Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество. Способность детей к творчеству




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

"Литературное творчество младших школьников на уроках чтения"


Введение

 

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, и в той или иной мере присуще всем людям. Но школа - это все же мир надежд и радости, где есть почва для развития литературного творчества и творческой деятельности младших школьников.

Задача современной школы - формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образования, воспитания личности, ее гуманизации, индивидуализации.

Одним из средств развития как личности, так и литературного творчества является литература для детей (стихи, проза, рассказ, загадки, басни, сказки). Книга - многообразный разнообразный для воспитания, образования объект; об особенностях которого ребенок младшего школьного возраста без специального обучения почти не осведомлен. Именно книга есть источник всего умного, доброго, красивого, что есть на земле, именно литература способна проникнуть в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств, она создает определенные незаменимые ценности. Именно литература - это среда, растящая и питающая литературное творчество личности.

Характер и сила влияния произведений на людей зависит не только от идейных художественных качеств самого произведения, но и от особенностей читателя.

Развитие литературных творческих возможностей является одной из важных задач образования в целом и начального в частности. Ведь процесс воображения пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению. По проблеме развития воображения в творчестве младших школьников работали психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, В.А. Скоробогатова, Л.И. Коновалова, М.Г. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, В.А. Левин, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и мн. др.

Активизировать творчество младших школьников можно практически на любом уроке: на математике, музыке, рисовании, природоведении и др. Мы же остановимся на уроках чтения. Именно они, на наш взгляд, способствуют формированию творческих задатков. Большой вклад в решение проблемы внесли и вносят такие ученые, как М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий. Эти методисты большое внимание уделяют развитию детского литературного творчества и на его основе активизации таких познавательных интересов, как воображение, восприятие и другие.

Интересна с этой точки зрения организация работы с текстами и активизация развития младших школьников по системе Г.Н. Куйдиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». Авторы этой программы вслед за Выготским Л.С. считают, что «Детское литературное творчество и художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития его воображения, эмоционально эстетической сферы, овладение речью» [23]. Эту же проблему рассматривают в своей программе «Литературное чтение» В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. Программа содержит блок «обогащение и развитие творческой деятельности, опыта, направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности». Авторы этой программы нацеливают на формирование умения «выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека и, наконец, предлагаются творческие задания для учащихся «способность учащихся полноценно воспринимать произведение на основе целенаправленной деятельности».

Творческая работа над произведениями будет только тогда воспринято и усвоено, когда при этом будет задействовано воображение. Младший школьный возраст - это самая благородная почва для посева. Чем раньше мы научим юного читателя глубоко чувствовать, образно мыслить, живо и непосредственно откликаться на все, что происходит вокруг, тем богаче, интереснее станут в дальнейшем его произведения. По мнению учителей, без эмоционального сопереживания не мыслим сколь ни будь успешный урок чтения. Поэтому в качестве исследования я выбрала следующую проблему: как методически грамотно организовывают работу над литературным творчеством младших школьников.

Объект исследования: учебный процесс на уроках чтения и литературном чтении.

Предмет исследования: анализ работы над творчеством детей.

Цель исследования: выявить возможные пути совершенствования над литературным творчеством младших школьников на уроках литературного чтения и чтения, с учетом активизации воображения младших школьников.

Опираясь на цели исследования, можно определить следующие задачи:

. Изучение литературы, методических рекомендаций, связанных с литературным творчеством и деятельностью школьников;

. Изучение особенностей воображения младшего школьного возраста;

. Проведение опытно-экспериментальной части исследования по совершенствованию работы над произведениями младших школьников;

. Вычленение системы заданий, направленных на развитие литературного творчества, улучшению восприятия произведений.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

- анализ методической литературы по проблеме;

анализ и обобщение педагогического опыта;

целенаправленное наблюдение над процессом обучения учащихся;

проведение уроков, диагностика учащихся поданной проблеме.

Вычленив объект исследования, предмет исследования, цель исследования, определив задачи по проблеме исследования, мы можем вывести гипотезу.

Гипотеза: Если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие литературного творчества и активизацию воображения младшего школьника на уроках творчества, и заниматься этим в системе, то можно добиться более глубокого восприятия детьми произведений, а также повысить уровень общего и эстетического развития школьника и развития творческих способностей.

 

 


Теоретические основы

Творчество. Способность детей к творчеству

 

Творчество - это созидание, оно порождает новые материальные и духовные ценности.

В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства; во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых проектов и в-третьих, научное познание, так сказать, созидание разума. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книги (сопереживание героям), воображение - первая ступенька к творчеству. Впрочем, эти элементы творчества могут быть сведены, в конечном счете, к искусству, изобретению, науке.

