Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы




 

Как показывает анализ программ и учебников, в начальных классах дети знакомятся с жанрами эпического и литературного характера. Также дети получают представления и о драме.

Жанр - складывающийся тип литературного произведения (устное народное творчество - пестушки, сказки, частушки, потешки, поговорки, пословицы, баллады; стихи; басни; рассказы; поэмы); в теоретическом понятие о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще.

Жанровый диапазон хрестоматий для чтения необыкновенно широк. Проанализировав, мы пришли к выводу, что дети знакомятся на уроке с жанрами: потешки, прибаутки, небылицы, перевертыши, считалки, загадки, пословицы, русские народные песни, докучные сказки, частушки, колыбельные песни, заклички, приговорки, дразнилки, скороговорки, страшилки; мифы, легенды, сказки, былины, баллады, предания; рассказ, загадки, стихотворения.

Курс литературного чтения в начальных классах преследует решение основных задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать произведения, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать произведения, развивать образное мышление учащихся, их творческих способностей;

формировать умение воссоздавать образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся;

развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;

развивать интерес к литературному, создателям произведений словесного искусства;

расширять кругозор детей через чтение определенного круга произведения различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Поговорка - складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученья в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться [15].

Пословица - краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм [38].

Примета - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи [15]:

) Вода с гор потекла - весну принесла.

) Май, май, да шубу не снимай.

) Много снега - много хлеба [5].

Колыбельные песни - подлинное чудо народной поэзии. Главное назначение - успокаивать младенца, навевать ему сон. Много повторов и звукоподражательных слов. Содержание песен связано с окружением младенца. Самый популярный персонаж Кот-Баюн - символ дома, уюта, покоя [5].

Уж ты, котенька-коток,

Котик - серенький лобок,

Ты приди к нам ночевать,

Нашу доченьку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

И кусок пирога [5].

Пестушки - короткие рифмованные стишки, приговорки, сопровождающие ласковым поглаживанием тельца ребенка, разведением ручек, ножек.

Моли, молюшки, моли,

Прилетели к нам гули.

Гули, гулюшки

Сели к люлишке.

Они стали ворковать,

Мою дитятку качать…. [5]

Потешки - забавные песенки, сопровождающие игры с ребенком («Сорока-белобока»; «Коза-рогатая»).

К концу колыбельного периода у ребенка возрастает потребность в игре, забаве и здесь незаменимы прибаутки.

Прибаутки - более сложный вид словесного творчества, здесь объединяются и песенка и маленькая сказка, скороговорка, игра. Прибаутки развивают фантазию, чувство юмора малыша.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку,

И упала в яму. Бух!

Раздавила 40 мух!

Считалка - самый распространенный жанр детского фольклора, активно бытующий ныне как в сельской, так и в городской среде. Это тоже рифмованное стихотворение, но больше по размерам, чем жеребьевка. В основу положен счет. Еще есть считалки-замены. В них нет заумных или счетных слов, но просматривается некая забавная сценка-картинка [49].

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел [5].

Традиционно большинство программ по литературному чтению включает в себя произведения устного народного творчества как русские, так и переводные - они могут стать тренировочным материалом [20].

1. Работа с загадкой

Смысл чтения загадок в начальных классах не только в том, чтобы приобщить учащихся к своеобразной красоте малых форм поэзии, но и прежде всего в том, чтобы увлечь их умением видеть за краткой иносказательной формулой четкое изображение того предмета или явления, о котором думал автор, создавал загадку, например:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (К. Чуковский)

Надо приучать детей с первых же занятий к тому, что самое интересное в загадке не наугад сказанная отгадка, а умение вникнуть в текст загадки, выделить из него все указанные там свойства и признаки загаданного предмета, а затем, напрягая воображение, мысленно увидеть самый предмет и доказать строками текста правильность своей догадки.

