Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Экспериментальная работа по экологическому воспитанию




2. 2 Экспериментальная работа по экологическому воспитанию

дошкольников

В практической части исследования изучен уровень сформированности экологической воспитанности дошкольников.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов:

 Этап – констатирующий, выявляющий начальный уровень экологической воспитанности.

 Этап – формирующий, педагогическая деятельность по данному направлению.

 Этап – контрольный, выявляющий уровень экологической воспитанности дошкольников после проведения формирующего эксперимента.

Экспериментальная база нашего исследования: МБДОУ Детский сад № 23 городского округа-город Камышин. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 дошкольников. На констатирующем этапе нами использовалась диагностика под редакцией О. А. Соломенниковой, выявляющая уровень экологической воспитанности дошкольников и степень овладения программным содержанием.

Констатирующий эксперимент

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Определить критерии уровня экологической воспитанности дошкольников.

2. Подобрать диагностический материал и оборудование.

3. Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников следует необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В. А. Ясвин определил, что выявление уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста, осуществляется на основе следующих критериев и показателей:

1. Когнитивный. Наличие представлений, знаний о природе, проявление интереса к познанию природы и общению с ней.

2. Эмоционально-ценностный. Проявление заботливого, бережного отношения к природе, бескорыстного желания участвовать в ее охране. Проявление ценностных установок на восприятие природы.

Для проведения диагностики, направленной на выявление актуального уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста по обозначенным критериям и показателям, были также подобраны и модифицированы ряд методик, соответствующих направлению нашего исследования (см. Таблица 1).

Таблица 1 – Критерии и показатели сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста

Критерий

Показатели

Диагностические задания
Когнитивный

– наличие представлений, знаний о природе, проявление интереса к познанию природы и общению с ней;

– наличие представлений о сезонных особенностях времен года;

Диагностическое задание 1 «Времена года» (модификация методики О. А. Соломенниковой [50])

 

– наличие представлений о мире животных, места их обитания и их характерных признаках;

Диагностическое задание 2 «Многообразие животных» (модификация методики О. А. Соломенниковой)

– наличие представлений о растениях, видов растений, условий необходимых для роста растений;

Диагностическое задание 3 «Мир растений» (модификация методики О. А. Соломенниковой)

– наличие представлений о неживой природе;

Диагностическое задание 4 «Неживая природа» (модификация методики О. А. Соломенниковой)

– наличие представлений о природных явлениях;

Диагностическое задание 5 «Природные явления» (модификация методики О. А. Соломенниковой)

Эмоционально- ценностный

– проявление заботливого, бережного отношения к природе, бескорыстного желания участвовать в ее охране;

Диагностическое задание 6 Методика выявления характера отношения к миру природы

(Т. А. Серебряковой)

– проявление ценностных установок на восприятие природы.

Диагностическое задание 7 Методика исследования отношения дошкольников к природе «Неоконченные предложения» (В. В. Зотова).

         

 

Задания для определения уровня экологической воспитанности дошкольников представлены в приложении 5.

По результатам всех диагностических методик на констатирующем эксперименте мы выделили уровни сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий.

Приведем качественную характеристику каждого уровня.

Низкий уровень (1–7 баллов). К низкому уровню отнесли детей, которые часто допускают ошибки. Не аргументируют свой выбор или дают краткий ответ. В выполнении заданий правильно, дети не заинтересованы, легко отвлекаются. Положительных эмоций от заданий не проявляют.

Называют растения, но не могут определить его вид. Определяют условия для роста растений неправильно. Не знают характерных признаков животных. Путаются в размещении их в соответствии со средой обитания. При соотнесении характерных признаков, с временами года допускает ошибки. На выполнение задания уходит много времени.

Характеризуется отсутствием у детей экологических представлений и знаний. Такие дети обладают ограниченными навыками обращения с природными объектами, не стремятся к контактам с ними, не испытывают потребности в новых знаниях о мире природы. Поручения, связанные с природоохранной деятельностью, выполняются ими не охотно и они не участвуют в такой деятельности по собственной инициативе.

