Вред порицаемых споров
Поистине, Мудрый Законодатель не запрещает ничего, кроме того, в чём вред для Его рабов в этом мире и в мире вечном. Сюда же относятся споры и пререкания во имя ложного, которые являются причиной многих зол и бед. Ниже перечислены главные из них. 1. Лишение великого блага. Аль-Ауза‘и сказал: «Когда Аллах желает каким-то людям зла, Он внушает им склонность к спорам и отвращение к делам» [Лялякаи. И‘тикад ахль ас-Сунна]. Му‘авия ибн Карра сказал: «Остерегайтесь этих споров, ибо они делают тщетными деяния» [Лялякаи. И‘тикад ахль ас-Сунна]. 2. Упущение возможностей совершать благие дела. Разве вы не знаете, что знание о Ночи предопределения[49] было отобрано у людей из-за споров и препирательств? ‘Убада ибн ас-Самит передаёт, что Посланник Аллаха r вышел, чтобы сообщить людям о Ночи предопределения, а два человека из числа мусульман в это время спорили, и он сказал: «Поистине, я вышел, чтобы сообщить вам о Ночи предопределения, но такой-то и такой-то спорили, и [это знание] было отобрано [у меня]. Может быть, так лучше для вас… Ищите же её седьмого, девятого или пятого числа [последней декады рамадана]» [Бухари, 49]. Причиной стали спор и препирательства, и сегодня мы не знаем точно, когда именно наступает ночь предопределения. Эти два человека спорили и препирались, и с ними был шайтан, и у Пророка r было отобрано знание о том, на какую из ночей приходится Ночь предопределения. Этот хадис указывает на то, что споры и конфликты порицаемы и становятся причиной наказания и лишения блага. Этот спор и препирательства, сопровождающиеся повышением голоса, имели место в мечети, в присутствии Пророка r. Юнус передаёт: «Маймун ибн Михран написал мне: “Остерегайся препирательств и споров в религии, не вступай в спор ни с учёным, ни с невеждой, поскольку учёный удержит от тебя своё знание и не обратит внимания на твой поступок, а невежда только заденет тебя и не станет подчиняться тебе”» [Дарими, 302]. От одного из них передаётся, что один человек не смог приобрести знание от учёных, потому что спорил и препирался с ними, и позже он пожалел об этом и говорил: «Ах, если бы я не делал этого!»
3. Гибель общин. Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Оставьте меня в покое до тех пор, пока я оставляю в покое вас. Поистине, живших до вас погубило множество вопросов, которые они задавали своим пророкам, и их разногласия с ними» [Бухари, 7288; Муслим, 1337]. ‘Умар сказал Зияду ибн Худайру: «Знаешь ли ты, что разрушает ислам?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Его разрушает ошибка учёного, спор лицемера посредством Корана и правление правителей, вводящих в заблуждение» [Дарими, 214]. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Поистине, живших до вас погубили препирательства и споры о религии» [Табари]. 4. Споры порождают злобу и ожесточают сердца. Аш-Шафи‘и сказал: «Спор относительно известного ожесточает сердце и порождает злобу» [Шу‘аб аль-иман]. Многие люди рвут отношения друг с другом по причине спора, не разговаривают друг с другом, не навещают друг друга, а всё из-за споров и ссор, которые имели место на каком-то собрании и закончились для этих людей разрывом отношений, поскольку сердца их отдалились друг от друга. Поэтому наши праведные предшественники предостерегали от споров. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Достаточно несправедливости совершаешь ты, если не перестаёшь спорить, и достаточно греха берёшь ты на себя, если постоянно препираешься» [Тарих Димашк]. Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хусайн сказал: «Споры стирают религию и взращивают злобу в груди мужей». ‘Абдаллах ибн аль-Хасан сказал: «Спор портит давнюю дружбу, развязывает прочно завязанный узел, и самое малое [из скверного], что есть в нём — это попытки одолеть друг друга, а это одна из главных причин разрыва отношений» [Тарих Димашк].
Ибрахим ан-Наха‘и сказал, толкуя слова Всевышнего: «Мы посеяли между ними вражду и ненависть вплоть до Дня воскресения» (сура 5 «Трапеза», аят 64): «Подразумеваются споры и препирательства, связанные с религией» [Ибн Касир. Тафсир]. 5. Лишение помощи. Всевышний Аллах не помогает участникам собраний, на которых ведутся споры не из стремления к Лику Аллаха. 6. Отвлечённость сердца от Господа. Самое малое, что можно сказать о спорах, которые ведутся не ради Аллаха, — что они отвлекают человека даже во время молитвы, поскольку мысли человека остаются занятыми им. Один из наших праведных предшественников сказал: «Я не видел ничего более губительного для религии и уменьшающего благородство, лишающего удовольствия и занимающего сердце, чем спор» [Тарих Димашк]. 7. Причина ошибок. Муслим ибн Ясар сказал: «Остерегайтесь споров, ибо они — время беспечности знающего и именно в это время шайтан стремится заставить его ошибиться» [Дарими, 396]. 8. Потеря достоинства. Один бедуин сказал: «Кто спорит и препирается с достойными людьми, тот теряет своё достоинство, поскольку часто делающий что-то становится известен этим». Аш-Шафи‘и сказал: Они сказали: ты смолчал, а с тобою спорили! Я сказал им: ответ мой — ключ к вратам зла. Промолчать в ответ невежде и глупцу — достоинство И способ честь сберечь и сохранить. Не видишь разве: льва боятся и тогда, когда молчит он, А собаку с презрением гонят прочь и когда она лает… 9. Появление нововведений и следование. ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз сказал: «Кто сделал религию свою объектом споров, тот много переходит» [Дарими, 304] — имеется в виду переход от нововведения к нововведению, от ошибки к ошибке и так далее. Аль-Хакаму ибн ‘Утайбе аль-Куфи сказали: «Что вынудило людей войти в эти страсти?» — то есть нововведения. Он ответил: «Споры» [Лялякаи. И‘тикад ахль ас-Сунна]. Халид ибн Бармак сказал: «Кто способен удержать себя от четырёх вещей, тот вправе рассчитывать, что его не постигнет большое зло. Это спешка, надоедливость, самолюбование и нерадивость. Плод спешки — сожаление, плод надоедливости — растерянность, плод самолюбования — ненависть, а плод нерадивости — унижение» [Раудат аль-‘укаля].