При этом рассуждения ведутся примерно так: - Что растет зимой? Какова же «она»? - Что мы о ней знаем? Она растет, значит сначала она маленькая, а потом становится все больше. Но голова у нее внизу. И когда на нее попадает горячий солнечный лучик, она начинает плакать, капают слезы, капли, она тает. Ну конечно же, это сосулька. Почему сосулька. Потому что она растет вниз головой, т.е. становится не выше, а длиннее, причем вытягивается (растет) вниз; растет она зимой, когда мороз идет на убыль, и, чем ярче солнце, чем сильнее оно печет, тем больше звонких капель падает с сосульки, пока она, наконец, не оторвется от крыши, не упадет на мостовую и не разлетится вдребезги.

Проанализированная загадка относится к числу загадок, достаточно трудных для рассуждения. Ее с успехом разгадывают дети во втором полугодии. Начинать же работу рекомендуется с вещей более простых и настолько знакомых детям, что угадывают они интуитивно. А задача учителя - так организовать обсуждение ответов, чтобы учащихся увлек процесс мотивирования правильности отгадки ссылками на текст.

Учитель обращает внимание детей на то, что доказать правильность ответа можно только суммой признаков.

Основная трудность первого урока состоит в том, что учащиеся не запоминают и не анализируют текст; они пытаются угадывать объект по одному, реже по двум случайно выхваченным признакам. А учитель, комментируя высказанные суждения, неизменно указывает детям на то, что каждый одиночный признак может быть свойственен разным животным (кошек, ежу), и подводит первоклассников к выводу о необходимости учитывать при отгадывании совокупность всех содержащихся в загадке признаков, которые одновременно могут принадлежать только одному объекту (сосулька) и никому другому.

Чем серьезнее и основательнее указывает учитель слабые стороны приводимых учащимися суждений, тем активнее работает класс и убедительнее становятся ответы. А через одно - два занятия учащиеся уже без помощи учителя станут выступать в роли добровольных оппонентов, требуя от своих товарищей доказательности в ответах.

Здесь семейство: мать и дочки,

Все как снежные комочки.

Мне их трудно различать:

Дочки вылитая мать.

Вместе грызть морковку станут -

Друг от друга не отстанут, - читает учитель.

Это кролики, они пушистые, - отвечают дети.

Почему же кролики? А может, цыплята, - возражает другой ученик. - Ведь они тоже пушистые.

И так каждая последующая встреча с загадкой оттачивает у учащихся умения быть сдержанными и не спешить с ответом, пока благодаря тексту он не «обрастет» доказательствами, достаточными, чтобы его отстоять и сделать убедительным для всех. Организованная таким образом работе чрезвычайно положительно скажется на развитии творческого воображения, логики мышления и речи учеников [46].

2. Сказка

Изучая русско-народные сказки, в начале урока кратко необходимо вспомнить: что включает в себя понятие «устное народное творчество», приводя примеры пословиц, поговорок, частушек, потешек, т.е. малых фольклорных жанров, изученных раньше. Учителю можно предложить детям игру «Кто цепочку порвет?» Дети любят эту игру. После этого подводится итог пройденного, дети читают на доске название новой темы, выделяя при чтении главные слова [7].

Умение рассуждать, сопоставляя описанное с действительностью, должна учить детей и беседа-дискуссия после чтения сказок. Однако в отличие от работы с загадкой, которую можно образно назвать «школой мысли», работу со сказкой надо считать прежде всего «школой чувств».

Возьмем для примера сказку В. Сутеева «Палочка-выручалочка».

В сказке два основных героя: симпатичный детям Заяц и неуклюже-забавный Еж. Оба героя олицетворяют доброе начало, которому противостоят кровожадный Волк и более или менее сложные жизненные ситуации. Задача учителя состоит в том, чтобы, читая сказку, разносторонне воздействовать на чувство слушателей и помочь им всей душой оценить скрывающиеся за неприхотливой внешностью Ежа сокровища: умную голову и доброе сердце. И, как показывает практика, это оказывается вполне возможным, но только в том случае, если чтец продумывает подтекст каждого эпизода сказки и, читая ее, сам испытывает те чувства, которые хочет внушить детям.

