Все виды наземного обледенения разделяются на 3 группы.
1. К первой группе относятся обледенения, которые образуются в результате перехода (сублимации) пара в лед, минуя жидкую фазу. Сюда входят иней, твердый (кристаллический) налет и кристаллическая изморозь.
Справка: Иней возникает в ясную тихую погоду на поверхности предметов, охлажденных излучением тепла и имеющих более низкую, чем воздух, отрицательную температуру. Вблизи поверхности предметов воздух охлаждается, и содержащийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, превращается в лед. Иней может образовываться при любой отрицательной температуре и при самой различной относительной влажности воздуха. Этот вид обледенения может возникать в ясную погоду. Твердый (кристаллический) налет появляется при потеплениях, когда предметы сохраняют более низкую отрицательную температуру, чем пришедшие теплые массы воздуха. Толщина твердого налета обычно не превышает нескольких мм. Кристаллическая изморозь образуется в сильный мороз, вследствие перенасыщения воздуха водяным паром. Все три вида этих снеговидных отложений имеют меньшую плотность и менее прочно связываются с поверхностью самолета, чем виды второй и третьей групп. Иногда их удаляют механическим способом. Но следует учитывать, что удаление с помощью щеток не всегда обеспечивает необходимую чистоту поверхности. При образовании твердого налета тонкий слой его может остаться не удаленным, что трудно обнаружить, если в дальнейшем шел сухой снег, покрывший неудаленные ледяные отложения.
2. Ко второй группе относятся виды обледенения, связанные с наличием в атмосфере переохлажденной воды. В этом случае лед образуется в результате кристаллизации на поверхности самолета переохлажденных капель дождя, тумана или мороси.
Справка: Наиболее часто этот вид наземного обледенения встречается при температурах воздуха близких к 0 °С. По структуре, внешнему виду и цвету обледенение может быть различным: от прозрачного стекловидного льда до снежно-белого налета, сходного с инеем. Различие обусловлено тем, что в разных условиях скорость замерзания капель неодинакова. Если температура колеблется в пределах 0…5 оС, то крупные капли, замерзая, растекаются по поверхности тела и образуют прозрачный стекловидный лед (гололед). При низких температурах мелкие капли замерзают быстро и образуется матовый или белый лед. Мельчайшие капли переохлажденного тумана, замерзая, образуют зернистую изморозь. Ледяные отложения второй группы прочно сцепляются с поверхностью самолета и могут достигать больших размеров.
3. К третьей группе относятся виды наземного обледенения, образую- щиеся в результате замерзания на поверхности самолета обычной непереохлажденной воды (дождя, мокрого снега, осевших капель тумана, конденсата водяных паров и др.). Справка: По внешнему виду они похожи на отложения, отнесенные к пер-вым двум группам, но в отличие от сублимационного льда могут прочно связываться с поверхностью самолета. Обледенение самолета возможно не только в результате оседа-ния непереохлажденной воды из атмосферы, но также вследствие попадания на поверхность самолета воды, слякоти и мокрого снега с земли во время руления или стоянки. Примечание: В эту же группу (3) входит и «топливный лед» («топливное обледенение»), который образуется при выпадении обычных (непереохлажденных) капель или в условиях высокой влажности при положительных (до + 15 °С) или небольших отрицательных температурах воздуха на верхних участках поверхностей самолета в зоне размещения баков с полной заправкой топливом, имеющим более низкую отрицательную температуру. Наибольшую опасность для самолетов с хвостовым расположением двигателей представляет образование такого льда на верхней поверхности корневой части крыла, где обычно располагаются топливные баки. Толщина льда может превышать 15 мм, а площадь, на которой он образуется, может быть очень значительной. При этом никакого обледенения других частей самолета и наземных предметов, имеющих положительную температуру, естественно, не наблюдается. Это часто вводит в заблуждение технический и летный составы, которые считают, что наземное обледенение отсутствует и противообледенительная обработка самолета не требуется. Другой особенностью такого обледенения является то, что лед, покрывающий обшивку самолета в зоне топливных баков, обычно бывает прозрачным и его трудно обнаружить.
Факторами, способствующими накоплению замерзающих осадков и топливному обледенению, являются: · температура окружающего воздуха; · относительная влажность; · тип и интенсивность осадков; · тип и плотность тумана; · тепловое излучение; · скорость и направление ветра; · температура поверхности самолета, включая температуру топлива в крыльевых баках; · суточный перепад температур; · тип и температура противообледенительной жидкости; · водный раствор жидкости, используемый для устранения или предотвращения обледенения; · порядок применения противообледенительной жидкости; · время, прошедшее после противообледенительной обработки; · нахождение самолета в непосредственной близости от реактивной струи другого самолета, оборудования и конструкций; · эксплуатация на поверхностях, покрытых снегом, слякотью и влагой; · угол наклона, обводы и шероховатость поверхности самолета; · условия парковки самолета (вне ангара, частично или полностью в ангаре). Сброс такого льда с крыла и попадание его в двигатели, как правило, происходит на взлете или начальном этапе набора высоты, что приводит к нарушениям работы и повреждениям двигателей. Типичной для «топливного обледенения» является ситуация, когда охлаждение топлива до низких отрицательных температур происходит в обычном крейсерском полете. Затем самолет совершает посадку на аэродром, где имеются благоприятные для такого обледенения условия: продолжительный дождь, морось, небольшая положительная температура, при которой отрицательная температура топлива в баках самолета может сохраняться в течение многих часов.
Нижние поверхности баков покрываются значительным до 10…15 мм слоем инея. Верхние поверхности не имеют обледенения, поскольку при штатных посадках в баках всегда находится минимальный остаток топлива. Даже при коротких рейсах топливо в баках может быстро охлаждаться. За час полета температура топлива самолета, совершающего полет на крейсерских высотах, понижается на 10...15°С.. Если при взлете температура топлива составляет, например, +5 °С, то после полета продолжительностью 1,5 часа температура топлива в момент посадки может составлять –5…–10 °С. Возможен и другой случай, когда самолет в пункте вылета заправляется сильно охлажденным топливом, а прилетает на аэродром, где температура воздуха положительная и идут осадки. Иногда экипаж самолета, на котором во время стоянки имело место «топливное обледенение», не отмечает каких-либо отклонений от нормы при выполнении полета, а последствия обледенения обнаруживаются лишь после посадки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|