, никак, разложил психолог. Рассказ: самостоятельный, По вопросам? Отвечает на вопросы: правильно – неправильно, развернуто – односложно. Ошибки. Предложения: простые, нераспространенные, распространенные, сложноподчиненные.
Исследование произвольной сферы. а) Методика «Домик». Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?». Тест Лесенка. В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д. Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: "Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала", то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка. О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими ото него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: "Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный". Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке. Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: "Мама так сказала", то это свидетельствует о заниженной самооценке. Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает "Не знаю". Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, на могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности. Координация движений исследуется при помощи следующих заданий. 1. Упражнения «Коза», «Заяц». Педагог просит дошкольника сделать из пальцев «Козу» (вытянуть вперед указательный палец и мизинец; при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим к ладони), а затем превратить её в «Зайца» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы; при этом мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони). Далее упражнения выполняются попеременно. Учитывается способность быстро менять местами пальцы. 2. Вставь нитку в иголку. Ребёнку предлагают вставить тонкую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 35 мм, с большим ушком. 3. Упражнения «Ладонь, ребро, кулак». Руки ребёнка лежат на краю стола, нужно в правильной последовательности, не сбиваясь, положить на стол ладонь, ребро ладони, сжать ладонь в кулак и т. д. 4. Упражнения на выявление сформированности ориентировки в схеме своего тела. Педагог просит ребенка показать правое ухо, левый глаз, топнуть правой ногой, подпрыгнуть три раза на левой ноге. Оценивается умение ориентироваться в своём теле, умение понимать словесную инструкцию. Мелкая моторика руки исследуется при помощи заданий: рисование: педагог просит ребенка нарисовать из заданной точки прямую линию, прямоугольник, треугольник, круг; продолжить рисование «забора» ломаной линии; обрывание листа бумаги. Нужно получить прямоугольник способом обрывания по контуру, учитывается способность распределить функции рук, содружество обеих рук в работе; работа с ножницами. Ребёнок должен вырезать круг, нарисованный на бумаге. Оценивается точность повторения контура; упражнения на выявление уровня развития тактильных ощущений. Играя с волшебным мешочком, по просьбе педагога ребенок, оперируя ведущей рукой, достает круглый предмет, металлический предмет, мягкий предмет, конкретный предмет и т.д.; ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА. ЦЕЛЬ: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности. ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, на котором в один ряд нарисованы контуры 15 кружков размером в однокопеечную монету, фломастер. ИНСТРУКЦИЯ: закрась эти кружочки аккуратно, не выходя за контур. ПРОЦЕДУРА: -Как нужно работать? - Аккуратно. - Начинай! При индивидуальном обследовании работа заканчивается, как только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы. При групповой организации можно попросить закрасить все кружки, но при обработке результатов учитывать те, которые предшествовали первому, небрежно закрашенному. ОБРАБОТКА: I аккуратно закрашенный кружок - 1 балл. Максимальное количество баллов - 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|