Площадь и население в двенадцати рассматриваемых странах
Источник: World Bank World Development Report: 1998-1999. N. Y., 1999, tables 1, 3. P. 192-193, 194-195. И Люксембург, и Соединенные Штаты Америки относятся к числу демократий. Авторитарные режимы встречаются как в маленьких, так и в средних и больших странах. Отмеченные громадные различия указывают лишь на то, что страны, которые составляют сегодняшний мир, весьма сильно отличаются по объемам своих физических и человеческих ресурсов. Тем не менее территория и население все-таки оказывают влияние на экономическое развитие, внешнюю политику, оборону и многие другие политически значимые вопросы. Например, развивающимся странам, где темпы прироста населения вдвое выше, чем в индустриально развитых, для того чтобы еще больше не отстать от передовых обществ, требуются в два раза более высокие, нежели там, темпы экономического роста. Географическое положение государства имеет важные стратегические следствия. Начиная с XVII и вплоть до конца XIX в. государствам, расположенным в центре Европы, для защиты от угрозы со стороны соседей приходилось создавать крупные сухопутные армии. Подобным нациям было сложно выработать свободные политические институты, поскольку они нуждались в сильных правительствах, которые бы выжимали необходимые для содержания армий громадные ресурсы и удерживали население под контролем. Великобританию исторически защищал Ла-Манш, что позволяло ей оборонять себя с помощью флота. Соответственно, она могла обойтись сравнительно
небольшой армией, более низким налогообложением и меньшей централизацией власти. В аналогичной ситуации находились и США. Атлантический океан и относительно слабозаселенный континент в решающей степени предопределили форму американских политических институтов. Подавляющая часть народов Азии, Африки и Латинской Америки оказалась под властью, а в большинстве случаев и в колониальной зависимости от более могущественных западных наций. Территории, которые обладали большими природными богатствами и более благодатным климатом, как правило, привлекали наибольшее число поселенцев. Большинство современных государств, будь они старыми или новыми, большими или маленькими, сталкивается с рядом общих проблем. Первая из них - построение сообщества. Многие государства мира имеют гетерогенное население, которому весьма непросто привить чувство общей идентичности и общих интересов. Не менее сложно бывает и выработать чувство преданности своему правительству. Вторая проблема - способность обеспечивать экономическое, общественное и политическое развитие как в настоящем, так и в будущем, причем такая проблема стоит даже перед самыми богатыми государствами. Наконец, подавляющая часть государств сталкивается со значительными трудностями в сфере поддержания и углубления демократии и гражданских свобод. Об этом уже говорилось выше при рассмотрении задач, стоящих перед правительствами, и опасностей, связанных с их решением. В этой главе мы последовательно обсудим данные проблемы, а затем в страновых исследованиях, представленных в части III, проанализируем их более глубоко, рассмотрев, как они влияют на политическую жизнь конкретных стран. В настоящей книге сравнивается и сопоставляется политическая жизнь двенадцати современных государств: Бразилии, Китая, Египта, Франции, Германии, Индии, Японии, Мексики, Нигерии, России, Соединенного Королевства (Великобритании и Северной Ирландии) и Соединенных Штатов Америки. Указанные государства дают прекрасный поперечный срез современного мира. В их число входят три европейские страны, три азиатские (плюс Россия, которая может быть причислена как к европейским, так и к азиатским странам или к тем и другим одновременно), три из западного полушария и, наконец, две из Африки. Наше исследование охватывает древние государства вроде Китая, равно как и те, которые лишь совсем недавно обрели независимость (типа Нигерии). Некоторые из этих государств являются весьма богатыми по мировым стандартам (например, США и Япония), тогда как для других (скажем, для Нигерии и Египта), относящихся к третьему миру, характерны глубокая нищета и низкий уровень жизни. Наконец, все рассматриваемые государства обладают рядом общих черт. Все они относятся к числу действительно густонаселенных и влиятельных в рамках соответствующего класса государств.
