Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие способностей в творчестве у младших школьников




Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в той или иной мере присуще всем людям. Но школа - это все же мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности, несмотря на продолжающееся обнищание, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогами основных особенностей детского литературного творчества и решение центральных задач в развитии творческих способностей. Многие педагоги подчеркивали внутреннюю связь творчества и воображения.

Литературным творчеством принято считать такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью или какой-нибудь вещью внешнего мира.

Творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности головного мозга педагоги и психологи называют воображением или фантазией.

Творчество существует не только там, где оно создает величие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А, значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей. Развивая творчество и воображение учащихся, учитель сам должен обладать развитым воображением и творческим потенциалом. Можно изменить программы, наполнить иным содержанием учебники, но если учитель не будет духовно, эстетически развит, он не сможет преподавать, даже если вооружится самыми лучшими методиками. Таким образом, творчество во многом зависит от психологических особенностей детей, поэтому при их развитии важно учитывать заложенные природой задатки каждого ребенка, предопределенные последовательностью. В результате этого в деятельности учащихся возникают неповторимые элементы новизны, оригинальности, постепенно усложняются и совершенствуются их творческие замыслы.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую так хочется разгадать. «Тайна возбуждает творчество» - А. Эйнштейн.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.

Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие литературного творчества учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности.

Но можно посмотреть на литературное творчество и с другой стороны - как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Многие из учителей наблюдали ситуацию, когда ребенок, за которым прочно укрепилась репутация «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преображался, удивлял и педагогов и детей своими творческими работами, когда он мог «раскрыться» проявить свою индивидуальность.

У каждого ребенка есть разного рода дарования, разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умения сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения рассматривает Татьяна Афанасьевна Кармакова - заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №91 г. Железногорска Красноярского края, опубликовав свою статью в журнале «Начальная школа до и после» №3 за 2003 год.

Татьяна Афанасьевна четвертый год работает по программе образовательной системы «Школа 2100». Материал, предложенный авторами учебников по чтению, дает богатые возможности и широкий простор для развития у детей литературного творчества.

По мере того, как у детей развивается воображение, фантазия, практически все они переходят к сочинительству. Кроме «технических» средств детям необходимо принести в свое маленькое произведение собственные чувства, мысли, настроение, переживание, «оживить» ими свое творение. Только тогда это будет настоящим творчеством.

Очень хорошим подспорьем для этого служит работа по развитию творческого воображения, которую Кармакова Т.А. проводит с детьми на уроках чтения. Самые распространенные задания при такой работе с текстами - предположи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи - позволяют «включить» воображение, которое является основой для развития творческого познания.

На каждом уроке чтения рекомендуется проводить «творческие пятиминутки», на которых дети читают свои стихи, сказки, сочинения, ими самими придуманные.

Как положительный фактор хочется отметить, что при выполнении таких работ дети стали пользоваться толковым словарем, что рекомендуется поощрять, у детей возросли интерес, взыскательность, самостоятельность суждений, увлеченность при чтении настоящей поэзии. В этом и заключается наибольшая ценность поэтических занятий учеников Татьяны Афанасьевны.

Особенно хочется сказать о детском сочинительстве. Написанию сочинений детей надо учить. Прирожденный талант к сочинительству есть лишь у единиц, а задатки - у большинства. Но если задатки не развивать, то они могут попросту исчезнуть. И развивать их надо как можно раньше!

В классе можно проводить ряд занятий, которые предполагают коллективную и самостоятельную индивидуальную творческую работу.

Вот некоторые темы таких занятий:

класс:

Считалки. Сочинение считалок.

Сочинение сказки по опорным словам

Сочинение загадки.

класс:

Сочинение-описание «Белый лес пушистый…»

Рассказ от имени обитателя леса

Сочинение-рассуждение

класс:

Аннотация к любимой книге

Сочинение в виде письма к другу (подруге)

Репортаж в газету

Личный дневник

Таким образом, в сочинениях находится практический выход, работа над стилистикой, культурой речи, изучается построение текстов разных жанров.

В сочинениях дети делятся своими переживаниями, мыслями. Это особая форма самовыражения и действительно творческая и интеллектуальная работа для маленького ученика - рассказать о каком-то событии по-своему, передав свои настроения, чувства.

На этих занятиях перед учителем стоит еще одна очень важная задача - создание атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Татьяна Афанасьевна не старается критиковать, поправлять их творения, а только хвалит - даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя - это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему литературному творчеству [59].

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение - обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают и обучаются рациональным приемам применения знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе [35].

Успешное решение поставленной перспективной задачи, с точки зрения, возможно и уже широко осуществляется на практике в условиях образовательной системы «Школа 2100», само название которой говорит о далеко идущих планах ее последователей и сторонников.

Т.Н. Шамова, работая по программе выделила три уровня активности:

1 уровень - воспроизводящая активность, характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания.

2 уровень - интерферирующая активность, когда ученик стремится к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.

3 уровень - творческий, при котором деятельность школьников характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поисками нового способа в их проникновение.

Творческой деятельностью мы можем считать такую деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. А следовательно, результат мышления будет творческим только в том случае, если он не мог быть получен простыми логическими действиями по алгоритму.

Литературное творчество следует рассматривать как деятельность, в процессе которой формируются социально значимые качество личности, т.е. оно представляет в различных аспектах: что создано, как создано и как развивается.

Активная работа учителя по расширению и углублению интеграции является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания младших школьников, формирование у него творческих мыслительных операций. Этот процесс позволит творческому, думающему учителю достичь подлинных высот педагогического мастерства [39].

Работа по воспитанию литературного творчества опирается прежде всего на знания жанровых специфик произведения. Поэтому в следующем параграфе мы попытаемся уяснить, с какими литературными жанрами знакомится ребенок начальных классов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...