Обледенение ВС на земле и в воздухе.
Опыт эксплуатации ВС и специальные исследования показывают, что наземное обледенение является серьезной проблемой для современного воздушного транспорта. Несмотря на большую работу по совершенствованию средств и методов защиты авиации от этого явления, авиационные катастрофы по этой причине не прекращаются.
Распределение происшествий, связанных с обледенением, по взлетной массе самолетов показывает, что происшествия, связанные с обледенением в воздухе, происходят в основном с самолетами с максимальной взлетной массой менее 50 т, т.е. обледенение в воздухе оказывает более негативное влияние на летные характеристики сравнительно небольших самолетов. Наземное же обледенение приводит к катастрофам самолетов с большой взлетной массой.
Анализ инцидентов непосредственно связанных с наземным обледенением, показал следующее: · все инциденты являются следствием выпуска в полет самолетов с не удаленными или не полностью удаленными снежно-ледяными отложениями, т.е. противообледенительная обработка не обеспечила требуемой «чистоты» поверхности самолета или частей силовых установок (последняя категория инцидентов наиболее многочисленная); · большинство инцидентов происходит на этапе взлета и набора высоты; · лёд, образующийся на самолете во время его нахождения на земле, может сохраняться в течение нескольких часов полета и сыграть отрицательную роль при снижении, посадке или при уходе на второй круг. По последствиям рассмотренные инциденты разделяются на три группы: 1. Нарушение работы, опасные вибрации, помпаж, отказы и повреждения двигателей, что приводит к прерванным взлетам, возвратам со старта и вынужденным посадкам;
2. Ухудшение характеристик устойчивости и управляемости самолетов из-за наземного обледенения, что приводит чаще всего к опасному кабрированию на взлете, самопроизвольному кренению самолета, изменению усилий на штурвале и частичному заклиниванию органов управления; 3. Случаи, связанные с повреждениями льдом конструкции планера самолета, двигателей, неуборкой шасси, нарушениями в работе приборов и оборудования и др. Основными причинами инцидентов являются: · недостаточное исполнение летным и техническим персоналом требований документов, регламентирующих эксплуатацию самолета при наличии наземного обледенения; · недостаточно надежны средства и методы контроля за отсутствием льда на поверхности самолета и элементах двигателей перед взлетом; · несовершенство инструкций и рекомендаций по эксплуатации. Например - взлеты самолетов, подвергнутых наземному обледенению, происходят по нескольким причинам:
Перечисленные причины образуют одну главную причину – «недостаточное исполнение техническим и летным персоналом принципиальных и конкретных (для данного типа ВС) требований документов, регламентирующих эксплуатацию ВС при наличии условий наземного обледенения». Для разработки практических мер по предотвращению авиационных происшествий большое значение имеет изучение обстоятельств, последствий и причин происшествий. Ниже представлены варианты влияния условий наземного обледенения на безопасность полетов воздушных судов.
Причиной обледенения самолета на земле могут послужить многие атмос- ферные и окружающие условия: · ледяной налет; · снег; · замерзающий туман; · замерзающая морось; · замерзающий дождь; · морось; · туман или высокая влажность в сочетании с наличием холодного топлива, (последний тип обледенения может возникнуть при температуре окружающего воздуха значительно выше точки замерзания) и т.д. При подготовке ВС к полету атмосферные условия могут быть неустойчи- выми. Часто бывает трудно обнаружить прозрачный лед.
К другим условиям, способствующим обледенению поверхностей ВС, относятся: · эксплуатация ВС на перроне, рулежных дорожках (РД) и ВПП, покрытых водой, слякотью или снегом. Эти «загрязнения» могут отложиться на поверхностях самолета в результате ветра, маневрирования самолета, воздействия реактивной струи или при работе наземного оборудования;\ · теплые поверхности самолета, попадающие под переохлажденные осадки при температуре ниже точки замерзания и вызывающие таяние выпавших осадков, которые затем снова замерзают.
В условиях замерзающего дождя и мороси, сильного снегопада или в других условиях, когда в замерзаюших осадках содержится большое количество воды, многие противообледенительные процедуры могут оказаться неэффективными. При температурах окружающего воздуха ниже –30 оС некоторые нагретые противообледенительные жидкости типа I не действуют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|