Приложение 5. Задания для определения уровня экологической. Воспитанности дошкольников
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Диагностическое задание 1 – «Времена года» (проводится отдельно с каждым ребенком) Цель: выявить уровень сформированности представлений о сезонных особенностях времен года. Оборудование: четыре карточки среднего размера с изображением времен года (зима, весна, лето, осень), набор карточек маленького размера с изображением признаков каждого времени года. Экспериментатор давал ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой большие карточки, на которых изображены времена года. Нужно к каждому времени года подобрать карточки с характерными признаками, и поместить их рядом с тем временем года, к которому подходит данный признак. Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданием. Требуется помощь взрослого. При соотнесении характерных признаков с временами года допускает ошибки. На выполнение задания потребовалось много времени. Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием частично. Требуется небольшая помощь взрослого. Аргументирует свой выбор. При соотнесении характерных признаков с временами года допускает не большие ошибки. Дифференцированно обозначает название предметов, действий, отдельных признаков. Задание выполняет за более длительное время. Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием самостоятельно, помощь взрослого не требуется. Аргументирует свой выбор. Легко соотносит характерные признаки с временами года. Дифференцированно обозначает название предметов, действий, отдельных признаков, используют сложные предложения. Задание выполняет за короткое время.
Диагностическое задание 2 – «Многообразие животных» (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: выявить уровень сформированности представлений о мире животных, места их обитания и их характерных признаках. Оборудование: иллюстрации с изображением леса, жарких стран; сюжетная картина с изображением деревенского домика с двором и лугом. Набор домашних животных (корова, коза, лошадь, поросенок, собака, кошка). Набор диких животных (лиса, медведь, волк, заяц, белка, лось). Набор животных жарких стран (слон, жираф, тигр, зебра). Набор птиц (дятел, синичка, сова, ворона). Набор насекомых (кузнечик, божья коровка, бабочка, пчела). Экспериментатор давал ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой иллюстрации с изображением среды обитания животных, птиц и насекомых. Нужно назвать к какому виду относятся животные, птицы и насекомые, которые лежат перед тобой, поместить их к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания. Назвать характерные признаки животных. Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок не стравляется с заданием. Допускает ошибки. Не знает характерных признаков животных. Путается в размещении их в соответствии со средой обитания. Не может объяснить свой выбор. Требуется помощь взрослого. Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием частично, допускает незначительные ошибки. Не всегда может объяснить свой выбор. Характерные признаки животных знает и называет, но путает их среду обитания. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует в ответе простое предложение. Требуется незначительная помощь взрослого. Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием. Называет, к какому виду относится животное, знает их характерные признаки, помещает к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания, объясняет свой выбор. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует сложные предложения. Помощь взрослого не требуется.
Диагностическое задание 3 – «Мир растений» (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: выявить уровень сформированности представлений о растениях, видов растений, условий необходимых для роста растений. Оборудование: карточки с изображением комнатных растений (фикус, фиалка, бальзамин, бегония, пеларгония); карточки с изображением деревьев (дуб, береза, клен, осина, рябина). Карточки с изображением лекарственных растений (подорожник, крапива). Карточки с изображением овощей (капуста, морковь, помидор, огурец, перец болгарский). Карточки с изображением фруктовых деревьев (яблоня, груша, слива). Экспериментатор предложил ребенку: «Рассмотри внимательно карточки с изображением растений, назови вид растения и скажи, где какие растения растут. Определи условия, необходимые для их роста. Объясни свой ответ. Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок с трудом справляется с заданием, постоянно требуется помощь взрослого. Называет растения, но не может определить его вид. Определяет условия для роста растений неправильно. Объяснить свой ответ не может. Задание выполняет за длительное время. Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием, допуская незначительные ошибки. Называет растения, путается в видах растений. Может ошибиться с определением условий для их роста. Объясняет свой ответ. Дифференцированно обозначает название предметов, отдельные признаки. На задание уходит более длительное время. Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно справляется с заданием. С легкостью называет растение и его вид, определяет условия необходимые для его роста. Объясняет свой ответ. Дифференцированно обозначает название предметов, отдельных признаков. Задание выполняет за короткое время. Диагностическое задание 4 – «Неживая природа» (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: выявить уровень сформированности представлений о неживой природе. Оборудование: емкости с песком, водой, землей. Экспериментатор обращал внимание на емкость с водой, задавал ребенку вопросы:
