Наказание в мире вечном
⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32 1. Высокомерный непременно окажется в числе погибших. Фадаля ибн ‘Убайд d передаёт, что Пророк r сказал: «Не спрашивай о троих. О человеке, который пытается состязаться с Аллахом в величии, ибо, поистине, плащ Его — величие, а изар Его — могущество; о человеке, который сомневается в велении Аллаха; и об отчаявшемся в милости Аллаха» [Ибн Хиббан, 4559]. 2. Высокомерный — самый ненавистный из людей и сидящий дальше всех от Посланника Аллаха r в Судный день. Джабир d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, самыми любимыми для меня и сидящими ближе всех ко мне в Судный день окажутся самые благонравные из вас. И поистине, самыми ненавистными для меня и сидящими дальше всех от меня в Судный день окажутся болтливые (сарсаруна), кичливые в речах (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна)». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, мы знаем болтливых и кичливых в речах, но что такое разглагольствующие?» Он ответил: «Это высокомерные» [Тирмизи, 2018]. 3. Гнев Аллаха. ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Кто превозносится или ступает кичливо, тот встретит Аллаха разгневанным на него”» [Ахмад, 5959]. 4. Высокомерные будут собраны в Судный день крайне униженными. ‘Амр ибн Шу‘айб передаёт от своего отца, который передал от своего отца ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Пророк r сказал: “Высокомерные будут собраны в Судный день подобными муравьям, но в образе людей, и унижение будет окружать их со всех сторон, и их погонят в тюрьму в Аду, называемую Буляс. Их покроет огонь огней, и там их напоят соком тел обитателей Ада — тынат аль-хабаль”» [Тирмизи, 2492].
«Высокомерные будут собраны в Судный день подобными муравьям, но в образе людей». То есть тела их будут телами людей, но размером они будут с муравья. «И унижение будет окружать их со всех сторон». Они будут крайне униженными, и собранные люди будут наступать на них — столь ничтожны они будут пред Аллахом. «И их погонят в тюрьму в Аду, называемую Буляс. Их покроет» — то есть окружит и накроет сверху — «огонь огней, и там их напоят соком тел обитателей Ада», то есть гноем и кровью [Тухфат аль-ахвази]. Поскольку высокомерный в этом мире придаёт себе больший размер, чем он имеет на самом деле, то в Судный день Всевышний Аллах накажет таких людей, унизив их перед всеми и собрав их подобными муравьям. 5. Высокомерие — одно из препятствий для входа в Рай. Сподвижник ‘Абдаллах ибн Мас‘уд d передаёт, что Пророк r сказал: «Не войдёт в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» Пророк r сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и презрительное отношение к людям» [Муслим, 91]. 6. Высокомерным угрожает Огонь. Хариса ибн Вахб аль-Хуза‘и d передаёт: «Я слышал, как Пророк r сказал: «Не сообщить ли вам об обитателях Рая? Это всякий слабый, которого считают слабым, но при этом, если он заклинает Аллаха, Аллах непременно исполняет его клятву. И не сообщить ли вам об обитателях Огня? Это всякий высокомерный (‘утулль), надменный (джавваз) гордец» [Бухари, 4918; Муслим, 2853]. Ан-Навави сказал, что ‘утулль — чёрствый, грубый человек, отстаивающий ложное, или же грубый в своих речах [Навави]; джавваз — скупец или же тучный человек, вышагивающий горделиво. Высказывались и другие версии [Тухфат аль-ахвази]. Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Однажды Ад и Рай поспорили, и Ад сказал: “В меня входят надменные и высокомерные”. А Рай сказал: “Почему же в меня входят только слабые, незначительные люди?” Всевышний Аллах сказал Аду: “Ты — Моё наказание, которому Я подвергаю, кого пожелаю”. И Он сказал Раю: “А ты — Моя милость, посредством которой Я милую, кого пожелаю, и для каждого из вас есть своё наполнение”» [Бухари, 4850; Муслим, 2846].