Например, эпизод 1. Заяц за разговором не заметил лежавшей поперек дороги палки, споткнулся об нее, рассердился, пнул в сердцах палку ногой, а Еж поднял палку, закинул ее себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Каждая деталь здесь полна значения и учитель читает так, чтобы, кроме любопытства, у детей формировалось и отношение к героям: Заяц быстрый. Но не излишне ли? Вот споткнулся о палку, сразу же рассердился на нее. И он почти тут же забыл о своей досаде, и уже удивляется, зачем Ежу палка, и фыркает: какой в ней толк. Ежик медлительный, рассудительный, наверное хороший. Иначе зачем же он стал Зайца догонять? Но не жаден ли он?

Так учитель должен вести работу над сказкой от эпизода к эпизоду, от факта к факту. И оказывается, что Заяц, хотя и быстр, и как будто бы ловок, а все время попадает впросак и вынужден удивляться тому, как увалень Ежик справляется с возникающими перед ним трудностями.

В чтении сказки учителем должен быть передан и мелкий юмор необычных ситуаций, и чувство сострадания к неразумному зайцу, и страх за героев, встретившихся в лесу с кровожадным Волком, но главное - глубокое удовлетворение от того, что нет неразрешимых трудностей, если рядом друг с умной головой и добрым сердцем.

Прочитав сказку, крайне важно выяснить, кто из героев мил детям и чем именно мил. Как правило, в названной сказке к концу чтения все ученики без исключения начинают симпатизировать Ежу, но разобраться в истоках своей симпатии до конца не могут. То, что Еж умный, детям очевидно; то, что он добр, они признают, вспоминая эпизод с птенчиками, а вот отношение Ежа к Зайцу для детей не является столь же ясным. Привыкнув все делить на доброе и злое, на хорошее и плохое, они, посчитав Ежа хорошим, Зайца к «плохим»: он и хвастун, и зазнайка… От прежнего положительного отношения к Зайцу не осталось и следа.

Почему же Еж все время помогает Зайцу? Может быть напрасно? Ведь Заяц нередко насмехается над Ежом.

Вопрос об этом непременно должен ставиться перед учащимися - в нем смысл дискуссии. И ученики, заново переживая эпизоды сказки, обращаясь к тексту, должны его решить правильно: добрый и умный Еж, пропуская мимо ушей обидные заячьи «дразнилки», сам хуже от этого не становится, а Зайца учит ценить добро и делать добро другим. И вывод из сказки дети принимают не просто умом, а и сердцем: только тот и хорош по-настоящему, с кем длинная дорога вдвое короче, а трудности вдвое легче.

Очень полезен при работе над сказкой прием инсценирования учащимися отдельных эпизодов по памяти. Начинать его можно и на уроке, если осталось время, а продолжать на занятиях группой учащихся «Играя сказку», перевоплощаясь в ее героев, дети уточняют собственные переживания и собственно хорошо уясняют себе ее смысл.

3. Работа над рассказом

Методика беседы - дискуссия в связи с чтением сюжетного рассказа сочетает в себе особенности работы как с загадкой, так и со сказкой, потому что:

Рассказы - это случай из действительной жизни, которая сама по себе - цепь более или менее сложных задач для решения. Конкретные особенности этой методики можно проследить, проанализировав, например, беседу, завершающую чтение рассказа Л. Пантелеева «Трус».

Перед его героем, приехавшим в Крым маленьким мальчиком, возникает реальная жизненная трудность: высокий, крутой, скользкий берег, по которому мальчик начал спускаться, а внизу - огромные острые камни…И он испугался…

Достаточно ли этого, чтобы назвать человека обидным, полным презрения словом «трус»? А если нет, то в чем главная вина мальчика, почему все-таки писатель называет его этим словом?

