Что становится поводом для высокомерия
Благ, которые могут привести к высокомерию, очень много. Ниже перечислены некоторые из них. 1. Имущество. Всевышний Аллах сказал о владельце двух садов: «У него было богатство, и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: “У меня больше имущества и помощников, чем у тебя”» (сура 18 «Пещера», аят 34). Всевышний также сказал: «Поистине, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что и ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: “Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих”. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (сура 28 «Рассказы», аяты 76–77). И Всевышний Аллах сказал: «Когда человека касается вред, он взывает к Нам. Когда же Мы предоставляем ему благо от Нас, он говорит: “Поистине, это даровано мне благодаря знанию [Аллаха о моих заслугах]”. О нет, это — искушение, но большинство их не знает этого» (сура 39 «Толпы», аят 49). 2. Знание. Некоторые из приобретающих знание очень быстро становятся высокомерными. Им начинает казаться, что они достигли совершенства в знании, и они смотрят на других свысока, считая их невеждами. Высокомерие, связанное со знанием, возникает по двум причинам. Первая причина состоит в том, что человек занимается тем, что только называется знанием, но не является таковым в действительности. Истинное знание — то, которое помогает рабу Всевышнего познавать Господа и самого себя. Истинное знание рождает скромность, а не высокомерие. Всевышний Аллах сказал: «Благоговеют перед Аллахом среди Его рабов только обладающие знанием» (сура 35 «Творец», аят 28).
Вторая причина состоит в том, что человек со скверной душой и скверным нравом не занимается приобретением знаний должным образом, а выучив что-то, сразу становится высокомерным, и со временем его высокомерие только увеличивается. К проявлениям высокомерия относятся и те случаи, когда некоторые начинающие искатели знания равняют себя с учёными и говорят: мол, они люди и мы люди! Айюб аль-‘Аттар сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорил: “Нам рассказал Хаммад ибн Зайд…” А потом он сказал: “Прошу прощения у Аллаха… Поистине, и упоминание цепочки передатчиков рождает в сердце гордыню[52]”» [Сийар]. 3. Благие дела и поклонение. Некоторые люди становятся высокомерными из-за своего поклонения и считают, что другие обязаны признавать их заслуги и превосходство и говорить об их благочестии и поклонении. Такой человек считает, что люди обречены на погибель, тогда как он непременно спасётся. Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Когда человек говорит: “Погибли люди!”, он самый пропащий из них» [Муслим, 2623]. Передатчик Абу Исхак сказал: «Я не знаю, как там было: “…он погубил их” или “…он самый пропащий из них”». Имам ан-Навави сказал: «Хадис “Когда человек говорит: ‹Погибли люди!›, он самый пропащий из них” передаётся в двух известных версиях — со словами “ахляку-хум” и “ахляка-хум”, и первая версия более известная… Это означает, что он самый пропащий. А если рассматривать вторую версию, то это означает, что это он представляет их пропащими, а не они погибли в действительности. Учёные согласны в том, что данное порицание относится к тому, кто говорит это из презрения и пренебрежения к людям, превозносясь над ними и представляя их деяния в наихудшем свете, потому что он не знает тайн Аллаха, связанных с Его творениями. Они сказали: “Если же человек сказал это, печалясь из-за недостатков и пороков, которые он видит в себе и людях, то в этом нет ничего страшного”. Как сказала Умм ад-Дарда g: “Абу ад-Дарда пришёл ко мне разгневанный, и я спросила: ‹Что разгневало тебя?› Он сказал: ‹Клянусь Аллахом, я не знаю об общине Мухаммада r ничего, кроме того, что они совершают молитву вместе›” [Бухари, 622]. Так прокомментировал это имам Малик, и остальные последовали в этом за ним» [Навави].