«Имеет ли цвет, запах и вкус простая вода? Какое свойство имеет вода? В каком состоянии может быть вода зимой, летом? Для чего человеку нужна вода? » Затем обращает внимание на емкость с песком, задает ребенку вопросы: Какое свойство имеет сухой песок? Можно ли сделать из сухого песка что-либо? Чем сухой песок отличается от мокрого песка? Что произойдет если по мокрому песку проедет велосипед? Экспериментатор обращает внимание на емкость с землей, задает ребенку вопрос: «Чем земля отличается от песка? Для чего человеку нужна земля? ». Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок часто допускает ошибки. Путается в ответах, отвечает кратко, без объяснений. Постоянно требуется помощь взрослого. Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием, допуская неточности, дает не развернутые ответы. Требуется незначительная помощь взрослого. Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием. Отвечает на все вопросы правильно, дает развернутый ответ. Помощь взрослого не требуется. Диагностическое задание 5 – «Природные явления» (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: выявить уровень сформированности представлений о природных явлениях. Экспериментатор задавал вопросы ребенку: «Какие природные явления ты знаешь? Для чего нужен дождь живой природе и людям? Что будет с живой природой, если не будет дождя? Что бывает с живой природой после того как пройдет дождь? Откуда берется дождь? Как меняется небо, когда идет дождь? Какие природные явления бывают зимой? Как мы можем узнать, что на улице ветер? Чем отличается летний ветер от зимнего ветра? ». Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок отвечает на вопросы экспериментатора, допуская ошибки. Дает краткие ответы. Интереса к диагностическому заданию не проявляет. Средний уровень (2 балла) – ребенок отвечает на вопросы экспериментатора, допуская неточности. Старается давать развернутые ответы. Проявляет интерес к диагностическому заданию.
Высокий уровень (3 балла) – ребенок отвечает на вопросы экспериментатора правильно. Дает развернутые ответы. Проявляет интерес к диагностическому заданию. Диагностическое задание 6 – Методика выявления характера отношения к миру природы (Т. А. Серебряковой) Цель: Определение общего уровня отношения к природе. Учащимся предлагались три ситуации, в каждой из которых ребенок должен сделать определенный выбор и объяснить мотив своего выбора. Критерии выполнения задания: При анализе ответов детей оценивается, на сколько устойчив интерес у ребенка к заданию, внимательно ли он рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, проявляет сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагает позитивные решения ситуации, аргументирует свои ответы и выводы. Ситуация 1. Представь, что вы с мамой на прогулке увидели двух котят: одного – сытого, довольного, толстого, а другого – худого, взъерошенного, грустного. Реши, как быть: мама разрешила тебе взять домой котенка, но только одного. Какого котенка ты бы выбрал? Почему? Ситуация 2. Однажды Петя (для девочек – Катя) отправился в лес. Он шел по лесу долго и искал грибы. Вот показалась поляна, а на ней много грибов. Петя сначала обрадовался, увидев грибы, но присмотрелся, и оказалось, что это мухоморы…(закончи рассказ). Ситуация 3. Материалы – картинка, изображающая красивый цветущий луг. Детям демонстрируется картинка и предлагается игровая задача: решить, что они хотели бы взять с собой, если бы пошли гулять на этот луг. Взять можно только одно из предложенного: лупу, сачок, банку, кисточку и краски. В результате обработки полученных результатов определяются уровни отношения ребенка к миру природы: высокий уровень (3 балла), средний уровень (2 балла) и низкий уровень (1 балла). Время выполнения: 10 –15 минут. Диагностическое задание 7 – Методика исследования отношения детей к природе «Неоконченные предложения» (В. В. Зотова) Цель: изучать отношения к природе у дошкольников и особенности восприятия к окружающему миру. Педагог зачитывает испытуемому начало предложений и просит закончить их так, как придет ему в голову – быстро, не задумываясь. В этой методике нельзя медлить, педагог должен внимательно следить за школьником, если ученик не точно выполняет указания педагога, это засчитывается, как неправильный ответ или не достаточный. За это снижается балл при выведении общих результатов. Если испытуемый делает перед ответом большие паузы, следует напомнить о необходимости отвечать не задумываясь.
