Формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент
Формирующий эксперимент Формирующий эксперимент был осуществлен в период с 16 сентября 2021 по 14 февраля 2022 учебного года. В эксперименте участвовали 10 дошкольников экспериментальной группы. Цель формирующего эксперимента заключалась в повышении уровня экологической воспитанности дошкольников. Задачи формирующего эксперимента: 1. Разработать комплекс мероприятий для непосредственно образовательной деятельности и для повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников. 2. Апробировать разработанный комплекс занятий на дошкольниках экспериментальной группы. При разработке комплекса мероприятий опирались на следующие источники: программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: «Наш дом – природа» (Н. А. Рыжова), «Юный эколог» (С. Н. Николаева); методические рекомендации: Н. Рыжова, В. Зебзеева, Т. Зенина, С. Н. Николаева, Л. Павлова. В эксперименте участвовали 10 детей старшей группы. Для осуществления второго этапа исследования были использованы комплексные занятия, направленные на экологическое воспитание дошкольников. В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию использовался интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, игры, литературы, прогулок, а также организации самостоятельной деятельности, то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка. 1. Занятие: «Какпомочь животным и растениям? » 2. Занятие: «Комнатные растения и уход за ними» 3. Занятие «Живая и неживая природа» 4. «Настроение природы в искусстве». (Непосредственная образовательная деятельность)
Если основной целью занятия является ознакомление детей с окружающим миром, на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Контрольный эксперимент Цель: проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий – на занятиях – по повышению уровня экологического старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе отражены таблице 3 Таблица 3.
Выявлены следующие уровни экологической воспитанности дошкольников в контрольной группе: высокий уровень– 4 ребёнка; средний уровень– 6 детей . Общий результат констатирующего эксперимента отражен в таблице 4. Таблица 4 - Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента
Результаты диагностики констатирующего и контрольного этапа экспериментальной группы отражены на рисунке 2. Рисунок 2. Анализ результатов диагностики экологической воспитанности дошкольников экспериментальной группы в контрольном эксперименте показывает: 1. Уровень сформированности экологических знаний повысился. 2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний. Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу. На последних стадиях работы по формированию начал экологической культуры произошли положительные изменения в поведении, ответах, поступках детей со средним и низким уровнем развития. Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях достаточно эффективен. Дидактические игры, используемые во время работы, также вызывали положительные эмоции. Детям было радостно и они были готовы воспринимать и усваивать все, что несла в себе игра. С игрой даже дети с низкими показателями быстрее стали включаться в деятельность, вникали в ее содержание, запоминали разные сведения. Посредством игровых ситуаций у детей начало формироваться осознанное отношение к растениям. Дети стали понимать, что они живые, хрупкие и с ними надо осторожно обращаться, что им требуется определенные условия; дети добровольно стали включаться в уход за ними. Если в начале работы эти дети не отличались особой активностью, особенно дети с низкими показателями, то в конце их активность заметно повысилась. Дети стали чаще отвечать, активно включаться в практическую деятельность. Ответы стали более развернутыми, а не односложными.
Вышесказанное позволило сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|