Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 4. План занятия по развитию у детей любви к природе. При помощи различных форм искусства




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ

ПРИ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИСКУССТВА

Программное содержание:

1. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к природе.

2. Учить детей искусству слушать музыку, рассматривать картины, отмечать приемы рисования, составлять рассказы по картинкам.

3. Обогащать словарный запас музыкальными терминами и в области изобразительного искусства.

4. Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

Предварительная работа:

1. Наблюдение природы в период осени.

2. Слушание музыки на тему «Осень» П. И. Чайковского, А. Вивальди.

3. Рассматривание картин на тему «Осень», заучивание стихов об осени А. С. Пушкина.

Дети входят в зал, в «музыкальную гостиную», их встречает музыкальный руководитель.

Муз руководитель: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас посетить «музыкальную гостиную, чтобы послушать музыку, стихи, полюбоваться картинами великих художников. И так садитесь по удобней. (Дети рассаживаются на места, свет гаснет, воспитатель зажигает свечи).

«Сладкая греза» П. И. Чайковского. Воспитатель (под музыку):

Тихо - тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде

В разноцветном, расписном.

И раздвинулись вдруг стены

Вся земля видна вокруг.

Плывут звуки речкой пенной

Тихо дремлет лес и луг...

Вдаль бегут лесные тропки

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

Вслед за нею можем сразу

В дальний путь пуститься мы

Побывать в гостях у сказок,

У весны, среди зимы.

Тихо - тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде

В разноцветном, расписном!

Не правда ли прекрасные стихи, которые помогли нам понять удивительную музыку, услышать, о чем она рассказывает. Это прозвучала музыка замечательного русского композитора П. И. Чайковского. А теперь я предлагаю вам послушать уже знакомое произведение этого композитора.

«Осенняя песнь» П. И. Чайковского (в оркестр, исполнении)

Муз. руководитель: Я вижу вы узнали музыку. Как называется это произведение? О чем рассказала эта музыка? (об осени).

Что вы услышали в ней? (шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя).

Какая это музыка по характеру? (задумчивая, печальная, плавная, задушевная, медленная, певучая).

Ребята, а когда мы слушали это произведение на занятии раньше, на каком инструменте я ее исполняла? (на фортепиано).

А в чьем исполнении прозвучала эта пьеса сегодня? (в исполнении оркестра).

П. И. Чайковский написал эту замечательную музыку, прочитав стихи А. К. Толстого. Послушайте и вы эти стихи:

Осень, обсыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин

Кисти ярко-красные, вянущих рябин...

На меня тоже произвели впечатления стихи об осени замечательного поэта.

Муз. руководитель: Правда, музыка очень похожа на стихи, такая же грустная и печальная. А вы ребята, хотите попробовать сочинить свою музыку? Давайте вспомним, как называется человек, который пишет музыку? (композитор) И так послушайте стихотворение, к которому нужно сочинить музыку.

А. Н. Плещеев.

Скучная картина, тучи без конца

Дождик так и льется, лужи у крыльца...

Чахлая рябина мокнет под окном

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.

Муз. руководитель: Какое настроение у этого стихотворения? (печальное, задумчивое, грустное).

О чем нам оно рассказало? (об осени). Что можно услышать в стихотворении? (как идет дождь). Ребята, а как он идет? (тихо, неторопливо, но долго).

Музыкальная импровизация на музыкальных инструментах «Дождик накрапывает» Л. Александрова.

Муз. руководитель: Какая завораживающая музыка у нас получилась. Ребята, а ведь не только композиторы и поэты сочиняли свои произведения, любуясь осенней красотой. Осень самое выразительное время года, какое разноцветье красок! Не остались равнодушными к осенним краскам и люди, которые рисуют картины. Как их называют? (художники).

Посмотрите сколько картин нарисовано об осени. И все они очень разные.

Осень иногда называют художницей. Какие краски она принесла с собой? (называют цвета осенней палитры).

Ребята, вы уже обратили внимание, что эти картины все разные, хотя все художники рисовали одно и то же - осень. И это не спроста, ведь осень бывает разная.

Вот деревья разукрашиваются желтыми и красными красками. Природа как бы наряжается и становится сказочно-красивая, солнце еще светит ярко и рядом с зелеными листьями вспыхивают оранжевые, багряные. Такую осень называют «золотая», «ранняя осень», «бабье лето».

Исполняется песня «Падают листья». М. Красева.

Музыкальный руководитель: Какая это песня по характеру (ласковая, нежная, мягкая, задумчивая, светлая).

А теперь посмотрите на картины и выберите ту, на которой изображена «Золотая осень» («Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» И. Остроухова).

Какие цвета использовал художник? Теплые или холодные? Назовите теплые тона.

Импровизационно-творческая игра «Смотрите, смотрите, падает лист».

Но «Золотая осень», увы скоро пройдет: листья потемнеют, опадут, оголив деревья, все чаще и чаще будут лить дожди. Как грустно видеть, что природа теряет свои краски яркие, разноцветные.

Она как бы затихла, замерла, ожидая, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи.

Исполняется песня «Листопад» Т. Потапенко.

Музыкальный руководитель:

Ребята, какая песня по характеру? (печальная, грустная, ненастная). Эта песня рассказывает нам о поздней осени. А теперь посмотрите на картины и найдите среди них те, на которых изображена поздняя осень.

Репродукции: «Ранний снег» В. Пеленова, «Осень» М. Башкирцевой.

Какие краски использовали художники, рисуя позднюю осень? А кто из вас знает стихотворение, в котором бы говорилось о поздней осени?

Стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите стать художниками? Закройте глаза, (дети закрывают глаза, звучит спокойная осенняя музыка). Постарайтесь придумать печальную, но красивую осень. Представьте дождь, стаи улетающих птиц, разноцветную листву садов и парков, ветер, который кружит опавшие листья, осенние цветы на клумбах: астры, георгины, напоминают нам, что они цветут последними. (Дети располагаются на полу или вокруг соседних столов, можно одной или несколькими группами, используя природный материал - листья, выполняют коллективную работу).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...