Ибн Хаджар сказал: «Говорят, что “надменные и высокомерные” — слова с одинаковым значением. Говорят также, что мутакаббир — это человек, кичащийся тем чего в нём на самом деле нет, а мутаджаббир — человек, который никого к себе не подпускает, или же человек, которому ни до чего нет дела. “Слабые, незначительные люди” — то есть такие, к которым относятся пренебрежительно, незначительные в глазах большинства людей, тогда как пред Аллахом они великие, достойные высоких степеней. При этом они осознают величие Аллаха, и покорны Ему, и предельно скромны по отношению к Нему, и занимают невысокое положение среди его рабов, поэтому называть их слабыми и незначительными в этом смысле правильно. Возможно также, что в словах Рая “только слабые” подразумевается, что не все, а большинство входящих туда таковы» [Фатх Аль-Бари]. 7. Высокомерным угрожает вход в Огонь униженными. Всевышний Аллах сказал: «Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну. Когда они подойдут к ней, её врата будут распахнуты, и её стражи скажут им: “Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днём вашим?” Они скажут: “Конечно!” Но сбылось относительно неверующих Слово о мучениях. Будет сказано: “Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно!” Как же скверна обитель возгордившихся!» (сура 39 «Толпы», аяты 71–72). И Всевышний Аллах сказал: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (сура 40 «Прощающий», аят 60). Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Всевышний Аллах сказал: “Гордость — Мой плащ, а величие — Мой изар, и кто попытается оспаривать у Меня то или другое, того Я брошу в Огонь!”» [Абу Давуд, 4090]. Эти два качества не приличествуют никому, кроме Всевышнего Аллаха, и когда раб Аллаха пытается оспаривать у Аллаха то, что не приличествует никому, кроме Него, то он заслуживает того, чтобы Всевышний Аллах бросил его в Огонь.
Лечение высокомерия Знай, что высокомерие относится к числу пагуб, устранение которых — обязанность каждого верующего. Высокомерие не исчезает просто так, по желанию самого человека. Требуется лечение. Ниже перечислены некоторые методы лечения высокомерия. 1. Извлечение самого корня высокомерия из сердца. Верующий должен знать себя и знать своего Всевышнего Господа. Если он знает себя по-настоящему, то он понимает, что ему не приличествует ничего, кроме скромности. И если он по-настоящему знает своего Господа, то он понимает, что гордость и величие не приличествуют никому, кроме Аллаха. Познать себя верующий может, размышляя о начале своего сотворения, и о своём конце, и о том, что происходит с ним в промежутке между этими двумя событиями. Если говорить о начале его сотворения, то Аллах сотворил его из семени, презренной жидкости, а потом превратил его в сгусток, потом — в кусочек плоти, потом Он создаёт кости и одевает их плотью… Это начало его сотворения. Человек не был создан сразу совершенным, полноценным существом, но жизни его предшествовала смерть, небытие, силе — слабость, знанию — невежество, следованию прямым путём — заблуждение, богатству — бедность. Так откуда в нём эта гордыня и кичливость, это высокомерие и надменность? Потом, когда человек начинает свою земную жизнь, Аллах отдаёт его во власть болезней и бед, которые постигают его, хочет он того или нет. Он голодает против своей воли, испытывает жажду против своей воли, болеет против своей воли, умирает против своей воли. Он хочет знать что-то, но так и не узнаёт, и хочет помнить что-то, но забывает, хочет забыть что-то, но всё равно помнит. Он — подневольный раб, не способный принести пользу самому себе или отвести от себя вред, не контролирующий ни благо, ни зло, постигающее его. Что ниже его положения? Если бы он только знал правду о себе!
