Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы и оборудование городских улиц и дорог




Городские улицы и дороги

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Л.В. Юдина

 

ГОРОДСКИЕ УЛИЦЫ И ДОРОГИ

 

 

Ижевск 2009

УДК: 625.731

Ю16

 

Рецензенты: В.А. Кириченко, гл. инженер

ГУП "Автодормостпроект"

Н. И. Невзоров, профессор

Ижевского государственного технического университета

 

 

Юдина Л.В.

Ю16 Городские улицы и дороги: учебное пособие. – Ижевск: издательство ИжГТУ, 2009. – с., с илл.

 

В учебном пособии приведены основные сведения о городских улицах и дорогах. Рассматриваются вопросы проектирования, строительства и эксплуатации городской дорожной сети. Рассмотрены транспортно-эксплуатационные качества покрытий, основные направления повышения их долговечности.

Пособие предназначено для студентов специальностей "Городское строительство и хозяйство", «Проектирование зданий», «Организация и безопасность движения»

 

 

Табл., ил., библ.

 

 

УДК: 625.731

 

© Юдина Л.В., 2009

Оглавление

 

Глава 1. Общие сведения о городских улицах и дорогах.

 

1.1. Дорожно-уличные сети.

1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог.

1.3. Пересечение улиц и дорог.

 

Глава 2. Проектирование городских улиц и дорог.

 

2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог.

2.2. Проектирование элементов поперечного профиля городских улиц и дорог.

2.3. Проектирование улиц и дорог в плане.

2.4. Проектирование конструктивных элементов городских улиц и дорог.

2.5. Проектирование водостоков.

2.6. Реконструкция городских улиц и дорог.

 

Глава 3. Строительство городских улиц и дорог.

 

3.1. Подготовительные работы.

3.2. Возведение земельного полотна.

3.3. Строительство дорожных одежд: устройство подстилающего слоя.

3.4. Устройство дорожных оснований.

3.5. Устройство дорожных покрытий.

 

Глава 4. Эксплуатация городских дорог.

 

4.1. Задачи дорожно-эксплутационной службы.

4.2. Надзор за дорожными одеждами.

4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований.

4.4. Содержание улиц и дорог.

 

Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ

 

 
 

Из различных видов городского транспорта наибольшее развитие получил автомобильный транспорт. Быстрый рост автомобильного транспорта характерен для всех стран мира. Если к концу XIX века автомобильный парк земного шара насчитывал всего 11 тысяч автомобилей, то к 1908 году (через 7-8 лет) он вырос до 290 тысяч (увеличение в 26 раз), к 1914 году – 1.8 млн., 1929 – 31 млн., 1970 – 130 млн. автомобилей. Для нормальной работы городского транспорта нужна развитая сеть улиц и дорог. В связи с непрерывным совершенствованием автомобильного транспорта (повышение скорости, грузоподъемности и т.п.) требования к автомобильным дорогам также повышаются.

Рис. 1. Уровень автомобилизации в мире

 
 

Рис. 2. Темпы роста количества автомашин по видам в России

В начале развития колесного транспорта единственными дорогами являлись грунтовые, которые в дождливую погоду становились малопригодными для движения. Поэтому уже в древние века проезжие части дорог, особенно в городах, укрепляли деревянными или каменными материалами. Деревянные настилы, торцовые мостовые устраивались из деревянных коротышей круглой, прямоугольной или шестигранной формы, каменные покрытия – из плит или гравия, щебня. Каменные мостовые (брусчатые, мозаиковые, булыжные) сохранились до наших дней. Их применяют и сейчас – при реконструкции старинных архитектурных памятников.

Увеличение скоростей на дорогах потребовало более ровных и в тоже время прочных покрытий, более индустриальных. Так пришли цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. Меняются требования к планировке улиц и площадей: расширяются проезжие части, уменьшаются продольные уклоны, увеличиваются радиусы закруглений, осуществляются пересечения в разных уровнях, совершенствуются способы регулирования движения.

Особенности городских дорог по сравнению с дорогами общей сети заключаются в следующем:

· наличие застройки и подземных сооружений, влияющих на водно-тепловой режим земляного полотна;

· расположение в пределах границ улиц тротуаров, трамвайных путей, пешеходных дорожек и т.п.;

· невозможность возведения высоких насыпей земляного полотна;

· сложные условия движения;

· трудность обеспечения поверхностного стока на участках с малыми уклонами и необходимость устройства подземного водоотвода.

 


Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРОДСКИХУЛИЦАХ И ДОРОГАХ

Дорожно-уличные сети

Улицы и дороги в городах – это транспортные каналы, по которым движутся различный транспорт и пешеходы. Кроме того, их используют для водоотвода и прокладки магистральных подземных сетей. Они делятся на 4 группы:

I гр. Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского назначения, дороги грузового движения (аналог категории дорог общей сети I,II)

II гр. Магистральные улицы районного значения (II)

III гр. Улицы и дороги местного значения, дороги промышленных и складских районов.

IV гр. Жилые улицы и проезды, поселковые улицы и дороги.