Ребенок, ежеминутно открывающий для себя все новые тайны мира, окружающего его, обладает колоссальным творческим потенциалом: у него свободное воображение, не скованное правилами и запретами. Его творческое развитие балансируется между подлинными ценностями и мнимыми, между прекрасным и безобразным, между дерзанием и отрезвляющей силой разума, научного знания.

Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание - имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то, и другое. Так, писатель пользуется обычными словами, усвоенными в детстве и употребленными разными людьми миллион раз; его языковое творчество проявляется в наилучшем выборе слов, новых оттенков его значения в необычных сочетаниях, в создании образов, «переносных» смыслов.

Но усвоение слов в детстве также могло иметь творческий аспект: ведь многие слова для ребенка были новые и необычны, у него могли быть свои слова и значения, которые впоследствии были приведены в соответствии с языковой нормой.

Действительно, творческая деятельность создала все материальные и духовные ценности. Творчество - нравственная категория, оно требует от человека высочайшего чувства ответственности и предельного уровня компетентности в избранной области. Творчество является не всплеском эмоций, оно неотделимо от знаний, умений; эмоции сопровождают творчество, повышают его тонус, увлекают человека-творца, предают ему силы. Но пробуждают творческий акт, ведут его по верному пути, обеспечивают результат, подлинное созидание - лишь строгие, проверенные знания и умения. Известно, к сожалению, немало случаев, когда творчество понималось как отрицание старого, его разрушение, и вводились непроверенные методы, технологии, приоритеты, структуры.

Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского creatio - творчество, сотворение).

Поэтому в деле воспитания, образования понятия «творчество» обычно связывается с понятием «способности». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:

·   ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные решения задач;

·   ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоции: увлечение музыкой, народными языками, изобразительной деятельностью и пр.;

·   активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и усиление достигать поставленной цели;

·   хорошая память, развитые познавательные умения;

·   готовность и способность к исполнительским видам деятельности;

·   условием творчества служит нетворческая деятельность, ибо подлинный творец-труженик, он не пренебрегает кропотливым трудом и глубокими знаниями.

Духовный мир человека (в любом возрасте) - это не только интеллект, не только мышление и речь, но и мир эмоции, воображения и мечты, нравственных чувств и совести, мир веры в доброе, общение самим собой, это интуитивное понимание чувств другого человека и так сопереживание. Дети бывают очень чутки и понимают намного больше, чем думают взрослые.

Можно встретить утверждения, будто настоящий талант, гений, пренебрегает ложкой, пропускает «шаги» логического рассуждения, сразу делает правильный вывод, который обычными людьми воспринимается как чудо.

Совместимо ли творчество с обучением, особенно - начальным?

Мы исходим из допущения: творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Если иметь в виду предмет - родной язык, то творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно в драматизации; в различных видах сочинения, языковых играх и составление словарей, в моделировании явлений языка.

Начальное обучение может быть построено на разветвленных системах творческих решений и открытий: мы имеем в виду так называемые «субъективно-творческие задачи» (СТЗ), т.е. такие задачи, решение которых не является творческим, но для ученика, субъективно, таковым является.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка и взрослого человека, акт не всегда вполне осознаваемый, но всегда характеризуется высоким накалом положительных эмоций, подъем всех нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением дать любимому делу самое ценное, на что он способен, - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Самораскрытие личности - это акт все же покрытый дымкой тайны. Возможно, по тому, что в нем определенную роль играют факторы, плохо поддающиеся контролю знания: эмоции, настроения, интуиция.

В формировании личностных качеств школьника - креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию в разных сферах, - необходима система.

В нашем варианте такой системы выделяется два блока.

 

Рисунок 1

 

 

а) условия, благоприятствующие реализации педагогического творчества: пути создания таких условий;

б) пособие для учащихся (учитель также   придерживается этого пособия), в котором разработаны конкретные учебные материалы нестандартного типа, рассчитанные на высокую активность школьника и его самостоятельность.

И упомянутые условия, и книга для учащихся органически включаются в учебный процесс и в значительной степени определяются его построением. Стремление современной школы к раскрытию способностей каждого ученика, его интересов и одаренности способствует и его творческой деятельности.

Разделы пособия:

) подготавливает учеников к творческой деятельности

) посильное исследовательское творчество, моделирование, конструирование, составление словарей, алгоритмов

) самораскрытие индивидуальности в игре, в искусстве.

Условия для самораскрытия:

1. свободная атмосфера в классе: без авторитарности; возможность выбора вида деятельности - для учеников; методики, учебника - дл учителя.

2. постоянное представление ученикам самостоятельной познавательной деятельности; помощь детям, по возможности неявная, наводящая, а не подсказывающая

.   познавательные интересы среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, решение субъективно-творческих задач при изучении разных тем.

