Глава 1 Теоретические аспекты проблемы экологического
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание
Введение Поиск путей гармонического взаимодействия общества и окружающей среды приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и формированию теории и практики экологического образования, а впоследствии нового аспекта воспитания – экологического. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Необходимо, с дошкольного возраста закладывать представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Обилие терминологии при характеристике «экологического воспитания» отражает закономерный процесс становления данного явления, однако вместе с тем говорит нам о том, что недостаточно разработаны концептуальные основы, несмотря на то, что влияние природы на становление человека изучаются с далеких времен.
Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению художественной литературы. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей. Еще Ян Амос Коменский и К. Д. Ушинский основную задачу образования видели в изучении природы. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег провозглашали, что природа это средство укрепления гуманных чувств ребенка. Любовь к природе, как содержание образования, обосновывали в своих работах Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, А. А. Яхонтов и многие другие.
С точки зрения И. Мавриной, в художественной литературе о природе смешиваются научное содержание и художественное слово. Будучи научной, природоведческая книга является и художественной. В этом ее особенность. Литература, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с иной, обогащает их понимание, учит выделять закономерные природные явления. Привлекательность явлений природы вызывает желание больше узнавать их; в процессе познания ребёнок осознает, что же необходимо всему живому на земле, появляется чувство ответственности за жизнь растительного и животного мира. Так развиваются основные закономерности экологического сознания, осмысление связей и отношений, существующих в природе, потребность охранять её. С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Е. Ф. Терентьева, Н. А. Рыжова и другие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми взаимосвязей в природном мире как научную основу экологического воспитания дошкольников. Чтение природоведческой книги – особое чтение. Природоведческая литература формирует мировосприятие ребёнка, обогащает детей конкретными биологическими знаниями, показывает многосторонние связи, учит делать выводы: воспитывает любовь к природе, даёт зачатки материалистического понимания окружающего. Авторская неповторимость, индивидуальность выступает в природоведческой книге особенно ярко. Одинаково сильно любящие природу писатели по-разному говорят о ней.
Применительно к подрастающему поколению С. Н. Николаева указывает, что «экологические знания — это сведения о взаимодействии растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды». Экологическая направленность определения нацеливает педагогов на развитие у детей элементарных, и в то же время вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Цель работы – раскрыть роль природоведческой книги в экологическом образовании дошкольников Объект исследования – процесс экологического образования. Предмет исследования - роль природоведческой книги как метода экологического воспитания в ДОУ. Задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по экологическому образованию дошкольников; 2. Рассмотреть роль природоведческой книги в экологическом образовании дошкольников; 3. Изучить передовые формы и методики взаимодействия ДОУ и семьи по ознакомлению детей дошкольного возраста с книгами природоведческого характера. 4. С помощью художественной литературы провести эмпирическое исследование по изучению уровней сформированности экологического воспитания. Методы исследования: · теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнение; · эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент; методы опроса: беседа, анкетирование. Глава 1 Теоретические аспекты проблемы экологического
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|