Если же говорить о конце человека, то это смерть. Он лишается духа, слуха, зрения, знания, своих способностей, чувств, способности к восприятию и движению и превращается в нечто неподвижное и лишённое жизни, как и в самом начале своего сотворения, а потом его закапывают в землю, и он превращается во внушающий омерзение гниющий труп. И если бы он таким и остался… Но нет, он, после того как станет прахом, будет воскрешён, чтобы встретить страшные испытания, и выйдет из могилы навстречу ужасам Судного дня, и будет развёрнут перед ним свиток с записью его деяний, и ему будет сказано: «Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 14). И увидев этот свиток, он устрашится: «Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: “Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — всё подсчитано”. Они обнаружат перед собой всё, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (сура 18 «Пещера», аят 49). Сподвижник аль-Ахнаф ибн Кайс говорил: «Я удивляюсь, как может проявлять высокомерие тот, кто дважды проходит теми же путями, что и моча[57]» [Вафайат]. Мутарриф ибн аш-Шиххир как-то увидел Язида ибн Мухалляба, влачащего по земле подол своей одежды, и сказал: «Поистине, Аллаху ненавистна такая походка!» Тот сказал: «Разве ты не знаешь меня?» Он ответил: «Конечно, знаю. Начало твоё — клейкое семя, а конец твой — внушающий отвращение труп, а между тем и этим ты носишь в себе нечистоты!» [Сийар]. Абу Мухаммад ‘Абдаллах ибн Мухаммад аль-Бассами аль-Хорезми как-то сказал: Удивляет меня тот, кого облик свой восхищает, Хотя прежде он был семенем пачкающим… В земле он становится трупом, источая зловоние, Но собой восхищается он и превозносится, А меж двумя одеждами в себе он носит нечистоты! А другой человек сказал: О надменный, которого облик свой восхищает! Погоди, ты надменности будешь лишён. Если б думали люди о том, что в утробах у них, Не гордился б ни юный, ни старый из них! О сын земли, которого она поглотит завтра, Угомонись! Ты будешь съеден и выпит… 2. Размышление о том, с чем связано его высокомерие и осознание того, что в этом нет поводов для высокомерия. Если человека постигает высокомерие из-за его происхождения, то он должен образумить своё сердце, осознав, что это невежество и глупость: ведь он гордится чужим совершенством! А может ли разумный человек становиться высокомерным из-за чужого совершенства?
Сподвижник Убайй ибн Ка‘б d сказал: «При жизни Посланника Аллаха r два человека, поспорив, стали говорить друг другу о своём происхождении. Один из них сказал: “Я — такой-то, сын такого-то! А ты кто такой, да лишится тебя твоя мать?” Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Два человека стали спорить и говорить друг другу о своём происхождении во времена Мусы u, и один из них сказал: ‹Я — такой-то, сын такого-то [и он перечислил девять своих предков]. А ты кто такой, да лишится тебя твоя мать?› А тот ответил: ‹Я — такой-то, сын такого-то, сын ислама[58]›. И тогда Аллах внушил Мусе u относительно этих двоих: ‹Что касается тебя, относящего себя к девяти, которые в Огне, то ты — десятый для них. Что же касается тебя, относящий себя к роду двоих, которые в Раю, то ты — третий для них в Раю›”» [Ахмад]. Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Аллах избавил вас от высокомерия времён невежества и свойственной им гордости отцами. Есть только богобоязненный верующий и нечестивый грешник. Вы — сыны Адама, а Адам был сотворён из земли. Люди прекратят гордиться теми, кто стал углями Ада, а иначе они будут значить для Аллаха меньше, чем навозные жуки, толкающие своими носами гниль!» [Абу Давуд, 5116]. «Высокомерие времён невежества» — то есть присущая тем временам надменность и кичливость. Что касается слов «есть только богобоязненный верующий и нечестивый грешник», то имам аль-Хаттаби сказал, что