Все эти вопросы и должны взволновать вас, познакомившись с рассказом.

Сначала дети не испытали никаких сомнений, утверждая, что трус - это мальчик, который испугался спускаться вниз. Учитель ставит перед детьми задачу:

Посмотрите, какой здесь высокий, обрывистый берег. Разве не страшно, не трудно спускаться вниз?

Ребята рассматривают картинку и высказывают, что действительно страшно, даже очень страшно!

= А все-таки мальчик трус. Почему же? - рассуждает учитель.

И постепенно, обращаясь к деталям текста, учащиеся осознают, что испугаться может всякий, испуг еще не стыд. Стыд, позор - это трусость, т.е. неумение обуздать свой страх, найти разумный выход из положения, когда ни назад, ни вперед.

Но самое худшее оказывается в том, что один порок влечет за собой и другой: так трусость нередко оказывается сестрой жадности. Ведь забыл же мальчик страх, когда усидел свою удочку в руках незнакомой девочки, скатился же он тогда вниз, «не разбился и даже не поцарапался». Обо всем этом, решая поставленные учителем задачи, дети говорят на уроке сами.

Рассказы описательного характера читают несколько иначе.

Цель их чтения - сосредоточить произвольное внимание учащихся на объекте описания, активизировать память детей и показать им, как много интересного и красивого можно увидеть, наблюдая за окружающей жизнью: людьми, животными, предметами, явлениями.

В качестве образца работы с описательным рассказом хочу представить занятие, на котором читается «Еж» М. Пришвина.

Чтобы организовать произвольное внимание учащихся, весьма целесообразно до начала работы над текстом, выделить из общей массы описательного материала основной объект наблюдений, в данном случае ежа, показав детям живого зверька, чучело или хорошую иллюстрацию. Объект учащиеся должны хорошо рассмотреть, если есть возможность потрогать. Затем учитель проводит очень краткий фронтальный опрос:

Что это за зверек? Где он живет? Чем питается? Полезен он или вреден?

Эти вопросы тоже призваны сосредоточить внимание учащихся на объекте, теперь с точки зрения имеющегося у детей запаса знаний. Поэтому ответы на вопросы предполагаются краткие, точные, без излишнего детализирования и без каких бы то ни было комментариев со стороны учителя, если общее направление ответов правильное.

Учитель начинает читать рассказ. Задача учащихся, слушая чтение, постараться представить себе, что будто бы то, о чем рассказал Пришвин, случилось именно с тем ежом, кони только что видели.

В процессе чтения описательных рассказов учитель ничего не комментирует, иллюстрации не показывает - словом, старается ничем не нарушить у учащихся процесса восприятия текста и работы творческого воображения. Учитель читает рассказ неторопливо, фиксируя внимание учащихся на интересных деталях и окрашивая чтение теми эмоциями, которые он мог бы испытывать, если бы все описанное происходило тут же, на его глазах.

Когда чтение закончено, учитель помогает ученикам разобраться в тех впечатлениях и переживаниях, которые вызвал у них текст. Чем хорош рассказ? Отчего так интересно было слушать? Что вызвало у вас улыбку? Благодаря этой беседе дети осознают, что не освоив рассказа, так бы и не узнали они о еже самого интересного (что он и «тупает», как машина, что плавает, страшно фыркает, топорщит иголки, но быстро привыкает к человеку и к новому жилью, если оно устроено ему по вкусу добрым, внимательным хозяином).

Убедившись, что рассказ понят детьми правильно и воспринят без значительных изъянов, в качестве заключительного этапа рекомендуется провести работу, связанную с уточнением словесных образов. А в этом отношении нет более удачного приема, чем иллюстрирование прочитанного по памяти и воображению, и прежде всего иллюстрирование словесное.

Памятка для создания рассказа и его написания.

