Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы экологического




Содержание

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы экологического образования детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы о природе
1. 1 Анализ психолого-педагогической литературы экологического образования дошкольников посредством природоведческой книги
1. 2 Роль детской художественной литературы о природе в экологическом образовании дошкольников
ГЛАВА 2 Проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
2. 1 Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы о природе
2. 2 Экспериментальная работа по экологическому воспитанию дошкольников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение

Поиск путей гармонического взаимодействия общества и окружающей среды приводит к  интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и  формированию теории и  практики экологического образования, а впоследствии нового аспекта воспитания  – экологического.

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит.

Обилие терминологии при характеристике «экологического воспитания» отражает закономерный процесс становления данного явления, однако вместе с тем говорит нам о том, что недостаточно разработаны концептуальные основы, несмотря на то, что влияние природы на становление человека изучаются с далеких времен.

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению художественной литературы. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.

Еще Ян Амос Коменский и К. Д. Ушинский основную задачу образования видели в изучении природы. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег провозглашали, что природа это средство укрепления гуманных чувств ребенка. Любовь к природе, как содержание образования, обосновывали в своих работах Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, А. А. Яхонтов и многие другие.

                                                     

С точки зрения И. Мавриной, в художественной литературе о природе смешиваются научное содержание и художественное слово. Будучи научной, природоведческая книга является и художественной. В этом ее особенность.

 Литература, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с иной, обогащает их понимание, учит выделять закономерные природные явления. Привлекательность явлений природы вызывает желание больше узнавать их; в процессе познания ребёнок осознает, что же необходимо всему живому на земле, появляется чувство ответственности за жизнь растительного и животного мира. Так развиваются основные закономерности экологического сознания, осмысление связей и отношений, существующих в природе, потребность охранять её.

С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Е. Ф. Терентьева, Н. А. Рыжова и другие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми взаимосвязей в природном мире как научную основу экологического воспитания дошкольников. Чтение природоведческой книги – особое чтение. Природоведческая литература формирует мировосприятие ребёнка, обогащает детей конкретными биологическими знаниями, показывает многосторонние связи, учит делать выводы: воспитывает любовь к природе, даёт зачатки материалистического понимания окружающего. Авторская неповторимость, индивидуальность выступает в природоведческой книге особенно ярко. Одинаково сильно любящие природу писатели по-разному говорят о ней.

Применительно к подрастающему поколению С. Н. Николаева указывает, что «экологические знания — это сведения о взаимодействии растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды». Экологическая направленность определения нацеливает педагогов на развитие у детей элементарных, и в то же время вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

Цель работы – раскрыть роль природоведческой книги в экологическом образовании дошкольников

Объект исследования – процесс экологического образования.

Предмет исследования - роль природоведческой книги как метода экологического воспитания в ДОУ.

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по экологическому образованию дошкольников;

2. Рассмотреть роль природоведческой книги в экологическом образовании дошкольников;

3. Изучить передовые формы и методики взаимодействия ДОУ и семьи по ознакомлению детей дошкольного возраста с книгами природоведческого характера.

4. С помощью художественной литературы провести эмпирическое исследование по изучению уровней сформированности экологического воспитания.

Методы исследования:

· теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнение;

· эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент; методы опроса: беседа, анкетирование.


Глава 1 Теоретические аспекты проблемы экологического

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...