Скоростные дороги имеют значительную протяжённость, соединяют городские дороги с автомобильными дорогами общей сети, отдалёнными жилыми, промышленными районами, зонами отдыха.

Магистральные улицы общегородского значения соединяют городские дороги со скоростными дорогами и дорогами общей сети, осуществляют межрайонные связи, связь районов с городскими центрами, объектами общегородского значения (вокзалы, стадионы, парки и.т.д.).

Магистральные улицы районного значения осуществляют транспортные связи внутри жилых и промышленных районов, между районами, а также соединяют районы с магистральными улицами города.

Жилые улицы обеспечивают транспортную и пешеходную связь жилых районов с магистральными улицами.

Улицы и дороги промышленных и складских районов служит для связи с магистральными улицами.

Площади делятся на главные, площади жилых и промышленных районов, транспортные, вокзальные, у торговых зданий и рынков, и перед театрами, клубами, стадионами и т. п.

Автомобильные дороги промышленных предприятий делятся на подъездные и внутренние: подъездные - соединяют промышленные предприятия между собой, с сырьевыми базами, с дорогами общей сети, железнодорожными станциями, пристанями; внутренние – расположены на территории заводов, шахт, складов, карьеров и т. п.

Загородные, или автомобильные дороги общей сети, делятся на 5 категорий:

I и II – общегосударственного значения и республиканского значения с интенсивностью движения свыше 7000 > авт./ сут. (СНиП

III – дороги республиканского или областного значения – интенсивность 1000-3000 авт./сут.

IV; V – автомобильные дороги местного значения – интенсивность 200-1000 авт./ сут.

Система автомобильных дорог общей сети, городских, промышленных, поселковых, сельскохозяйственных дорог создаёт единую автомобильно-дорожную сеть страны. Плотность сети дорог – это протяженность дорог в км на 1 км2 территории. Густая сеть дорог наблюдается в промышленных районах. Конфигурация городской дорожной сети может быть самой различной (рис.1).

 

 

       
   
 

 


а) прямоугольная компактного б) прямоугольная вытянутого

города города

 

 

в) прямоугольно-диагональная г) радиально-кольцевая

схема схема

 

Рис. 1.1. Принципиальные схемы сетей магистральных улиц городов.

 

У каждой из этих схем есть свои достоинства и недостатки. Одна из характеристик схем – коэффициент непрямолинейности:

Кн= дальность сообщения/ воздушная линия.

Радиально-кольцевая схема имеет самый низкий коэффициент непрямолинейности, но перегружает центр. У прямоугольной схемы большой коэффициент непрямолинейности, особенно у линейных городов(города, расположенные по берегам рек, морей). Прямолинейно-диагональная схема осложняет организацию движения на перекрёстках, т.к. пересечение улиц происходит под острыми углами. Общая структура сети улиц и дорог предопределяется системой основных магистралей. Для их начертания необходимы сведения о размещении промышленных, жилых районов, вокзалов, аэродромов, транзитных магистралей. Трассирование магистральных улиц осуществляется в направлении основных пассажиропотоков и грузопотоков. Предусматривается, что движение наземного пассажирского транспорта осуществляется по магистральным улицам. Дальность подхода пассажиров к остановочным пунктам должна быть не более 300-400м. В этом случае интервалы между магистральными улицами также ограничиваются (600-800-1000 м.).

Плотность уличной сети зависит от многих факторов. Оптимальные величины подсказаны практикой и составляют в зависимости от численности населения 2-3,5 км/км2. Мосты располагают с учётом основных направлений автомобильных потоков и маршрутных трасс общественного транспорта. Ось моста должна быть перпендикулярна к динамической оси реки во время расчётного паводка. Автомобильная дорога, проходящая через населённый пункт, с одной стороны обслуживает его, с другой – является транзитной. Чем крупнее город, тем меньше процент безостановочного транзитного движения через него. Вновь проектируемые межгородские магистрали трассируются в обход или касательно по отношению к населённым пунктам. В существующих уже городах устраивают периметральные (обходные) дороги, позволяющие отделять транзитное движение от местного (Московская кольцевая автомобильная дорога – МКАД).

Вводы автомобильных дорог в городах проектируют так, чтобы движение грузовых автомобилей осуществлялось в обход жилых районов, минуя городской центр. У сети улиц и дорог должно быть не менее двух выходов на внешние автомагистрали. Скоростные автомагистрали нужно прокладывать по незастроенным территориям или с удалением от застройки более чем на 50 м, с устройством широких полос зелёных насаждений. Развязки движения на пересечениях скоростных дорог с другими дорогами и улицами осуществляются в разных уровнях, пешеходные переходы – вне уровня проезжей части.

Движение может быть непрерывным или регулируемым. В первом случае это – скоростное движение в разных уровнях. Регулируемое движение обеспечивается устройством перекрёстков на расстоянии более 500м. Расстояние между перекрёстками должно быть примерно одинаковым для обеспечения координированного регулирования движения автотранспорта (зелёная улица). Магистральные улицы районного значения, как правило, устраивают с регулируемым движением.

 

Элементы и оборудование городских улиц и дорог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...