Сахля ибн ‘Абдаллаха спросили: «Как человеку узнать, что он придерживается Сунны и общины?» Он ответил: «Он должен обнаружить в себе десять качеств[50]: он не должен оставлять общину, не должен ругать сподвижников Пророка r, не должен выходить против этой общины с мечом, не должен отрицать предопределение, не должен сомневаться в вере, не должен спорить о религии, не должен отказываться от совершения молитвы по умершим грешникам из числа людей киблы, не должен отказываться от протирания кожаной обуви, не должен отказываться совершать молитву за любым правителем — как несправедливым, так и справедливым» [Лялякаи. И‘тикад ахль ас-Сунна]. Споры с учёными Некоторые люди устраивают споры на религиозные темы на собраниях учёных и искателей знания, чтобы продемонстрировать свои знания, красноречие и искусность в споре. Подобные действия порицаются Шариатом. Джабир ибн ‘Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк r сказал: «Не приобретайте знание ради того, чтобы похваляться им перед учёными, и не спорьте посредством него с глупцами, и не используйте его, чтобы привлечь к себе внимание на собраниях, а кто поступает так, пусть остерегается Огня!» [Ибн Маджа, 254]. А в другом хадисе от Ка‘ба ибн Малика d говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Того, кто приобретает знание ради того, чтобы соперничать с учёными, или спорить с глупцами, или заставлять людей обращать лица в свою сторону, Аллах введёт в Огонь”» [Тирмизи, 2654]. Необходимо остерегаться приобретения знаний ради ведения споров и необходимо остерегаться препирательств с учёными. Главной заботой некоторых людей являются споры с учёными и искателями знания. Такой человек как будто говорит: «Я знаю такое-то правило, и такое-то доказательство, и слова такого-то учёного…» Он задаёт вопрос шейху, и тот отвечает ему, а он говорит: «Шейх, такой-то сказал об этом то-то, а такой-то сказал то-то, а такой-то сказал то-то…» Если он знал всё это, зачем он тогда спрашивает?! Очевидно, что просто для того, чтобы продемонстрировать своё знание.
Подобный человек учится и читает не ради Аллаха, а ради того, чтобы показать себя перед людьми, блеснуть приобретёнными знаниями на каком-нибудь собрании. Он хочет, чтобы его имя звучало, и чтобы на него указывали пальцем со словами: «знаток Корана», «опытный участник дискуссии, умеющий приводить доказательства» и так далее в том же духе. Заключение Если мы не желаем впадать в порицаемые споры и пререкания, то нам следует придерживаться этой правильной религии, потому что к наказаниям, которым Аллах подвергает тех, кто оставляет Его религию, относится и распространение споров среди них. Абу Умама d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Какие бы люди ни впали в заблуждение после того, как были на прямом пути, они непременно начинали вести споры». Потом Пророк r прочитал: «Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (сура 43 «Украшения», аят 58) — то есть Аллах мстит им и наказывает их тем, что вместо знания, от которого они отвернулись, они обращаются к спорам и начинают препираться и пререкаться, приводя ложные, несостоятельные доводы, без всякой пользы. То есть когда они оставили полезное знание, начались споры. Это правило: люди, оставившие полезное знание, знание Корана и Сунны, подвергаются наказанию, которое заключается в распространении споров в их среде. О Аллах, покажи нам истину истиной и помоги нам следовать ей, и покажи нам ложное ложным и помоги нам отдаляться от него! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам. Проверь себя Ниже приводятся два типа вопросов. Ответ на вопросы первого типа не требует усилий, тогда как для ответа на вопросы второго типа требуются размышление и обдумывание. Вопросы первого типа 1. Что такое спор? Что такое препирательство? 2. Чем спор отличается от препирательства? 3. Назовите основные причины возникновения споров. 4. Назовите необходимые условия похвального спора. 5. Какие виды спора существуют? Приведите пример для каждого вида. 6. Какие негативные последствия имеют споры. Вопросы второго типа 1. Что подразумевается под спором о Коране? 2. Что означают слова Посланника Аллаха r: «Читайте Коран до тех пор, пока ваши сердца пребывают в согласии, а когда впадёте в разногласия, встаньте от него»? 3. Что означают слова Посланника Аллаха r: «Какие бы люди ни впали в заблуждение после того, как были на прямом пути, они непременно начинали вести споры»? 4. Всевышний Аллах сказал: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо» (сура 29 «Паук», аят 46). Что означают слова Всевышнего «ведите его наилучшим образом»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|