эти слова означают, что люди делятся на две категории: богобоязненные верующие и нечестивые грешники. Богобоязненный верующий всегда лучше и достойнее нечестивого грешника, даже если он не благородного происхождения. А нечестивый грешник низок, даже если он родовитый. Согласно другому толкованию, проявляющий высокомерие либо является богобоязненным верующим, и тогда ему не следует ни над кем превозноситься, либо он — нечестивый грешник, низкий пред Аллахом и, соответственно, не имеющий оснований гордиться. Таким образом, высокомерие недопустимо в обоих случаях. «Вы — сыны Адама, а Адам был сотворён из земли» — и не приличествует тому, чью основу составляет земля, проявлять высокомерие и надменность. «Люди прекратят» — подразумевается клятва, то есть: клянусь Аллахом, люди прекратят поступать так. «А иначе они будут значить для Аллаха меньше» — то есть будут более ничтожными для Него, «чем навозные жуки», то есть жуки, которые скатывают шары из навоза и толкают эти шары своими носами — «толкающие своими носами гниль», то есть навоз [Фатх Аль-Бари]. Абу Райхана передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Кто объявляет о своём происхождении от девяти неверующих предков, желая обрести через них возвеличивание и почёт, тот станет десятым для них в Огне» [Ахмад]. Ибн Хаджар сказал в «Фатх Аль-Бари», что у этого хадиса хороший (хасан) иснад. А человек, проявляющий высокомерие по причине знания, которым обладает, должен помнить, что против обладающих знанием у Аллаха ещё более веский довод, ибо тот, кто ослушивается Аллаха сознательно, зная об этом, совершает более тяжкое преступление. И пусть он знает, что гордость не приличествует никому, кроме Аллаха, и, проявляя высокомерие и гордыню, он становится ненавистным для Аллаха. Мысль об этом устраняет высокомерие и способствует скромности. И верующий должен знать, что высокомерие, связанное с благими делами и поклонением, — великое испытание для рабов Всевышнего. Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Жили два человека из числа сынов Израиля, и один из них грешил, а другой, напротив, усердно поклонялся Господу. Каждый раз, заставая первого совершающим грех, второй говорил ему: “Перестань!” И вот однажды он в очередной раз застал его за совершением греха и сказал: “Перестань!” А тот сказал в ответ: “Оставь меня на суд Господа! Разве ты послан надзирать за мной?” Тот сказал: “Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя и не введёт тебя в Рай!” Потом они умерли и предстали перед Господом миров, и Он сказал усердно поклонявшемуся Ему: “Знал ли ты обо Мне всё? Имел ли ты какую-нибудь власть над тем, что у Меня?” А грешнику Он сказал: “Войди в Рай по милости Моей!” Второму же Он сказал: “Отведите его в Огонь!”» Абу Хурайра d сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, он произнёс такие слова, за которые заслужил наказание в этом мире и в мире вечном!» [Абу Давуд, 4901]. Абу Язид аль-Бистами сказал: «Раб Аллаха остаётся высокомерным до тех пор, пока продолжает считать, что среди творений есть кто-то хуже него» [Сийар]. Всевышний Аллах, описывая опередивших в благом, сказал, что они совершают то, что является покорностью Ему, и при этом боятся, что Аллах не примет от них эти деяния. Всевышний Аллах сказал: «Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (сура 23 «Верующие», аяты 60–61). ‘Аиша g, супруга Пророка r, рассказывает: «Я спросила Посланника Аллаха r об аяте “Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся”: “Это те, которые пьют вино и занимаются воровством?” Он ответил: “Нет, о дочь ас-Сыддика… Это те, которые постятся, молятся и подают милостыню, боясь при этом, что это не будет принято от них. Это — опередившие в благом”» [Тирмизи, 3175]. 