Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание и проведение опытно-экспериментальной работы по теме исследования




 

Наша экспериментальная работа заключается в том, чтобы выявить эффективность методов и приемов, направленных на развитие литературного творчества. Проанализировав, насколько изменится отношение к чтению, восприятие и понимание художественной литературы.

Для того, чтобы выработать экспериментальную методику, мы исследовали, насколько развито у учащихся литературного творчества в целом.

Исходя из темы нашего исследования, мы провели диагностику среди учащихся 3 «А» класса средней школы №51 Черновского района г. Читы. В диагностике участвовали все учащиеся 3 «А» класса. В 3 «А» классе двадцать четыре человека. Класс занимается по традиционной системе. Успеваемость хорошая. Большинство детей были набраны абсолютно не читающими. В классе много детей, интеллектуальный уровень которых средний. Всем ребятам 3» А» класса были предложены карточки с такими заданиями:

. Прочтите данный рассказ. Попробуйте сочинить продолжение его.

. Каким вы представляете себе главного героя? Опишите его.

. Передайте сказку «наизнанку»: «Золушка плохая девчонка, а ее мачеха и сестры - мирные и покладистые».

Ответы учащихся нас не удовлетворили. Три человека из класса отказались отвечать, обосновав свой ответ тем, что не знают, как это делать. Остальные дети давали очень сжатые ответы, их речь была бесцветной, скупой.

Предложенные тексты были различны по содержанию и достаточно просты для второго класса. Многие из детей пытались хитрить. Если они узнавали в начале текста знакомый рассказ, то просто дальше начинали рассказывать его, а не пытались сочинить свой, новый, вариант окончания.

Ответы на второй вопрос тоже не порадовали и не удовлетворили наши ожидания. Дети описывали героя произведения по виденной им ранее иллюстрации в книге, а не пытались рассказать нам, как они сами представляют этого героя.

Третий вопрос был лишен ответов. Ребята не смогли оторваться от привычных героев сказок. Что же именно любят читать учащиеся 3 «А» класса и любят ли вообще, приносит ли им процесс чтения удовольствие. Вопросы были таковы:

) Произведения каких авторов вы любите читать?

) О чем вы любите читать?

Дети назвали авторов, произведения которых они читали неделю назад по школьной программе. Из этого можно сделать вывод, что эти произведения им запомнились, т. к. они читали их недавно, что было пройдено еще раньше, ребята не назвали, т.е. те произведения не оставили эмоциональный след в их душе.

Ответы позволили сделать вывод, что нравится читать лишь единицам, для остальных чтение - учебный процесс.

Вывод:

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют, что необходимо совершенствовать и чаще привлекать на уроках методы и приемы, направленные на развитие литературного творчества, воображения, стимулировать и развивать любовь к книге и чтению.

Предлагаю ряд заданий:

. Сочини песню любимого героя и спой ее.

. По отрывку воспроизведи возраст, характер героя, род его занятий.

. Импровизация на уточнение деталей: «О чем задумался мальчик на картине?», «Какая у девочки из рассказа любимая песня?»

Свои ответы учащиеся должны аргументировать. Результатом подобных импровизаций является осознание учащимися глубины образа, логика его развития.

. Создание словесной зарисовки, с помощью этого задания не нужно создавать описание картинки, достаточно заготовить для нее отдельные элементы, детали. Поэтому составляются словосочетания, подбираются ряды слов. Например:

«Тебе нравится эта картина? Попробуй найти такие слова, с помощью которых ее можно было бы описать; выбирай слова только такие, которые помогают рисовать.

. Сочинение сказочных историй. Предлагают такие задания:

) Вообрази зимний день, много снежинок опускается на землю. А теперь представь себе свою снежинку, можешь нарисовать ее и вырезать. Сочини историю своей снежинки.

) Включись в создание сборника «Сказка весны». Выбери, о ком ты хочешь сочинить весеннюю историю - о цветах, траве, птицах, солнышке, о муравье… Вообрази какую-нибудь сценку из жизни своего героя и придумай сказочную историю. Не забудь представить героя.

. Расскажи сказку, какую-либо историю в обратной последовательности.

. Переделай сказку в заданном ключе, а именно героя и события той или иной сказки перенести в другую эпоху и местность.

. «Игра в рифмы»

Дети, я бросаю вам мяч и говорю слово, у кого в руках окажется мяч, тут же придумывает рифму и возвращает мне мяч.

Ватрушка - подружка               Весы - часы

Палка - галка                             Птичка - сестричка

Рога - нога                                 Скалка - мочалка

. Доскажи словечко

С рифмой мы справились, а теперь вы мне сможете помочь правильно прочитать стихи. Но к сожалению, слова кое-где спрятались. Постараемся их восстановить.

Торопыжка был голодный -

Проглотил утюг…. (холодный)

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через…. (овечку).

Молодцы! Вы справились с заданием.

. Предлагаю на выбор темы сочинений - на случай, если вы захотите написать или рассказать устно. Размер сочинения: не менее одной фразы - не более одного листа (двух страниц). Тип текста (описание, повествование, рассуждение) и жанр (рассказ, статью-отзыв, очерк, письмо к другу) - выбирайте сами.

Подготовка к сочинению - обычная: выбор темы, ее обдумывание, сбор материала и его осмысливание, составление плана, подготовка словаря, составление чернового текста, его обработка, затем чистовик и самопроверка.

Темы:

Я читаю книги малышам; Мой любимый писатель; Сочинение на пословицу; Книги о природе, о животных; О чем любят читать мальчики и о чем - девочки?; Одинокая сосна в мае; Майский букет; Закат солнца.

. Я вам говорю первую строчку стихотворения, а вы придумываете вторую:

Белая береза под моим окном….

(Ответ: Белая береза под моим окном стоит одиноко в платье золотом).

А теперь говорю первую и четвертую строчку:

Еще в полях белеет снег… Бегут и блещут и гласят.

(Ответ: Еще в полях белеет снег, подснежник уж увидел свет. Ручьи водою зашумят, бегут, и блещут, и гласят).

Молодцы! А дома попробуйте написать каждый одно - два четверостишия.

Детское сочинительство непременно должно сопровождаться чтением хороших рассказов, стихов, сказок, чтобы дети могли сравнить свои сочинения с настоящими произведениями и развивать тем самым вкус. То есть сочинительство обязательно должно идти параллельно с формированием тонкого читателя ему способствует и чтение стихов вслух и наизусть и инсценирование литературных произведений.

Детство - особый поэтический творческий мир, когда способности воображения, фантазирования развиты особенно остро. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, литературного творчества. Без этого он засушенный цветок» - писал В.А. Сухомлинский. Эту особенность детского возраста необходимо учитывать, давать выход детской фантазии.

Значение литературного творчества младших школьников велико: оно заключается во-первых, в развитии детского воображения; во-вторых, в формировании у детей активного действенного отношения к происходящему; в-третьих, можно достигнуть очень важной цели: воспитать в детях любовь к книге, потребность в чтении, а это в свою очередь будет способствовать совершенствованию навыка чтения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...