Средний уровень (8–14 баллов). К среднему уровню отнесли детей проявляющих интерес к выполнению заданий и природе, эмоционально положительно выражающих свое отношение к ней.

Дети справляются с заданием с частичной помощью взрослого. Допускают 1–2 ошибки. Аргументируют свой выбор. Соотносят характерные признаки с временами года. Характерные признаки животных знают и называют, но могут допустить ошибку в их среде обитания, объясняют свой выбор. Называют растения, но могут ошибиться в видах растений и условий для их роста. Проявляют знания о неживой природе и природных явлениях – умеют охарактеризовать объекты неживой природные и природные явления. Задание выполняют за более длительное время.

Характеризуется наличием у дошкольников достаточных экологических знаний и умений. Дети аккуратно выполняют поручения, связанные с природоохранной деятельностью, однако редко проявляют инициативу; также они заинтересованы в получении определенных знаний о природе, охотно осваивают навыки практического взаимодействия с природными объектами.

Высокий уровень (15–21 баллов). К высокому уровню мы отнесли детей проявляющих интерес к выполнению разных заданий и проявляющих интерес к природе и эмоционально положительно выражают свое отношение к ней. Дети справляются с заданием самостоятельно, помощь взрослого не требуется. Аргументируют свой выбор.

Легко соотносят характерные признаки с временами года. Называют, к какому виду относится животное, знают их характерные признаки, помещают к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания, объясняя свой выбор.

Показывают знания о неживой природе и природных явлениях – умеют охарактеризовать объекты неживой природные и природные явления. Задание выполняют за короткое время.

Характеризуется осознанным отношением к окружающей среде; испытуемые имеют прочные и глубокие знания о природе. Такие дети стремятся оказывать конкретную помощь окружающей природе, участвовать в природоохранной деятельности, применять свои знания в новых ситуациях, особенно после предварительного разъяснения преподавателем; им характерно бережное отношение к природе, осознанность, сознательность, потребность в получении информации о природе, о животных, о растениях из различных источников; сознательное проявление ценностного отношения к миру природы, к ее богатствам и глубокое понимание того, что ты в ответе за происходящее.

Таким образом, выделенные нами критерии, показатели и подобранный диагностический инструментарий позволяет нам приступить непосредственно к выявлению актуального уровня сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, полученные данные по всем диагностическим заданиям, направленные на выявление выделенных критериев сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста (когнитивный, эмоционально-ценностный) были нами обобщены и отображены в таблице (см. Таблица 2).

Таблица 2 - Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.

Ф. И. ребенка Баллы Уровень развития
1. Милана В. высокий
2. Демьян Д. средний
3. Мария Д. средний
4. Варвара Ж. высокий
5. Константин З. средний
6. Никита И. низкий
7. Эмилия К. средний
8. Кира Л. средний
9. Саша М. высокий
10. Миша О. низкий

 

По данным таблицы видно, высокий уровень сформированности знаний о природе у детей показали трое детей (30 %), средний уровень продемонстрировали 5 детей старшего дошкольного возраста (50%) и на низком уровне сформированности знаний о природе зафиксировано двое детей (20 %).

Необходимо отметить, что при составлении среднего показателя по критериям, мы руководствовались эмоционально-ценностным, поскольку экологическая культура предполагает не только знания, а в основном то поведение, которое ребенок транслирует в окружающую действительность. Следовательно, ребенок способен обладать определенным запасом знаний, иметь представления, но в своей поведенческой практике абсолютно эти знания не использовать.

 Сравнительные результаты уровня сформированности знаний о природе у детей в экспериментальной группе на констатирующем этапе представлены в виде диаграммы (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровни сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, проведенное диагностическое исследование позволило нам выявить актуальный уровень сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста. Основная часть детей находиться на среднем уровне сформированности знаний о природе, также относительно большой процент детей, находящихся на высоком уровне, но также есть дети, отнесенные к низкому уровню сформированности знаний о природе.

Таким образом, свое дальнейшее исследование видим в разработке и апробации педагогических условий формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования, описанных нами выше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...