Влияние высокомерия на поведение
1. Высокомерный отказ уверовать в Аллаха, поклоняться и подчиняться Ему. Всевышний Аллах сказал: «Ни Мессия, ни приближённые ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха. А тех, кто посчитает для себя унизительным поклоняться Ему и проявит высокомерие, Он соберёт к Себе вместе. Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна и даже приумножит его по Своей милости. А тех, которые считали для себя унизительным поклоняться Ему и проявляли высокомерие, Он подвергнет мучительным страданиям. Они не найдут себе вместо Него ни покровителя, ни помощника» (сура 4 «Женщины», аяты 172–173). Всевышний также сказал: «Поистине, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдёт сквозь игольное ушко. Так Мы воздаём грешникам. Их ложа будут из Геенны, а над ними будут покрывала. Так Мы воздаём несправедливым» (сура 7 «Преграды», аяты 40–41). 2. Высокомерное отношение к людям и горделивая походка. Среди наставлений, которые мудрец Люкман давал своему сыну, было и следующее: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Поистине, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (сура 32 «Люкман», аят 18). Речь идёт о том случае, когда человек высокомерно и горделиво отворачивается от людей и походка его выражает высокомерие и кичливость. «Поистине, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» — то есть всякого высокомерного, превозносящегося над остальными людьми. Подразумевается человек, который гордится и кичится своей силой, богатством или умом. Всевышний Аллах запретил шествовать по земле горделиво, сказав: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 37).
Если высокомерным людям свойственно ходить по земле горделиво, то праведные рабы Аллаха ходят по земле скромно: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (сура 25 «Различение», аят 63). И наши праведные предки следили за своей походкой. Халид ибн Ми‘дан передаёт, что, выходя из мечети, ‘Амр ибн аль-Асвад аль-‘Анси, брался правой рукой за левую, а когда его спросили о причине этого, он ответил: «Я боюсь, что руки мои начнут лицемерить». Аз-Захаби сказал: «Он держал их так, потому что опасался, что будет размахивать руками во время ходьбы, а это — один из признаков горделивости» [Сийар]. ‘Али ибн аль-Хусайн[54] ходил так, что рука его всегда находилась возле бедра, и не размахивал руками [Сийар]. 3. Ношение длинной одежды, волочащейся по полу. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Не посмотрит Аллах на того, кто влачит свои одежды из высокомерия» [Бухари, 5783; Муслим, 2085]. Ан-Навави сказал: «Учёные сказали, что высокомерие, кичливость, гордыня, спесивость, надменность… всё это синонимы, и всё это запрещено» [Навави]. Сподвижник Джабир ибн Суляйм передаёт: «Я попросил: “Дай мне какое-нибудь наставление”. Посланник Аллаха r сказал: “Ты не должен никого поносить”. И с тех пор я не обругал ни свободного, ни раба, ни верблюда, ни овцу. И Посланник Аллаха r сказал: “Пусть никакое доброе дело не кажется тебе незначительным, даже если речь идёт всего лишь о том, чтобы у тебя было приветливое выражение лица, когда ты говоришь со своим братом. Это тоже доброе дело. Подними свой изар до середины голени, а если не желаешь так, тогда до щиколоток. И ни за что не опускай изар ещё ниже, ведь это — признак высокомерия, а Всевышний Аллах не любит проявления высокомерия. И если кто-то начнёт поносить тебя, попрекая тебя тем, что знает о тебе, не попрекай его тем, что знаешь о нём, и тогда грех за это ляжет на него”» [Абу Давуд, 4084].
В наше время появилось много новых проявлений высокомерия, касающихся одежды, помимо удлинения её — например, особые модели одежды, на которые тратятся огромные суммы и приобретается она только ради хвастовства и бахвальства. Это проявление высокомерия. 4. Высокомерный любит, когда люди стремятся к нему и встают ему навстречу. Абу Миджляз передаёт, что однажды Му‘авия[55] d вышел к Ибн аз-Зубайру и Ибн ‘Амиру, и Ибн ‘Амир поднялся, а Ибн аз-Зубайр остался сидеть. Му‘авия сказал Ибн ‘Амиру: «Сядь, ибо я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Кто желает, чтобы люди вставали ему навстречу, пусть готовится занять своё место в Огне”» [Абу Давуд, 5229]. 5. Кичливость и неестественность в речах. Джабир d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, самыми любимыми для меня и сидящими ближе всех ко мне в Судный день окажутся самые благонравные из вас. И поистине, самыми ненавистными для меня и сидящими дальше всех от меня в Судный день окажутся болтливые (сарсаруна), кичливые в речах (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна)». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, мы знаем болтливых и кичливых в речах, но что такое разглагольствующие?» Он ответил: «Это высокомерные». Ибн аль-Каййим сказал: «Сарсар — говорящий много и неестественно, муташаддик — превозносящийся над людьми посредством своих речей, которые он произносит, выговаривая каждое слово из стремления продемонстрировать своё красноречие и придать торжественность и важность своим словам. Мутафайхик — от слова фахак, означающего ‘наполненность’. Это человек, который наполняет свой рот словами и говорит пространно ради собственного возвышения и демонстрации своего превосходства над другими» [Мадаридж ас-саликин]. 6. Издевательства и насмешки над людьми и придумывание обидных прозвищ. Высокомерный человек ставит себя выше других людей и относится к ним пренебрежительно, насмехаясь и издеваясь над ними. 7. Злословие. Высокомерный желает показать, что он выше остальных людей, и один из способов добиться этого — злословие, выставление на всеобщее обозрение чужих недостатков и изъянов.