Мы уже немало знаем из риторики, кое-что умеем. Теперь нужно собрать все свои знания вместе, все, что знаем и умеем, и применить к новому - рассказу.

Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение [49].

Подготовка к сочинению и создание рассказа, как и любое важное дело, имеют свои ступени, или шаги.

Писать стоит о таком событии, происшествии, которое автору хорошо известно и которое будет интересно и другим людям - читателям и слушателям. Значит, первый шаг - это выбор темы рассказа.

Каждый из детей выберет свою тему, например «На озере»: где расскажет от лица мальчика, как он с дедушкой ранним уловил рыбу. Это утро запомнилось ему навсегда!

Второй шаг - сбор и обдумывание материала. В уме нужно восстановить все то, что происходило, припомнить подробности - кто сделал, сказал… Можно делать записи и зарисовки.

Третий шаг. Работа над темой и материалом помогает выбрать заглавие рассказа. Оно должно быть кратким, выразительным. Хорошо, если в нем есть скрытый смысл и юмор. Озаглавим рассказ «На озере».

Четвертый шаг - составление плана из 3-5 частей, сначала начерно; краткий набросок основных событий. В дальнейшей работе над рассказом план может уточняться.

Пятый шаг. Не всегда рассказ удается написать сразу от начала до конца: нужна подготовка по частям. Записываются отдельные сочетания, слова, части текста. На этом этапе рекомендуется составить перечень действующих лиц: составить перечень действующих лиц: имя, кто такой, внешность, характер…

Шестой шаг - словарик трудных слов, предупреждений ошибок…

Седьмой шаг - подбор иллюстраций, рисование.

Восьмой шаг - подготовка к черновой записи: еще раз все обдумать. Сесть поудобнее, приготовить тетрадь, ручку…

Девятый шаг - написание черновика. В черновике не все еще будет хорошо, потребуется правка на полях и между строк.

При составлении текста следует стараться вспомнить все подготовленное: содержание, план, слово, наброски.

Во время письма рекомендуется пользоваться любыми пособиями: словарями, справочниками, разными книгами; можно обращаться к учителю с вопросами на любые темы: от написания слов - до научных сведений.

Сколько писать? - спросила Таня.

Я напишу поменьше, а то много ошибок будет, - сказал Коля.

Короткие рассказы легче читаются, - заметила Ира. - Ы не люблю длинных: читаешь, читаешь, и скучно становится.

Это не так уж важно - сколько. Важно написать живо, интересно, с чувством. И, разумеется, так, чтобы ваш читатель все понял. И еще бы, ошибок поменьше, - ответил учитель [27].

Черновик должен «отлежаться», чтобы автор прочитал написанное как бы новыми глазами.

Десятый шаг - работа с черновиком, его правка, доработка. Черновик медленно, внимательно прочитывается. Автор мысленно ставит перед собой вопросы:

Все ли слова написаны правильно, нет ли ошибок, пропусков букв?

Все ли слова употреблены удачно, не надо ли заменить некоторые из них?

Все ли предложения построены верно, есть ли связи между ними?

Не нужно ли что-то добавить, сократить, переделать?

Одиннадцатый шаг - переписывание набело. Аккуратно! Красиво! И еще одна проверка, чтобы не было ошибок.

В таком виде сочинение-рассказ можно дать на проверку учителю.

Двенадцатый шаг - оценить сочинение-рассказ может учитель, обычно так и бывает. Лучше, чтобы оценили как читатели, так и слушатели. Можно прочитать сочинение в классе или дать для прочтения другому школьнику, своему другу или подруге.

Оценивать можно не только весь рассказ целиком, но и его части, эпизоды, образы.

4. Работа над стихотворением

Стихотворение - лирическое или лироэпическое произведение, организованное по законам стихотворной речи, присущим литературе в данный исторический период. Изображая обычно человеческое переживание, вызванное теми или иными жизненными обстоятельствами.

