Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика формирования литературного творчества младших школьников




 

Л.С. Выготский, М.С. Коган, Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин, рассматривая анализ философский и психолого-педагогической литературы позволяет определить творчество как человеческую деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые материальные и духовные ценности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества.

И.Я. Ларнер выделил черты творческой деятельности:

·   самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

·   видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

·   видение новой функции знакомого объекта;

·   умение видеть альтернативу решения;

·   умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;

·   умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.

Наиболее важными считаются признаки творчества:

литературное творчество как высшая форма самостоятельной деятельности;

литературное творчество как результат деятельности, характеризующийся новизной и ценностью для субъекта и общества;

литературное творчество как многомерный синтез, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и иррационального.

Эти признаки были выведены Г.Я. Шишмаренковой.

Способность к самостоятельной творческой деятельности не развивается произвольно, сама по себе, в процессе учебной деятельности. Многие ученые исследователи: Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Э.Ф. Зеер и авторы учебников: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Н.В. Ладыженская, Л.Г. Петерсон, О.В. Пронина - сходятся во мнении, что развитие индивидуального литературного творчества требует значительных усилий как со стороны учителя, так и со стороны самого ученика.

Успех данного процесса во многом зависит от слаженности, взаимодействия - интеграции нескольких учебных дисциплин, поскольку, будучи высшей формой человеческой деятельности, литературное творчество требует предварительно длительной подготовки, высокого интеллектуального напряжения, углубленного критического мышления, богатого воображения, положительной мотивации, самостоятельности и самоорганизованности.

Справедливости ради отметим, что для педагогики данная проблема не нова. Идеи интеграции в процессе обучения в развитии творческих способностей младших школьников в общей системе дидактики и методике предполагает осмысление ее функций в свете общего развития ребенка, формирования всесторонне развитой личности, что является актуальным на современном этапе развития общества. Все идеи интеграции берут свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Каменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным, а частичным, но единым и целым».

На уроках литературы дети учатся быть квалифицированными писателями, читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся «маленькими писателями», способных выражать в слове свои впечатления, переживания. Умение анализировать литературное произведение - умение творческое, учитель должен найти решение сам, здесь нет готовых рецептов. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа. Литературное творчество или творческая деятельность - по выражению Л.С. Выготского, мы называем такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающим в самом человеке.

При работе над литературным творчеством дети вместе с учителем должны наблюдать, как «сделано» произведение, знакомится со способами выражения эмоций, давать характеристики персонажам, знакомство с композицией произведения, затем создать речевую ситуацию, поставить речевую задачу и найти средства ее решения. При этом дети не копируют текст-образец, а используют аналогичные языковые средства входе решения собственной задачи. Детям можно предложить составить рассказ по аналогии, перед этим прочитать рассказ Л.Н. Толстого «На что мыши нужны», а детям дать задание составить рассказ «На что воробьи нужны».

Занятия литературным творчеством послужили толчком к созданию сборников творческих работ учащихся. Так, в многих школах уже появились сборники сказок, рассказов, стихов. Части эти сборники дети сами иллюстрируют под руководством учителей рисования.

Работа по программе литературного образования младших школьников очень интересно. Как школьникам, так и учителям. Сегодня созданы все условия для его массового внедрения. Учителя школ успешно используют в качестве дополнительного пособия сборник с заданиями и упражнениями для развития литературного творчества «Путешествие в мир сказок» Е.Л. Сергеевой. Произведения, помещенные в сборнике, методический аппарат, сопровождающий тексты, соответствуют задачам уроков литературы по программе М.П. Вогошиной и представляют богатый материал для реализации взаимосвязи литературного и речевого развития. Предлагаются творческие задания: «Составь прибаутку», «Письмо всем детям»; ребенку предоставляется возможность почувствовать себя творцом, создателем.

«Родной язык» - писал Я. Корчак - это не нарочно придуманные для ребенка правила нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой народа». Ребенок дышит воздухом творчества: он хочет петь, рисовать, сочинять и нужно поддерживать и лелеять эту способность его души [23].