8. Брезгливое отношение к бедным и слабым людям и нежелание контактировать с ними. Высокомерный человек питает отвращение к общению с теми, кто уступает ему в состоятельности или ниже его по своему происхождению или положению в обществе. Именно это поведение удержало некоторых многобожников от принятия ислама. Благородный сподвижник Са‘д ибн Абу Ваккас передаёт: «Нас было с Пророком r шесть человек, и многобожники сказали Пророку r: “Прогони от себя этих, дабы они не вели себя дерзко по отношению к нам”. Это оказало определённое влияние на Посланника Аллаха r, и он задумался, и тогда Всевышний Аллах ниспослал: “Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику”» [Муслим, 2413]. От Хаббаба передаётся следующее сообщение, связанное со словами Всевышнего: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых» (сура 6 «Скот», аят 52). Аль-Акра‘ ибн Хабис ат-Тамими и ‘Уяйна ибн Хисн аль-Фаззари[56] пришли к Посланнику Аллаха r и обнаружили его сидящими в обществе Сухайба, Биляля, ‘Аммара и Хаббаба, то есть в окружении верующих, которые в обществе считались слабыми. Увидев их вокруг Пророка r, они отнеслись к ним презрительно. Они подошли к Пророку r и, оставшись с ним наедине, сказали: «Поистине, мы желаем, чтобы ты устроил для нас отдельное собрание, благодаря которому арабы знали бы о наших достоинствах, ибо, поистине, к тебе приходят делегации арабов, и нам стыдно показаться арабам в обществе этих рабов. Когда мы придём к тебе, прогони их от себя, а когда мы закончим, пусть они сидят с тобой, если хочешь». Он сказал: «Хорошо». Они сказали: «Напиши нам соответствующий завет». И он велел принести свиток и позвал ‘Али, чтобы он писал. Хаббаб сказал: «А мы в это время сидели в стороне. И снизошёл Джибриль u и передал: “Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых”. Потом он упомянул аль-Акра‘ ибн Хабиса и ‘Уяйну ибн Хисна: “Таким образом Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: ‹Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?› Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?” А потом он сказал: “Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им: ‹Мир вам! Ваш Господь предписал себе быть Милосердным›”. И мы приблизились к нему так, что наши колени соприкоснулись с его, и Посланник Аллаха r сидел с нами, а когда он желал подняться, то поднимался и оставлял нас. И Аллах ниспослал: “Будь же терпелив с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику”. И мы сидели вместе с Пророком r, и когда приходило время ему подниматься, мы поднимались и оставляли его, чтобы он поднялся» [Ибн Маджа, 4127].
9. Наличие пороков и изъянов. Высокомерный человек дальше всех людей от изменения самого себя в лучшую сторону, потому что он считает себя достигшим совершенства, и не ищет в себе недостатков, и не принимает советов, а потому остаётся погрязшим в своих пороках и недостатках до конца дней своих, оказавшись одним из тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия оказались напрасными в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?”» (сура 18 «Пещера», аяты 103–104). 10. Неприятие советов. Всевышний Аллах сказал: «Когда ему говорят: “Побойся Аллаха!” — гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!» (сура 2 «Корова», аят 206). 11. Отказ от приобретения знания. Муджахид сказал: «Не сможет приобрести знание ни излишне стыдливый, ни высокомерный» [Хильйа]. Высокомерие побуждает своего обладателя гордиться собой и превозноситься над другими, и в результате он не приобретает от других знание, опыт, умения и навыки. Такой человек на протяжении всей своей жизни остаётся невежественным, ограниченным и узко мыслящим. 12. Он не приветствует людей первым. А если он и отвечает на приветствия других людей, то ему кажется, что он облагодетельствовал их своим ответом и сделал им величайшее одолжение. Он не улыбается людям, не бывает приветлив и радушен с ними. Он не считает, что кто-то имеет права на него, и при этом считает, что все ему чем-то обязаны. Он не допускает, что кто-то может превосходить его в чём-то, считая, что это он превосходит всех. И он всё больше отдаляется от Аллаха, а люди всё больше презирают и ненавидят его.
13. Он ходит только в сопровождении людей, которые ходят позади него. Он любит главенствовать на собраниях и быть известным среди людей. А скромные люди, напротив, бегут от всего этого. ‘Амир ибн Са‘д сказал: «Са‘д ибн Абу Ваккас был возле своих верблюдов, и к нему приехал его сын ‘Умар. И когда Са‘д увидел его, то сказал: “Прошу у Аллаха защиты от зла этого всадника”. Он спросил: “Ты находишься среди своих верблюдов и овец, оставив людей бороться за власть?!” Тогда Са‘д ударил его по груди и сказал: “Замолчи… Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: ‹Поистине, Аллах любит богобоязненного, состоятельного и незаметного раба›”» [Тибйан]. Ан-Навави сказал: «Под состоятельностью подразумевается духовное богатство. Это и есть желательное богатство, поскольку Пророк r сказал: “Однако истинное богатство — богатство души”. Что же касается незаметности, то подразумевается тихий человек, занятый поклонением и своими делами» [Навави].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|