Возможности активизации воображения при работе над художественным произведением
Итак, какие методы и приемы должен применять учитель на своем уроке, чтобы активизировать воображение младших школьников при работе над художественным произведением, при этом повысить качество восприятия художественного произведения? Изображаются ли в методике новые приемы и методы? Нет. Вообще во всей системе обучения, направленной на общее развитие учащегося, новые методы, приемы как таковые не изобретаются. Но известные приемы преображаются в зависимости от того, на что они направлены. Преображается и сам урок. Главное на уроке - деятельность самих учащихся. Все методы работы, все вопросы и задания над повернуть так, чтобы дети жили на уроке, чтобы вопросы и задания вызывали вопросы души ребенка, его ума, чувств и воображения. Никакая работа в классе по объяснению значения художественного слова не может заменить ярких, наглядных впечатлений самой жизни. Чтобы воспринять, почувствовать красоту образных выражений, их емкость, яркость изображения («Летит алмазная пыль», «И ветки золотые, что кудри завила»), надо увидеть, открыть эту красоту в жизни. Целесообразно иногда заменить план работы ради того, чтобы прочитать и осмыслить красоту стихотворения, соединив его восприятие с восприятием красоты жизни. Немаловажное значение приобретает формирование умений передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению. Положительную роль в развитии воображения выполняют: рассматривание и описание сходных и различных предметов; проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшебное превращение вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления.
В активизации способностей учащихся полноценно воспринимать художественные произведения важную роль играет развитие умения воссоздать художественные образы литературного произведения на основе: «оживления» двух рядов представлений - реальных и образных. Воображение просто необходимо для восприятия художественное литературы. Вот что об этом сказал С.Я. Маршак: «Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного действия, верного слова. Художник - автор берет на себя только часть работы, остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель» [32]. Приведем несколько видов работ по активизации воображения на уроках чтения. Пересказ творческого характера. Известно, что различают два вида воображения - воссоздающее и творческое. Повторим, что сущность воссоздающего воображения состоит в том, чтобы по авторскому замыслу, по словесному описанию представить созданную писателем картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод…) Творческое воображение состоит в умении детально представить картину в словесном оформлении. Оба этих вида воображения встречаются на уроках чтения при пересказах творческого характера. Мы не будем останавливаться на выборочном, сжатом пересказах, на пересказах образцовых текстов, рассмотрим творческий пересказ как наиболее соответствующий развитию творческого воображения. В пересказе творческого характера перед школьниками специально ставится задача по перестройке и дополнению. Известны следующие варианты творческой работы при пересказе: пересказ с применением лица рассказчика;
пересказ от лица одного из персонажей; пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами или деталями; продолжение рассказа; инсценирование рассказа; словесное рисование. М.Р. Львов в своей книге «Речь младших школьников и пути ее развития» замечает: «Пересказ с применением лица рассказчика еще неможет быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит грамматический характер» [27]. Однако замена первого лица третьим приводит к необходимости некоторых изменений в тексте. Значительно выше творческий уровень работы учащихся в рассказах от лица одного из персонажей, например пересказ сцены спасения воробышки от лица Пудика, затем от лица воробьихи-мамы и, наконец, от лица кошки (М. Горький «Воробышко»). Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами. Так, уже в первом классе дети пересказывают рассказ Е. Ильиной «Только бы не закричать!» от себя, как будто бы все происшедшее в рассказе случилось с самим рассказчиком, то есть учеником или ученицей: «У меня очень болело ухо. Пришел доктор. Я ему говорю: «Отрежьте мне это проклятое ухо, доктор…»» В третьем классе даются более сложные варианты, требующие творческих дополнений, а не только перестройки изложения. Подготовка к такому пересказу складывается из беседы, составления плана и отдельных частей текста. Затем третьеклассники составляют фрагменты по пунктам плана. Поскольку работа велика по объему, то подготовка полного рассказа может быть задана на дом. Творческие дополнения могут быть правильно сделаны лишь в том случае, если школьники поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых излагается судьба их любимых героев. Дополнять пересказываемый текст можно также сопоставлениями с фактами, аналогично описанными, по известным ученику их других источников, а также выражением своего отношения к тому, о чем рассказано. Все эти творческие дополнения развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к тексту и его пересказу.
Словесное рисование Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что на словесной картине герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют как на экране. В начале работы по словесному рисованию целесообразно использование «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картинки. При этом после словесного описания учащимся каждой детали рисунка, любого элемента интереса, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответственная картинка. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Так, по ходу работы создается законченная картина к эпизоду, которая служит материальной опорой для возникших в воображении учеников представлений. Описанные выше графические демонстрации пособия нужны лишь на первых этапах обучения устному иллюстрированию. На следующем этапе используются такие приемы: Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации. Дома (по желанию) дети раскрашивают иллюстрацию красками или карандашами. Дети словами «рисуют» картину, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в учебнике по чтению или в детской книге. Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту («В учебнике нет иллюстраций, попробуем создать ее сами»). На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.
) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования ) «Рисуется» место, где происходит событие. ) Изображаются действующие лица ) Добавляются необходимые детали ) «Раскрашивается» контурный рисунок. Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка». Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их. Экранизация Иногда детям предлагается нарисовать ряд кадров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране. Задание учителя может звучать так: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины проходят на экране. Опишите их одну за другой». Диафильм - это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами (подписями). Если в тексте имеются диалоги, то при составлении диафильма можно использовать прием озвучивания кадров. Детское творчество неисчерпаемо. Его писательская среда - порыв к добру, красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать (тайна возбуждает творчество, как сказал А. Эйнштейн). Творчество всегда самостоятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всепонимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает как ученику, так и учителю.
Литературное творчество способность ребенок литературный творчество Литературное творчество - литературная деятельность человека, заключающаяся в создании новых имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений с помощью устного и письменного слова. В одной школе, которая называется «гимназией», старшеклассники организовали клуб «Вешние всходы». А в начальных классах его отделение под названием «Ручеек». Все члены этого клуба обязательно что-то пишут. Здесь есть и поэты, и прозаики, и журналисты, и художники-иллюстраторы, есть чтецы-мастера художественного чтения, и актеры, которые не раз выступали на сцене. Но также бывает такое настроение, когда хочется побыть одному. Отдохнуть от шума, крика, о чем-то подумать. В такие минуты кто-то напишет письмо другу, кто-то примется за свой дневник - запишет в него свои мысли, передаст свое настроение (Приложение №1), кто-то займется рисованием, лепкой. Кто-то сочинит стихотворение - так рождаются лучшие стихи о чувствах и природе. («Первый снег упал на землю»; конкурс на лучшее сочинение «Знай и умей»; репортаж - «В библиотеке» и т.д.).
У кого-то возникает желание написать рассказ, статью, очерк. Все это - творчество, созидание, все это - от души (Приложение №2). Чему же нужно научить ребенка, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на вопрос: Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все чудо. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил. Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться) - так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка. Нужно научить видеть с закрытыми глазами: источник художественного творчества - память. Нужно научить мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться: Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла) Создавать «законченную вещь», то есть произведение. Работу с ребенком нужно строить таким образом, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка. В семье, где стиль выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями: -ый путь - приучившийся только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству -ой путь - ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретится хороший педагог, в противном случае талант может быть загублен. Еще одним исследователем литературного творчества и основоположенцем также является и К.Д. Ушинский. Ушинский за время своего творчества занимался проблемой единства обучения и воспитания, считая их механическое разделение недопустимым. После знакомства с императрицей Ушинский был обязан назначению инспектором в Смольный институт, где он провел несколько плодотворных лет своей жизни. Здесь была написана работа «Детский мир» (1861 г.), «Родное слово» (1864), в которых реализуются его взгляды на обучение родному языку. Константин Дмитриевич выдвинул блестящую идею сочетания овладения ребенком языком с изучением конкретных явлений, которые интересны и доступны его пониманию. Впервые в педагогической науке создавалась целостная система знаний, которая позволяла ребенку овладеть языком, развивая одновременно его мыслительные и творческие способности и расширяя кругозор. Это было настоящим открытием, плодами которого мы пользуемся и сегодня. Для расширения этих идея в практике школы потребовалось создание принципиально новых учебных книг, которыми стали «Детский мир», «Родное слово». Читая их, невольно удивляешься простоте подобранных текстов и рассказов. Именно эта простота говорит о гениальности автора, чьи книги и сегодня, через полтора века, интересны ребенку, затрагивают его чувства, заставляют думать. Более того, по мысли Ушинского, уже самая первая книга для чтения должна быть и «преддверием серьезной науки, так, чтобы ученики, прочитав ее с учителем, приобрели любовь к серьезному занятию наукой». Работа по этим книгам не помешала Ушинскому активно проводить реформы в Смольном институте. Пение, иностранные языки, рукоделие, составлявшие основное содержание обучения, отошли на второй план, уступив место серьезному изучению русского языка, литературы, естественных наук. Изменились и методы обучения, среди которых стали широко применяться различные творческие работы. Принципиальное значение имела организация для учениц последнего курса педагогического класса, что давало им возможность лучше подготовиться к жизни в обществе и семье. Основные труды К.Д. Ушинского: Учебники и руководства к ним: Детский мир и хрестоматия, книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям, к наглядному знакомству с предметами природы (для детей 8-12 лет) Родное слово, для детей младшего возраста, год первый. Азбука (1864) Родное слово, год второй. Вторая после азбуки книга для чтения (1864) Родное слово, год третий. Первоначальная практическая грамматика (1870) Руководство к преподаванию по «Родному слову» (1870).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|