Чтобы уметь ярко, живо передавать свое настроение, рассказывать о том, что мы видели вокруг, нужно научиться пользоваться словами такта, как художник красками, т.е. подбирать их. «Учись рисовать словами» - Т.А. Ладыженская.

Одним из оптимальных путей в данном направлении является формирование ассоциативного мышления навыков сравнительного анализа посредством рассуждения, например, на тему: «На что похоже облако?» (ветка, корень, звук и т.д.) Продуктивно также описание конкретных явлений окружающего мира (шелест листьев, пение птиц, голоса зверей) с той целью, чтобы другие дети узнали, о чем идет речь. Для этого типа заданий полезна игра «Что на что похоже?», сочинение и отгадывание загадок, развивающие способности видеть, замечать выразительные свойства предметов и явлений.

Львов считает, что работу над творчеством необходимо разделить на три части, опираясь на компоненты системы изучения:

В первом разделе для учеников дается материал и задания о книгах и библиотеке, о языке и речи, о некоторых правилах риторики и логики о построении рассказа и стихотворного текста: детям даются языковые игры, сочинения, уголок юмора, сведения о разных языках, дневники, крылатые слова, стилистические фигуры и мн. др.

Во втором разделе также предлагают материалы и ситуации: исследование значений и оттенков знания, иносказаний в тексте; ситуаций и мотивов выбора слова в тексте; образование слов и их семейств; имен, фамилий, географических названий, крылатых слов и выражений, пословиц; составление словариков самими детьми - например, словарика сказочного языка, словарика вежливых слов, словарика старинных слов; изобретение собственных алфавитов; изучение речи маленьких детей, а также собственной речи; сочинения на темы исследования.

В третьем разделе рассматриваются такие темы, как: «Наши увлечения, выдумки», соответствует задаче самовыражения личности школьника. Это самый трудный раздел, ибо любые «подсказки» не могут не снижать творческий уровень работы ребенка, а это противоречит целям педагогики творчества.

Тем не менее, в этом разделе даются материалы, ситуации, образцы, отдельные «подсказки» для следующих видов работы детей: различные конкурсы - например, конкурс загадок; иллюстрирование рассказов, составление комиксов; импровизация сказок, рассказов; сочинения необычных типов, с высоким уровнем самостоятельности; попытки сочинить стихи, писать дневники, дружеские письма; собирать «копилку поэтических образов», сборничек любимых стихов; игра издание газеты, журнала; сочинения-миниатюры; школьный театр. Здесь предусмотрено и свободное детское литературное творчество.

Самовыражению служат самые разнообразные виды сочинения: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзыв о книгах или фильмах, дневники наблюдения и особенно личные дневники, сказки, фантастика, пьесы и сценарии… В них выражается личность автора, хочет он того или нет. Это может быть тонкое эстетическое восприятие прекрасного вокруг нас; восхищение добрым поступком, неприятие зла и неправды, а иногда - равнодушие. Бывает, ребенок раскроется в одном слове (моя собака - Лохматик), в необычном образе (Мороз - художник, он приехал не с севера, а с юга, потому что рисует пальмы) [28].

Н.И. Рябова в журнале «Начальная школа. Плюс и минус» опубликовала свою статью «Все радости жизни начинаются с творчества…». Предлагаем вам ознакомиться с нею:

«Все радости жизни начинаются с творчества…»

Без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. В.А. Сухомлинский

Дар слова - важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.Г. Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать словом: и звучание музыки, и…блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».

Как раскрыть перед детьми богатство духовного наследия, как помочь им увидеть поистине неисчерпаемый источник нравственности, культуры и общечеловеческих ценностей, как открыть для них чарующий, гармоничный мир прекрасного?

Одним из средств для достижения этих целей, на мой взгляд, является поэзия.

Мне хотелось бы рассказать о своем опыте работы по формированию положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью поэтического творчества.

Знакомство с поэзией начинаю с первых уроков обучения грамоте, чтения и развития речи. Применяю на занятиях много стихотворного материала (сказки, загадки, стихи о буквах и звуках).

Например:

В старом дерево дупло,

Ну совсем, как буква О.