«В детстве каждый ребенок поэт. Конечно было бы наивно ожидать, что поэтическое вдохновение придет к ребенку по какому-то чудесному наитию. Поэта в душе побуждает человеческое чувство прекрасного… Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества - это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи. Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одаренных» [47].

Нужно приобщать детей к замечательному искусству - литературному творчеству, это чтению, пониманию стихотворной речи и собственной поэтической практике детей.

Одно из направлений в литературном творчестве является стихотворчество и поэтическая практика.

Группу, в которой занимаются дети, принято называть студией. С первого же дня работы отказались от комплектования ее по признаку отбора детей, имеющих определенные задатки, занятия студии посещают все ученики класса! Все дети талантливы. Все имеют право быть приобщенными к поэзии, испытать свои силы в роли стихотворцев.

Уже сейчас уроки чтения, посвященные изучению стихотворений отличаются от обычных уроков - ученики не просто запоминают и воспроизводят текст, они чувствуют его, сознательно воспринимают ритм, рифму, систему образных средств, невольно сопоставляют истинные поэтические образцы со своими наивными опытами. Рядовые уроки чтения становятся уроками литературной учебы, прикосновением к таинствам теории стихосложения.

Литературное творчество не самоцель, оно часть целостной системы многогранного, гармонического развития личности. Оно питает эту систему и питается ею.

У педагога же появляется возможность, наблюдая за школьниками, сравнивая результаты их работы в различной художественной деятельности, делать обоснованные заключения о характере их творческого потенциала.

У ворот пляшет кот.

Кот с ушами и с часами.

Веселится народ -

Пляшет кот у ворот! Вот.

Учитель спрашивает у Леры:

Но почему у тебя кот с часами? Так ведь не бывает.

Но почему же? А я так вижу.

Ребята, пишущие стихи, постоянно нуждаются в оценке своих поэтических опытов.

Восхититься красивыми, изящными стихами - и приятно, и нетрудно. Но красивые стихи - редкость. Чаще всего первичную «продукцию» ребят и стихами не назовешь.

«Первые пришедшиеся на ум рифмованные строчки еще не стихи». Но не так-то просто младшего школьника убедить в том, что одну и ту же строчку нужно терпеливо, изо дня в день переделывать вновь и вновь, что важен не только ритм, но и содержание.

Как-то Влад М. принес стихи. Название сразу же заинтересовало учителя - «Первоцвет».

Первоцвет весенний -

Белые цветы.

Он развесил перед нами

Душистые плоды.

Но срывать его не надо,

Очень он красив,

Их в природе станет мало,

А цветок так мил.

Типичная стихотворная хромоножка - и стихотворный размер нарушен, и рифма еле проклевывается, да и содержание не везде выдерживает критику (цветы - плоды?), последняя строка совсем не детская (А цветок так мил)…

Учитель просит нарисовать устно картину - как видится автору цветок, все, что его окружает. Идем в парк, смотрим на то, как пробиваются сквозь толщину земли травинки. Ощущаем краски, запахи весны. Обращаю внимание на смысловые шероховатости текста.

На следующий день вместе читают вторую редакцию «Первоцвета»:

Первоцвет весенний -

Беленький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Будь же осторожен,

Не сорви его,

Мягкого, душистого

Друга моего.

Сочинение стихов, как и всякая творческая работа - это огромный, самостоятельный, инициативный труд.

Если спросить у студийцев: «Почему ты сочиняешь стихи? Тебя заставляют это делать или ты сочиняешь сам, по своему желанию? Если «да», то откуда берется это желание?»

Самым сильным стимулом к занятиям литературным творчеством у ребят является сама жизнь, и надо добиваться того, чтобы впечатления от жизни были у них ярки и самобытны, пробуждали бы внутреннюю потребность писать.