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: «Некоторые воздержанные в пользовании мирскими благами порой впадают в беспечность и готовы считать себя приближёнными Аллаха, любимыми и принятыми, а иногда такой человек начинает смотреть на других свысока и считать, что за ним уже закреплено место. Его обольщают те немногие рак‘аты, которые он совершает, или поклонение, которое он демонстрирует. А иногда ему начинает казаться, что он — пуп земли, и что никто не сможет достичь такого положения, как он» [Сайд аль-хатыр]. Известный учёный имам аль-Хаттаби упоминает в своей книге об уединении о том, что ‘Абдаллах ибн аль-Мубарак прибыл в Хорасан и отправился к одному человеку, известному своим равнодушием к мирским благам и благочестием. Когда он зашёл, этот человек не посмотрел на него и не обратил на него никакого внимания. Потом ‘Абдаллах ибн аль-Мубарак вышел от него. Тому человеку сказал кто-то из присутствующих: «Знаешь ли ты, кто это?» Он ответил: «Нет». Тот сказал: «Это же повелитель верующих в хадисах, это ‘Абдаллах ибн аль-Мубарак!» Тот человек смешался и быстро вышел к ‘Абдаллаху ибн аль-Мубараку, оправдываясь перед ним и извиняясь за то, что произошло, со словами: «О Абу ‘Абд-ар-Рахман! Прости меня и дай мне наставление!» Ибн аль-Мубарак сказал: «Да… Когда бы ты ни вышел из своего дома, на кого бы ни упал взгляд твой, считай, что он лучше тебя». Это потому, что он увидел в нём самолюбование. Таково было положение этого высокомерного человека. Что же до наших праведных предшественников, то один из них говорил: «Я посмотрел на стоящих на Арафате и подумал, что все они получили бы прощение, если бы меня не было среди них» [Шу‘аб аль-иман]. Верующий всегда считает ничтожным самого себя и свои деяния. Халифу ‘Умару ибн ‘Абд-аль-‘Азизу[53] сказали: «Когда ты умрёшь, мы похороним тебя в комнате Пророка r». Он сказал: «Встретить Аллаха со всеми грехами, кроме придавания Ему сотоварищей (ширк) желаннее для меня, чем считать себя достойным этого!»
4. Происхождение. Некоторые люди благородного происхождения презрительно относятся к тем, кто ниже его в этом. Иногда он становится высокомерным настолько, что отказывается общаться с людьми и находиться среди них и может дойти до того, что начнёт говорить людям: «Ты кто такой? Кто твой отец? И ты разговариваешь с подобным мне?!» Джабир ибн ‘Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что ‘Умар d говорил: «Абу Бакр — наш господин, и он отпустил на волю нашего господина» [Бухари, 3754]. Он имел в виду Биляля. Аль-Ма‘рур ибн Сувайд d передаёт: «Я видел в Рабзе Абу Зарра, на котором был толстый плащ, и на его слуге был точно такой же. Люди предложили: “О Абу Зарр, может, возьмёшь одежду, которая на твоём слуге, и наденешь вместе со своей, и получится хорошее одеяние, а слуге дашь другую одежду?” Абу Зарр d сказал: “Однажды я попрекнул одного человека его чернокожей матерью, которая была неарабкой, и тот пожаловался на меня Пророку r. Он спросил меня: “Ты обругал такого-то?” Я ответил: “Да”. Он спросил: “И ты попрекнул его его матерью?” Я ответил: “Да”. Он сказал: “Поистине, ты человек, в котором сохранилось невежество!” Я сказал: “Теперь, когда я уже в летах?” Посланник Аллаха r сказал: “Да… Поистине, они [невольники] — ваши братья, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то помогайте им”» [Бухари]. Ибн Хаджар сказал: «Его слова “они — ваши братья” относятся к рабам и слугам, даже тем, которые не являются невольниками… Отсюда можно понять усиленное порицание поношения и проклинания — ведь в них заключается унижение мусульманина. Шариат уравнял мусульман в большинстве норм и постановил, что истинное превосходство одних из них над другими даёт только богобоязненность, и знатному не принесёт пользы его происхождение, если он не относится к числу богобоязненных. Человеку даже низкого происхождения богобоязненность может принести пользу. Как сказал Всевышний: “Поистине, наиболее почитаемый из вас пред Аллахом — самый богобоязненный” (сура 49 “Комнаты”, аят 13)» [Фатх Аль-Бари]. «Поистине, ты человек, в котором сохранилось невежество!» То есть одно из качеств, свойственных временам невежества. Очевидно, что Абу Зарр совершил этот поступок до того, как узнал о запрете, и это качество из качеств эпохи невежества сохранилось в нём. Поэтому он сказал: «Теперь, когда я уже в летах?..» А Пророк r ответил: «Да». Как будто его удивило то, что он до сих пор не знал этого, несмотря на свой возраст, и разъяснил ему, что это качество порицаемо с точки зрения Шариата [Фатх Аль-Бари].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|