Так, наша выборка включает пять из шести наиболее густонаселенных стран мира (опущена только Индонезия), и каждое из представленных в ней государств имеет население свыше 50 млн человек. Поэтому изучаемые здесь политические единицы играют важную роль в современном мире, иллюстрируя практически все важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются сегодня государства. Построение сообщества Одна из наиболее важных проблем, стоящих перед политическими системами всего мира, - построение общей идентичности и выработка чувства общности среди граждан соответствующих стран. Отсутствие общей идентичности может привести к самым тяжелым политическим последствиям. Конфликты по поводу национальных, этнических или религиозных идентичностей относятся к числу наиболее взрывоопасных причин политических беспорядков, как еще раз подтвердили недавние события в Северной Ирландии, бывшей Югославии, Руанде и в других местах. Хотя задача построения сообщества стоит повсеместно, некоторые страны находятся в более благоприятном положении, нежели другие. У Японии, например, нет особых причин для беспокойства. Ее население этнически вполне гомогенно, оно говорит на одном языке и имеет длительную политическую историю. Огромное большинство японцев исповедуют буддизм либо синтоизм, и страна отделена сотнями или тысячами миль океана от своих наиболее значимых соседей. В свою очередь более чем стомиллионное население Нигерии крайне разнородно. Сама страна - случайное и искусственное порождение британского колониального владычества - не имеет общей доколониальной истории. Ее население распадается на мусульман и христиан, а последние, со своей стороны, делятся на католиков и протестантов. В Нигерии насчитывается около 250 различных этнических групп, говорящих, помимо английского, на местных языках. Очевидно, что проблемы построения сообщества стоят в Нигерии гораздо острее, нежели в Японии. Хотя лишь некоторые страны сталкиваются, как Нигерия, со столь же сложными проблемами в данной области, для многих государств вызовы, связанные с необходимостью построения сообщества, являются одними из наиболее серьезных.
Государства и нации В слово нация иногда вкладывается практически тот же самый смысл, что и в слово "государство" (например, в названии Организации Объединенных Наций). Однако при более строгом употреблении термин нация обозначает группы людей, обладающих обшей идентичностью. Поэтому, говоря о нации, мы подразумеваем самоидентификацию людей. В основе такой общей идентичности может лежать общность языка, истории, происхождения, культуры или просто то обстоятельство, что данная группа занимает одну территорию. У наций может быть, а может и не быть собственного государства или независимого правительства. В ряде случаев, как, например, в Японии, Франции или Швеции, существует тесная корреляция между национальной и государственной принадлежностью. Большая часть людей, идентифицирующих себя в качестве японцев, действительно живет в Японии, а большинство проживающих в Японии идентифицируют себя в качестве японцев. Случаи, когда национальная идентификация и сфера действия легальной власти во многом совпадают, мы называем нациями-государствами. В XX столетии нации-государства начали рассматриваться как естественная и, возможно, идеальная форма организации государств. Право наций на самоопределение, исходящее из идеи о том, что каждая нация вправе, если пожелает, создать свое собственное государство, было зафиксировано в Версальском договоре, подписанном по окончании Первой мировой войны.
Но в большинстве современных государств, как и в государствах прошлого, корреляция между нацией и государством далеко не столь отчетлива. И отнюдь не очевидно, что она должна быть таковой. В ряде случаев государства являются мультинациональными, т.е. состоящими из множества различных наций. Мультинациональными были, в частности, распавшиеся ныне Советский Союз, Югославия и Чехословакия. Кроме того, существуют нации, которые значительно шире соответствующих государств, например немцы (на протяжении большей части своей истории) или китайцы. Некоторые нации вроде корейцев сегодня или немцев в период между 1949 и 1990 гг. по политическим соображениям поделены на два или более государств. Ряд групп, объявляющих себя нациями, вообще не имеет своего государства, скажем, евреи в прошлом или курды, баски и палестинцы сегодня. Как будет показано ниже, несовпадение между нациями и государствами может стать причиной взрывоопасного политического конфликта. В то же самое время проживание в рамках одного государства нескольких наций способно стать источником многообразия и культурного взаимообогащения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|