Личные переживания тоже могут быть не только темой, но и стимулом, побуждающим школьников к поэтическому творчеству. Дети объясняют: «Писать стихи очень интересно», «Сочиняю стихи потому, что мне нравится это делать…» Отсюда произрастают более сложные мотивы - удовольствие от самой технологии поэтической деятельности: «Сочиняю стихи потому, что мне хочется вникать в текст, находить рифмы, исправлять размер…»

Когда рассказываешь о работе над литературным творчеством от учителей обычно слышишь их сетования на отсутствие специальной методической литературы всегда не хватает. Но что касается развития литературного творчества младших школьников, то здесь имеется идеальный образец.

Выпило Солнышко росинки,

Умылись серебряные паутинки,

Улыбнулись пурпурные бусинки.

Это только один эпизод из практики В.А. Сухомлинского. А сколько их рассыпано по страницам его сочинения! Все это - научно-методический арсенал, не овладев которым нельзя думать о том, чтобы дети, у которых пробуждается творчество, признали и тебя своим Учителем [31].

Чтобы писать стихи, нужен талант, нужны высокая культура и горячее чувство. Но можно научиться рифмовать, рассчитывать размер строки…

В стихах легко уловить рифму на конце строк. В них всегда есть ритм, позволяющий читать стихи размеренно, плавно, ритмично.

Стихи всегда образны, в них бывает намек на что-то таинственное, в них много чувства, передаются настроения автора-поэта. Эти маленькие победы окрыляют как маленьких поэтов, так и учителей, и многие решают продолжать начатую работу. Многие учителя, уже с первых дней начинают учить детей писать стихи. Сначала это были робкие, не совсем красивые пары строчек в рифму, первую из которых дают, а вторую нужно было сочинить детям.

Выпал беленький снежок.

Я пойду кататься на каток. (С. Бочкарев, 1 «А» класс)

Работа постепенно усложняется: раньше давали только первую строчку, но детей просят написать уже четверостишие.

Сеня ехал на метле,

Саша, Паша на коне.

И, споткнувшись на бугре

Оказались на траве. (Е. Пиндюрин, 1 «А» класс)

Со 2-го класса уже приступают к написанию стихов на заданную тему. Вся работа чаще всего проводится на уроках развития речи. Так, изо дня в день, из урока в урок, дети развивали свою речь, мышление, фантазию и воображение. Конечно, не все научатся писать стихи, но видеть в жизни и чувствовать прекрасное - будут все [48].

При работе над эмоциональной стороной стихотворной речи учитель использует иллюстрации, фрагменты стихотворных произведений, а также впечатлений детей, полученные на экскурсиях. Все это помогает пополнить активный запас ребенка. Ученики стилистически грамотно оформляют свои высказывания под руководством учителя. Практическая работа позволяет ребенку использовать свои знания и представления о сравнении, олицетворении при анализе поэтических текстов классиков, а также при творческих попытках поэтически выразить свои собственные мысли.

В третьем и четвертом классах дети начинают осмысленно ориентироваться в жанрах и стилях речи, выбирать тот или иной жанр для написания стихотворного текста по заданной теме или интересующему их самих вопросу.

Система работы с первого по четвертый классы предполагает следующие виды практических заданий:

·   наблюдение рифмы в стихотворном произведении;

·   подбор слов, рифмующихся сданным;

·   договаривание словечка в неполном четверостишии;

·   дополнение фразы рифмующимся словом.

Работа в данном направлении, проводимая на уроках, дает положительные результаты. Погружаясь в посильное для них творчество, дети, пусть наивно и неумело, самовыражаются, приобретают элементарный опыт, который позволяет им глубже постигать и ценить образцы подлинной художественно-поэтической речи [2].

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки способности. Учитель должен прививать детям интерес к предмету, терпеливо растить и лелеять эти нежные ростки поэтического дара [34].

5. Работа над басней.

Басня - краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется иносказательный смысл.

В поучительном басенном сюжете действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери [49].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...