3. Обращение к Всевышнему Аллаху с мольбами. Сподвижник Джубайр ибн Мут‘им передаёт, что он видел, как Посланник Аллаха r говорил во время одной из молитв: «Аллах велик, намного более велик, чем всё остальное! Аллах велик, намного более велик, чем всё остальное! Аллах велик, намного более велик, чем всё остальное! Многая хвала Аллаху! Многая хвала Аллаху! Многая хвала Аллаху! Пречист Аллах утром и вечером! Пречист Аллах утром и вечером! Пречист Аллах утром и вечером! Прошу у Аллаха защиты от шайтана — его дуновения, поплёвывания и уколов»[59]. Как он сказал, поплёвывания шайтана — это порочные стихи, его дуновения — высокомерие, а его уколы — смерть [Ибн Хиббан, 1780]. 4. Скромность. Анас ибн Малик d передаёт: «Поистине, любая рабыня жителей Медины могла взять Пророка r за руку и увести его, куда хотела» [Бухари, 6072]. Ибн Хаджар сказал в «Фатх Аль-Бари»: «“И увести его, куда хотела”. А в версии Ахмада говорится: “И увести его туда, куда ей было нужно”. Этот хадис содержит разные виды подчёркивания скромности, поскольку упомянута женщина, а не мужчина, и притом невольница, а не свободная, и сказано, что любая рабыня могла сделать это. Слова “взять за руку” не нужно понимать буквально — это указание на полное распоряжение, даже если требовалось сделать что-то за пределами Медины, и она обращалась к нему за помощью в этом. Это — дополнительное свидетельство его скромности и отсутствия у него любых проявлений высокомерия» [Фатх Аль-Бари]. Аль-Асвад передаёт: «Я спросил ‘Аишу g о том, чем занимался Пророк r в своём доме, и она сказала: “Он помогал своим домочадцам в их работе. А когда наступало время молитвы, он выходил на молитву”» [Бухари, 676]. Ибн Хаджар сказал: «“В их работе” объясняется в хадисе как прислуживание… самому себе или [помощь] остальным членам семьи. В “Шамаиль” ат-Тирмизи это разъясняется. ‘Амра передаёт от ‘Аиши такие слова: “Поистине, он был просто человеком: чистил свою одежду, доил свою овцу и прислуживал себе сам”. А в версии Ахмада и Ибн Хиббана, передаваемой со слов ‘Урвы, говорится: “Он зашивал свою одежду и чинил свои сандалии”. В этом хадисе содержится побуждение к скромности, отказу от высокомерия и оказанию мужчиной помощи своей семье» [Фатх Аль-Бари]. Джубайр ибн Мут‘им d сказал: «Вы говорите, что во мне высокомерие, а ведь я ездил на осле, носил простой плащ и доил овец, а Посланник Аллаха r сказал: “Кто делал это, в том нет никакого высокомерия”» [Тирмизи, 2001]. То есть это гнушаются делать только высокомерные [Тухфат аль-ахвази]. Благородный сподвижник ‘Абдаллах ибн Салям d как-то проходил по рынку, неся на себе вязанку дров. Ему сказали: «Что побуждает тебя к этому, ведь Аллах избавил тебя от необходимости в этом?» Он сказал: «Я хотел оттолкнуть от себя высокомерие. Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие хотя бы на вес горчичного зерна”» [Табарани, 129]. Заключение Ибн аль-Каййим сказал: «У всех грехов — три основы. Это высокомерие — именно оно довело Иблиса до того положения, до которого он дошёл; порицаемое стремеление — именно она вывела Адама из Рая; и зависть — именно она заставила сына Адама покуситься на брата своего. И тот, кто защищён от зла этих трёх вещей, защищён от всякого зла, ибо неверие — от высокомерия, ослушание — от порицаемого стремления, выход за границы дозволенного и несправедливость — от зависти» [Фаваид]. Просим Аллаха сделать нас одними из тех, кто скромен по отношению к Нему и Его творениям, и да убережёт Он нас от высокомерия и высокомерных. И мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам. Проверь себя Ниже приводятся два типа вопросов. Ответ на вопросы первого типа не требует усилий, тогда как для ответа на вопросы второго типа требуются размышление и обдумывание. Вопросы первого типа 1. Что такое высокомерие? 2. Пророк r дал исчерпывающее определение высокомерию. Какое? 