Этот лук приладь к стреле -

И увидишь букву Э. (По А. Шибаеву)

С помощью скороговорок и чистоговорок дети практически знакомятся с понятием «рифма» и уже без труда справляются с творческими заданиями «Подбери рифму».

Учитель: Я буду произносить лишь начало чистоговорки, а вы должны правильно ее закончить, так, чтобы получилось складно, то есть в конце слова, которое вы придумаете, обязательно должны быть слоги, произнесенные мною в начале чистоговорки.

1-й уровень: репродуктивно-подражательный. Выбрать нужное слово из предложенных двух:

Бы-бы-бы - на дворе стоят… (столы? столбы?)

Ре-ре-ре - стоит домик на… (реке? горе?)

2-й уровень: поисково-исполнительский. Закончить фразу самостоятельно, подобрать рифмующиеся слоги:

Лу-лу-лу-лу начинаем мы________

Ш… - ж… - ж… - ш… наши буквы хороши.

Лы-ли-ры-мы - подбираем рифмы_______

Ж… - з… - з… кончилась гроза. («Букварь» под ред. Н.В. Нечаевой)

3-й уровень: инициативно-творческий. Придумать свою сгороговорку.

Приведу примеры чистоговорок, сочиненных учащимися 1 «Г» класса гимназии №1 г. Североморска (1997/1998 уч. г.):

Ги-ки-ги-ки - любим мы играть в снежки (Москалюк Юрий)

Пы-бы-пы-бы - с папой мы нашли грибы. (Барашкова Алина)

Разноуровневые творческие задания подбираю так, что при единой познавательной цели и общем программном материале они отличаются разной степенью трудности. К достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Таким образом выделяются дети, выбирающие задания инициативно-творческого уровня. Одновременно выявляются склонности к интеллектуальному творческому труду, способности ребят к стихосложению.

В процессе сочинения чистоговорок первоклассники сделали важное открытие: каждую строчку можно прохлопать, слова заменить хлопками (на счет 4). Так дети самостоятельно выходят на вторую особенность стихотворной речи - наличие ритма.

С целью развития слухового внимания и чувства ритма использую ритмические диктанты. Ребята приходят к выводу: размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слогов в строке.

Творческие способности детей продолжаю развивать при изучении считалок. Использую методические рекомендации к работе по программе «Речь» (авторы Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова). Предлагаю разноуровневые задания.

1-й уровень: репродуктивно-подражательный. Сочинить считалку, подобрав рифмы из правого столбика:

Раз у нашего Степана караулил кот_______

А когда настал, кот сидит - сметаны _____

Помогите-ка, поищите с ним__________

(обед, нет, Степану, сметану)

2-й уровень: поисково-исполнительский. Предлагаются два варианта.

Первый вариант. Даны рифмы. Подобрать подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка:

Раз, два, три, четыре!

___________ квартире,

___________ пили,

___________ били,

___________ платили,

___________ платить,

___________ водить.

Второй вариант. Сочинить считалку поданным началу и концу:

Шли зайчата на базар

__________________

__________________

Говори поскорей,

Не задерживай людей.

3-й уровень: инициативно-творческий. Сочинить свою считалку.

Приведу примеры считалок, сочиненных детьми моего 1 «Г» класса в 1997 г.

Считалки поданным рифмам:

 

Раз, два, три, четыре!

Мы ходили по квартире.

Мы не ели, мы не пили,

Пешеходами мы были.

Будешь ты у нас платить.

Будешь ты у нас водить. (Волкова Дарья)

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире.

Чай пили, чашки били,

И налоги не платили.

Кот заставил их платить.

Выходи, тебе водить. (Шерстобитов Алексей)

Считалки поданным началу и концу:

Тар-тар-тар-тар!

Шли зайчата на баз

Покупать себе товар.

Повстречался им комар.

Он купил себе на ножки

Очень модные сапожки.

Повстречалась зайчатам свинка.

У свинки - новая корзинка.

Летит навстречу воробей,

Созывает всех зверей:

Ну-ка, звери, собирайтесь,

Для игры все посчитайтесь.