Время выполнения: 10 –15 минут. Примеры предложений: Эмоционально-оценочный компонент: 1. «Для меня природа – это…» 2. «Когда я вижу, как кто-то срывает цветок, то я…» 3. «Человек и природа…» 4. «Отдыхая на природе, я …» 5. «Я считаю, что охотники…» 6. «Если бы не было растений и животных…» 7. «Думая о природе, я вспоминаю…» Мотивационно-поведенческий: 1. «Если бы я увидел птенца, выпавшего из гнезда, то я …» 2. «Сажая цветы, я думаю …» 3. «Для того чтобы птицы не были голодными зимой нужно…» 4. «Заботиться о животных и растениях необходимо, потому что … » По результатам всех диагностических методик на констатирующем эксперименте мы выделили уровни сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий. Приведем качественную характеристику каждого уровня. Низкий уровень (1–7 баллов). К низкому уровню отнесли детей, которые часто допускают ошибки. Не аргументируют свой выбор или дают краткий ответ. В выполнении заданий правильно, дети не заинтересованы, легко отвлекаются. Положительных эмоций от заданий не проявляют. Называют растения, но не могут определить его вид. Определяют условия для роста растений неправильно. Не знают характерных признаков животных. Путаются в размещении их в соответствии со средой обитания. При соотнесении характерных признаков, с временами года допускает ошибки. На выполнение задания уходит много времени. Характеризуется отсутствием у детей экологических представлений и знаний. Такие дети обладают ограниченными навыками обращения с природными объектами, не стремятся к контактам с ними, не испытывают потребности в новых знаниях о мире природы. Поручения, связанные с природоохранной деятельностью, выполняются ими не охотно и они не участвуют в такой деятельности по собственной инициативе. Средний уровень (8–14 баллов). К среднему уровню отнесли детей проявляющих интерес к выполнению заданий и природе, эмоционально положительно выражающих свое отношение к ней. Дети справляются с заданием с частичной помощью взрослого. Допускают 1–2 ошибки. Аргументируют свой выбор. Соотносят характерные признаки с временами года. Характерные признаки животных знают и называют, но могут допустить ошибку в их среде обитания, объясняют свой выбор. Называют растения, но могут ошибиться в видах растений и условий для их роста. Проявляют знания о неживой природе и природных явлениях – умеют охарактеризовать объекты неживой природные и природные явления. Задание выполняют за более длительное время. Характеризуется наличием у дошкольников достаточных экологических знаний и умений. Дети аккуратно выполняют поручения, связанные с природоохранной деятельностью, однако редко проявляют инициативу; также они заинтересованы в получении определенных знаний о природе, охотно осваивают навыки практического взаимодействия с природными объектами. Высокий уровень (15–21 баллов). К высокому уровню мы отнесли детей проявляющих интерес к выполнению разных заданий и проявляющих интерес к природе и эмоционально положительно выражают свое отношение к ней. Дети справляются с заданием самостоятельно, помощь взрослого не требуется. Аргументируют свой выбор. Легко соотносят характерные признаки с временами года. Называют, к какому виду относится животное, знают их характерные признаки, помещают к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания, объясняя свой выбор. Показывают знания о неживой природе и природных явлениях – умеют охарактеризовать объекты неживой природные и природные явления. Задание выполняют за короткое время. Характеризуется осознанным отношением к окружающей среде; испытуемые имеют прочные и глубокие знания о природе. Такие дети стремятся оказывать конкретную помощь окружающей природе, участвовать в природоохранной деятельности, применять свои знания в новых ситуациях, особенно после предварительного разъяснения преподавателем; им характерно бережное отношение к природе, осознанность, сознательность, потребность в получении информации о природе, о животных, о растениях из различных источников; сознательное проявление ценностного отношения к миру природы, к ее богатствам и глубокое понимание того, что ты в ответе за происходящее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|