.   внимание к интересам каждого ученика, к его склонности, разностороннее развитие (эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное), к его способностям

.   атмосфера общей культуры в классе, высокая нравственность учащихся, высокий уровень духовного развития и учителя, и учащихся.

Качества личности, склонная к творчеству, принадлежат к интеллектуальной сфере, но на самом деле для творческого развития необходимо гармоническое сочетание интеллекта и эмоций: разум, окрыленный добрыми чувствами: нравственное чувство облагораживает ребенка и осмысливает его творчество. Дети достигают высокого уровня творческого развития, обычно отличаются повышенной ранимостью, обостренным чувством справедливости: нередко среди них встречаются

застенчивые, даже замкнутые, как бы скрывающие в себе нечто ценное, дорогое. Впрочем, открытость и дружелюбие, доброжелательность также свойственны творческой личности.

Креативность - не только результат, но и одно из условий развития одаренности детей. Но не следует отождествлять эти понятия: творческое развитие доступно каждому ребенку, тогда как одаренных детей поданным США от 3-х до 20-ти процентов. Существуют темы, критерии, позволяющие с определенной степенью точности выявить одаренных детей, с ними проводится специальная работа, учитывая их возможности: индивидуальное обучение, олимпиады, конкурсы, применяются методы интенсивного обучения, исследовательские, проблемные методики, «полное погружение», «мозговые штурмы», а также разнообразные творческие работы. Педагогика творчества полезна для развития одаренности, но цели ее иные - она направлена на всех детей.

Наблюдениями установлено, что свойства психики человека, основы его интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрастах, хотя результаты развития обычно обнаруживаются в старших классах, в младшем школьном возрасте их не всегда легко заметить. Попытки искусственного ускорения результатов творческого развития детей (от нетерпения педагогов и родителей) ведут к опасности неудачи, срыва, которые разрушительно действуют на психику.

Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках музыки, труда, изобразительной деятельности, но родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка.

Родной язык в школе - это инструмент знания, мышления, развития, он обладает возможностями творческого обобщения.

Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этическими ценностями; через язык он приобщается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый заряд знания. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться как с близкими, так и дальними: через слова усваиваются понятия, в формах пока строится мысль и речь. Каждый речевой длительный акт есть разрешение ситуации, т.е. акт творческий. К высказыванию применимо понятие шкалы: творческий элемент в нем тем выше, чем богаче содержанием и средствами выражения.

Язык и речь вводят человека в разнообразные творческие области, являясь средством исследовательской деятельности, науки и конструирования, средством исполнительства искусств - вокального, театрального, ораторского искусства. Язык - средство литературного творчества: поэзии, прозы, журналистики. Прежде чем речь имеет устную и письменную формы - первая предполагает импровизацию, вторая поддается редактированию, совершенствованию.

Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии - семантизация слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста - это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц, поговорок, крылатых слов.

Границы творчества трудноуловимы, ибо оно может проявиться в малом: в особом, насыщенном чувством звучании голоса; в уместной шутке, в создании юмористической ситуации; в сопереживанию литературному герою, в перевоплощении в него; в наблюдательности - способности замечать то, чего не замечают другие, сделать неожиданный вывод, обобщение.

На грани творчества находится и такое чтение, когда юный читатель как бы живет в мире книги, он верит всему, что происходит в ней; это наивно-реалистическое восприятие прочитанного.

Компоненты системы:

1) предпосылки и зародыши творчества, которыми насыщается учебно-познавательный процесс (ему соответствуют разделы: мы играем; мы читаем; мы сочиняем). Мало заметные, трудноуловимые моменты творчества как раз и составляют основу креативности личности; творчество не всегда публично. Человек нуждается в минутах и часах одиночества, ему нужно побыть наедине с самим собой, помечтать, пофантазировать, проникнуться чувством единства с природой, послушать разговоры птиц. В системе творческого развития должны быть созданы условия для таких минут и часов.

Школьник не должен чувствовать себя постоянно исполнителем чужой воли, это подавляет творчество. Ученик не должен чувствовать себя «ведомым» в процессе познания. Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе. Также важно, чтобы сам себя он, ученик, осознавал как субъекта познавательной деятельности, а не как «ответчика», озабоченного тем, как правильно угадать, чего ждет от него учитель. Даже если его самостоятельность - иллюзия.

) Мы исследуем, мы изобретаем, мы конструируем - предполагается интеллектуальное, научное творчество детей, решение СТЗ разной степени трудности и творческого вклада. При этом путь познания является творческим лишь для ученика - субъекта познавательного процесса, но элемент творчества постепенно возрастает [28].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...