Где же зайчики? - Ушли.

Ты иди их поищи. (Москалюк Юрий)

Шли зайчата на базар

Покупать себе товар.

На прилавках много было

Всяких разных овощей:

И капуста, и морковка,

И петрушка, и порей.

Что зайчата могут выбрать,

Говори ты поскорей,

Не задерживай людей. (Портнов Владимир)

 

Свою собственную считалку сочинила только одна ученица:

 

Раз, два, три, четыре, пять!

Стали в школу мы играть:

Слоги петь, писать слова

И считалки сочинять:

Миша - две, Алеша - пять,

А у Вовы - ноль опять.

Кто не сможет сочинить,

Выходи, тебе водить. (Микитенко Виктория)

 

Ребята с радостью и гордостью читают одноклассникам свои творения. Вместе анализируем считалки, отмечая оригинальные находки юных авторов.

Большое внимание в период обучения грамоте уделяю специальным упражнениям для тренировки речи (дыхания, голоса, дикции). Знакомлю ребят с основными требованиями к каждому компоненту техники речи. В начале урока обучения грамоте провожу речевую гимнастику. Она включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса, дикции. Особое внимание уделяю выразительности речи. Разучивая с детьми стихотворный текст, добиваюсь не только четкого его произношения, соблюдения норм дыхания, голоса и дикции при чтении, но и яркого эмоционального исполнения.

В целях речевого развития и адаптации ребенка в классе начал свою жизнь наш «Первоклассный театр». Авторы «Букваря» Н.В. Нечаева, Т.М. Андрианова, А.В. Остроумова, выступив в роли режиссеров, помогли детям приобрести первый опыт актерского мастерства. Так, в части А ребятам предлагается изобразить кошку, мышку, петуха, их голосами произнести свое собственное имя, инсценировать сказку «Маша и Медведь», поприветствовать маму, учителя, друга, гостей. При изучении части Б юные актеры помогают упрямым баранам перейти через мости, инсценируют сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», перевоплощаются болельщиков на спортивном празднике, выбирают тактику поведения во время спора, дискуссии. Заканчивая изучение «Букваря», в части В ребята приобретают важный социальный опыт общения с незнакомыми людьми, приятелями, пожилыми людьми, опыт правильного телефонного разговора, поведения в столовой, магазине, осваивают нормы речевого этикета. Содержание «Букваря» позволяет к концу обучения грамоте познакомить детей с многообразием жанров литературных произведений (рассказ, сказка, стихотворение, загадка, скороговорка, чистоговорка, колыбельная песня, поговорка, считался, частушка, дразнилка, былина).

Многие произведении русского фольклора написаны в стихотворной форме. Открывая тайну «живого» русского слова, выполняя творческие задания, дети приобретают первый опыт стихосложения.

Во втором полугодии первого класса продолжается наблюдение особенностей стихотворной речи. На уроках русского языка, развития речи предлагаю детям занимательные задания:

. Среди данных слов (картинок) найти рифмующиеся слова, соединить их стрелочками

дневник          загорелый

смелый           съел

мел                 ученик

апрель            звонок

урок               капель

. Игра «четвертый лишний». Назвать лишнее слово, которое не рифмуется с остальными:

кошка, окрошка, собачка, окошко;

мимоза, заноза, береза, коза;

сынок, ребенок, утенок, волчонок.

Первоклассникам нравится выполнять разноуровневые задания.

1-й уровень: репродуктивно-подражательный. Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трех слов. Подчеркните подходящее слово:

Мигом команда моя разбежалась,

Только на лодке две пары…. (казалось, осталось, прижалось) (Н. Некрасов)

Я квартиру сторожу, два часа уже… (бужу, сижу, стужу) (О. Бундур)

2-й уровень: поисково-исполнительский. Выполнить классификацию, распределив данные слова на 2 группы рифмующихся слов:

Край, рой, лай, строй, май, сарай, герой, дерзай, горой, порой.

Лягушка, плюшка, Сережка, крошка, картошка, Антошка, игрушка, подружка, лепешка, морошка, ватрушка, подушка.