3. Назовите причины высокомерия? 4. С чем может быть связано высокомерие? 5. Каковы основы всех грехов? Вопросы второго типа 1. В чём заключается различие между высокомерием и самолюбованием? 2. В каких случаях знание становится причиной высокомерия? 3. Какому наказанию подвергаются высокомерные в этом мире? 4. Какому наказанию подвергаются высокомерные в мире вечном? 5. Как лечится высокомерие? Литература [1] Это русское слово сегодня редко встречается в речи и потому, представляется, требует пояснения. Согласно Малому академическому словарю русского языка, роскошество — это пристрастие к роскоши, к изысканности в чём-либо. [2] Фадаля ибн ‘Убайд ибн Нафиз аль-Ансари, Абу Мухаммад. Сподвижник. Один из участников клятвы довольства. В эпоху Му‘авии командовал войсками. Также занимал должность судьи в Дамаске. Участвовал в открытии Египта для ислама. Скончался в Дамаске в 53 г. х. [3] То есть являешься её правителем. [4] Мера веса; около 2,5 кг. [5] Муджахид ибн Джабр — последователь сподвижников; имам, факых, авторитетный учёный, передавший множество хадисов, в том числе от Ибн ‘Аббаса, ‘Аиши, Абу Хурайры, Са‘да ибн Абу Ваккаса, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара и других сподвижников. Знаток хадисов и толкования Корана, искусный чтец Корана. [6] Мухаммад ибн Абу Бакр, Абу ‘Абдуллах, известный как Ибн Каййим аль-Джаузийя или Ибн аль-Каййим. Родился в Дамаске. Ученик Ибн Таймии. Выдающийся учёный ислама, известный своим равнодушием к мирским благам и усердным поклонением Аллаху. Автор множества трудов. Среди его учеников — Ибн Касир, Ибн Раджаб, аз-Захаби, ас-Субки и другие. [7] Иными словами, это средство, исполняющее те же функции, что и газированные напитки, которыми сегодня запивают обильные трапезы. [8] То есть люди, которые привязаны к этому миру и помыслы которых связаны с ним. [9] «Аллахумма, инни а‘узу би-ка мин аль-‘аджзи, ва-ль-касали, ва-ль-джубни, ва-ль-харами». [10] Аль-Асвад ибн Язид ибн Кайс — последователь сподвижников; имам, передатчик множества хадисов. Родом из Хадрамаута (Йемен). Застал времена невежества и ислам. Передавал хадисы от Му‘аза ибн Джабаля, Биляля, Ибн Мас‘уда, ‘Аиши, Хузайфы ибн аль-Ямана и других сподвижников. Его сын ‘Абду-р-Рахман передавал от него хадисы. Ибрахим ан-Наха‘и был его племянником. [11] Он имел в виду мир вечный. [12] То есть подающая. [13] Имеется в виду передняя нога овцы, на которой почти не мяса. [14] То есть не стану отвечать на подобный вопрос никому после тебя. Дело в том, что Посланник Аллаха r назвал Хузайфе имена лицемеров, и ‘Умар обратился к нему с таким вопросом, зная об этом. [15] Здесь имеется в виду, что Абу Мас‘уд и некоторые другие бедные сподвижники Посланника Аллаха r переносили грузы за плату, а потом раздавали часть заработка в качестве милостыни. [16] То есть не нуждается в такой малости, как милостыня Абу ‘Акыля. [17] Ахмад ибн ‘Али аль-‘Аскаляни аль-Кинани. Родился в Египте. Его называли «повелитель верующих в хадисах». Выдающийся учёный, много путешествовал в поисках знаний. Знаток хадисов. Автор многих трудов. Давал фетвы, был судьёй (шафиитского мазхаба). Автор объёмного и широко известного комментария к сборнику хадисов аль-Бухари, а также сборника жизнеописаний сподвижников. Известны и другие его труды в разных областях исламского знания. [18] Мост над Адом, по которому пройдут все люди в Судный день. [19] «А‘узу би-калимати Лляхи т-таммати мин шарри ма халяк». [20] «Аллахумма, инни а‘узу би-ка мин аль-‘аджз, ва-ль-касаль, ва-ль-бухль, ва-ль-харам, ва-ль-касва, ва-ль-гафля, ва-з-зилля, ва-ль-маскана, ва а‘узу би-ка мина-ль-факр, ва-ль-куфр, ва-ш-ширк, ва-н-нифак, ва-с-сум‘а ва-р-рийа». [21] То есть от страсти и похоти, которые могут одолеть меня и подтолкнуть к прелюбодеянию или его предпосылкам. [22] «Аллахумма