В результате выполнения данного задания у ребят получились следующие группы рифмующихся слов:

КРАЙ   РОЙ      ЛЯГУШКА             СЕРЕЖКА

май        строй              плюшка          крошка

лай        порой    игрушка         картошка

сарай              герой              подружка       Антошка

дерзай   горой             ватрушка       лепешка

подушка         морошка

3-й уровень: инициативно-творческий.

а) На основе группы рифмующихся слов из задания 2-го уровня придумать небольшое стихотворение.

б) Придумать свою группу рифмующихся слов и на их основе сочинить небольшое стихотворение.

На основе группы рифмующихся слов из задания 2-го уровня двое мальчиков сочинили следующие стихотворения:

 

Шел порой матросов строй

Вдруг летит пчелиный рой.

Что же делать? Вот беда!

И не скрыться никуда.

 

Учительница начальных классов - Анна Петровна Боровикова - в журнале «Начальная школа. Плюс до и после» опубликовала свою статью под названием «Творчество моих учеников».

«Творчество моих учеников»

Анна Петровна Боровикова относится в той немногочисленной категории учителей начальных классов, которые, проработав с детьми 4 года, переходят с ними в среднюю школу и ведут какой-то предмет. В данном случае, сделав выпуск по «Школе 2100», учитель преподает в своем классе русский язык и литературу по учебникам серии «Свободный ум» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой. Все эти 6 лет Анна Петровна очень много внимания уделяла развитию творческих способностей детей, которые с первого класса сочиняют стихи, загадки, пишут творческие работы в прозе. Предлагаем вашему вниманию журнал работы учеников Анны Петровны Боровиковой.

Й класс

 

В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот…

В зоопарке бегемот проглотил ежа, и вот -

У него болит живот!

Поднял он ужасный крик:

К острой пище не привык.

Целый день касторку пьет

И ревет, как…бегемот.

И спросил крокодил:

«А зачем ты проглотил?»

Бегемот сказал в ответ:

«Ну, а где же мой обед?» (Диана Богуцкая)

В зоопарке бегемот проглотил ежа, и вот…

Бегемот вовсю хохочет - еж ему нутро щекочет. (Алеша Меркулов)

В зоопарке бегемот проглотил ежа. И вот

Плачет бедный бегемот, потому что как на елке

У него растут иголки. (Алеша Меркулов)

В зоопарке бегемот проглотил ежа. И вот…

Айболит к нему спешит и, волнуясь, говорит:

«Ты в тарелку, бегемотик, не смотрел,

И зачем ты, бегемотик, ежа съел?

Открывай пошире рот и скажи мне «А!»

И пинцетом достает колючего ежа. (Федор Титиков)

В зоопарке бегемот проглотил ежа. И вот…

Еж колючками своими щекотит ему живот,

И от смеха бегемот широко разинул рот.

В это время ежик смелый

Выпрыгнул из пасти белой

И пустился наутек со всех ног! (Федор Титиков)

Скороговорка

За грибами, за орехами

На машине мы поехали.

Было весело в лесу,

Мы там встретили лису.

А лиса-то, ха-ха-ха,

Утащила петуха.

А петух-то клохчет,

А лиса хохочет! (Алена Савичева)

Стихотворение с продолжением

Вот идет отряд ребят,

Он шагает дружно в ряд!

Все ребята говорят,

Что идет отряд ребят,

Он шагает дружно в ряд! (Андрей Фурсов)

До чего же хороши

В нашей реченьке ерши!

Хороши-то хороши,

Да разборчивы ерши!

Хлебный мякиш не клюют,

На червей они плюют…

Хороши-то хороши,

Не сговорчивы ерши!

Третий день болит душа:

Не могу поймать ерша.

До чего же хороши

В нашей реченьке ерши! (Женя Толпышев)

Загадки

. Этот знак никогда не скучает.

Он всегда и везде восклицает!

. Ставят меня в конце предложения,

Если знают, что нет продолжения.

. Вот беру я в руку ручку

И рисую закорючку.

Маленькая такая,

А зовут ее - … (Витя Пешков)

 

Й класс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...