инни а‘узу бика мин шарри сам‘и ва мин шарри басари ва мин шарри кальби ва мин шарри маниййи». [23] «Аллахумма инна нас’алюка-ль-худа ва-т-тука ва-ль-‘афафа ва-ль-гына». [24] То есть эти вещи становятся причиной неверия. [25] Иджтихад — буквально ‘проявление усердия’, ‘настойчивость’, самостоятельное вынесение решений по вопросам мусульманского права (фикха), осуществляемое учёным, достигшим высшей ступени знаний в исламских науках. Муджтахид (учёный, обладающий правом делать иджтихад) должен обладать следующими качествами и навыками: знанием Корана и Сунны; знанием вопросов, по которым имеется согласное мнение учёных (иджма‘); глубоким знанием арабского языка; знанием основ фикха и методов извлечения решения из текстов первоисточников; знанием отменённых аятов и хадисов (насих, мансух); он должен быть мусульманином, обладать здравым умом и рассудительностью. [26] Это стремление названо тайной страстью потому, что далеко не всегда оно заметно в человеке и далеко не каждый знает, что это стремление есть в нём самом. В этом его опасность. Оно заставляет человека привязываться к мирскому, одновременно делая его веру слабой, и из-за мирского и любви к нему возникает вражда между людьми, порой даже между очень близкими. А главным виновником становится стремление к главенству и власти. (См. об этом также ниже слова Ибн Таймийи.) [27] То есть искушениям, которые власть приносит с собой. [28] То есть Всевышний Аллах поможет тебе избежать искушений, причиной которых становится власть, и уберечься от зла, которое она может причинить. [29] То есть соплеменников самого Абу Мусы аль-Аш‘ари. [30] Фард кифайа — вид обязанностей, исполнять которые обязаны не все, а лишь некоторые члены мусульманской общины, и если некоторые члены общины исполняют эту обязанность, она считается всеми выполненной, а если никто не исполняет эту обязанность, грех ложится на всех. [31] Подразумевается водоём Пророка r, водой которого верующие будут утолять жажду в мире вечном. [32] Речь идёт о людях, которые приобретали религиозные знания или занимались религиозной деятельностью с мирскими, корыстными целями. [33] Речь идёт о дорогостоящей полосатой одежде. [34] То есть к нему относятся пренебрежительно и презрительно из-за его неприметного внешнего вида и скромности. [35] То есть они пожелают заменить этим падением страшное наказание, которому они подвергнутся в Судный день. [36] Это событие имело место много лет спустя после кончины Посланника Аллаха r, после того как скончался четвёртый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб, сыном которого был аль-Хасан. Однако Посланник Аллаха r узнал из откровения, что аль-Хасан примирит две большие группы мусульман, вступившие в противостояние. [37] Дело в том, что его предшественник Сулейман ибн ‘Абд-аль-Малик назначил ‘Умара своим преемником, не разглашая это, и мусульмане присягали тому, чьё имя было упомянуто в документе, не зная имени этого преемника, и сам ‘Умар до самой смерти Сулеймана не знал, что именно он назначен преемником халифа. [38] То есть от страсти и похоти, которые могут одолеть меня и подтолкнуть к прелюбодеянию или его предпосылкам. [39] «Аллахумма инни а‘узу би-ка мин шарри сам‘и ва мин шарри басари ва мин шарри кальби ва мин шарри маниййи». [40] «Аллахумма инна нас’алюка ль-худа ва-т-тука ва-ль-‘афафа ва-ль-гына». [41] В книге «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя» приводится следующая версия. Однажды ‘Умар d зашёл к Посланнику Аллаха r, когда тот находился в небольшом помещении наподобие кладовки. ‘Умар передаёт: «Я зашёл и не увидел там ничего, на чём можно было остановить взор, кроме небольшого количества ячменя, завёрнутого в кусок ткани». И он прослезился. Посланник Аллаха r спросил: «Что с тобой, о ‘Умар?» А на боку Посланника Аллаха r остался след от циновки, на которой он лежал. ‘Умар воскликнул: «О Посланник Аллаха! Хосрой и цезарь купаются в роскоши… А ведь ты Посланник Аллаха, и Аллах возвысил тебя над людьми в этой жизни…» Посланник Аллаха r сказал: «Неужели ты сомневаешься, о ‘Умар? Разве не довольно тебе того, что им достанется мир этот, а нам достанется мир вечный?» [Бухари]. [42] То есть суру 87 «Всевышний». [43] В книге «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя» приводится следующая версия. Му‘аз сказал: «Прошу у Аллаха защиты от того, чтобы мне попасть в Огонь этим утром! О Аллах, поистине, Ты знаешь, что я любил жизнь не из-за растущих деревьев и бегущих рек и не из-за жизни в домах и возведения дворцов… Но я любил жизнь из-за трёх вещей: жажды в знойный полдень, возможности касаться коленями коленей учёных в кружках, где приобретают знание, и возможности опускать в пыль лицо своё, совершая земной поклон Аллаху». [44] Он был учителем и наставником имама Малика. [45] Это слово может переводиться и как «неблагодарные». [46] Рис очищали, вероятно, топчась по нему ногами, примерно так же, как давят виноград; либо же его очищали другим способом, который предполагает топтание на месте. [47] Таким образом, в данной главе речь идёт о тех видах споров, которые ведутся не с благой целью, не с целью найти и показать остальным истину, а с целью навязать оппоненту своё мнение, унизить его или даже утвердить нечто заведомо ложное. [48] То есть либо отрицающим предопределение, либо, напротив, фаталистом, считающим, что от воли человека совсем ничего не зависит, то есть отрицающим свободу воли человека. Эти два течения являются крайностями, отклонениями от правильных убеждений. [49] То есть о том, какая именно ночь является Ночью предопределения. [50] Далее перечисляются не десять, а девять качеств; возможно, рассказчик что-то упустил, а возможно, это ошибка подсчёта. [51] ‘Абду-р-Рахман ибн Махди аль-Басри, Абу Са‘ид. Родился в 135 г. х. Учёный, знаток хадисов, известен своим равнодушием к мирским благам и усердным поклонением Аллаху. К числу самых известных его учителей принадлежал Суфьян ас-Саури. Скончался в 198 г. х. [52] То есть может заставить человека гордиться тем, что он слышал и передавал хадисы от известных учёных. [53] ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз аль-Умави, Абу Хафс — правнук ‘Умара ибн аль-Хаттаба, восьмой халиф из династии Омейядов. Был женат на дочери ‘Абду-ль-Малика ибн Мервана, пятого халифа из династии Омейядов. Его называли пятым праведным халифом. Известен своим равнодушием к мирским благам, скромностью, справедливостью и усердным поклонением Аллаху. Учился у Тавуса ибн Кейсана и у некоторых учёных Медины. Некоторое время был правителем Медины. Скончался в 101 г. х. [54] Сын аль-Хусайна, внук ‘Али ибн Абу Талиба и правнук Пророка r. [55] Му‘авия ибн Абу Суфьян, ставший халифом после кончины ‘Али ибн Абу Талиба и отказа от власти его сына аль-Хасана ибн ‘Али. [56] Знатные курайшиты, которые долго упорствовали, прежде чем принять ислам. [57] То есть, будучи семенем, он проходит возле мочеиспускательного канала, и появляясь на свет, он также проходит через родовые пути матери в непосредственной близости от отверстия для выхода мочи. [58] То есть покорности Богу. [59] «Аллаху акбару кабиран! Аллаху акбару кабиран! Аллаху акбару кабиран! Ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран! Ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран! Ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран! Ва субхана Ллахи букратан ва асылян. Ва субхана Ллахи букратан ва асылян. Ва субхана Ллахи букратан ва асылян. А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани мин нафхи-хи ва нафси-хи ва хамзи-хи».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|