Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Площадь и население в двенадцати рассматриваемых странах




Таблица 1.1
Страна Численность населения (в млн чел по состоянию на 1997 г) Среднегодовой прирост населения Размеры территории в 1995 г (в тыс кв км)
Китай Индия США Бразилия Россия Япония Нигерия Мексика Германия Великобритания Египет Франция 1227 961 268 164 147 126 118 95 82 59 60 59 1,1 1,8 1,0 1,4 - 0,1 0,3 2,9 1,8 0,5 0,3 2,0 0,5 9326 2973 9159 8457 16 889 377 911 1909 349 242 995 550

Источник: World Bank World Development Report: 1998-1999. N. Y., 1999, tables 1, 3. P. 192-193, 194-195.

И Люксембург, и Соединенные Штаты Америки относятся к числу демократий. Авторитарные режимы встречаются как в маленьких, так и в средних и больших странах. Отмеченные громадные различия указывают лишь на то, что страны, которые составляют сегодняшний мир, весьма сильно отличаются по объемам своих физических и человеческих ресурсов. Тем не менее территория и население все-таки оказывают влияние на экономическое развитие, внешнюю политику, оборону и многие другие политически значимые вопросы. Например, развивающимся странам, где темпы прироста населения вдвое выше, чем в индустриально развитых, для того чтобы еще больше не отстать от передовых обществ, требуются в два раза более высокие, нежели там, темпы экономического роста.

Географическое положение государства имеет важные стратегические следствия. Начиная с XVII и вплоть до конца XIX в. государствам, расположенным в центре Европы, для защиты от угрозы со стороны соседей приходилось создавать крупные сухопутные армии. Подобным нациям было сложно выработать свободные политические институты, поскольку они нуждались в сильных правительствах, которые бы выжимали необходимые для содержания армий громадные ресурсы и удерживали население под контролем. Великобританию исторически защищал Ла-Манш, что позволяло ей оборонять себя с помощью флота. Соответственно, она могла обойтись сравнительно

небольшой армией, более низким налогообложением и меньшей централизацией власти. В аналогичной ситуации находились и США. Атлантический океан и относительно слабозаселенный континент в решающей степени предопределили форму американских политических институтов. Подавляющая часть народов Азии, Африки и Латинской Америки оказалась под властью, а в большинстве случаев и в колониальной зависимости от более могущественных западных наций. Территории, которые обладали большими природными богатствами и более благодатным климатом, как правило, привлекали наибольшее число поселенцев.

Большинство современных государств, будь они старыми или новыми, большими или маленькими, сталкивается с рядом общих проблем. Первая из них - построение сообщества. Многие государства мира имеют гетерогенное население, которому весьма непросто привить чувство общей идентичности и общих интересов. Не менее сложно бывает и выработать чувство преданности своему правительству. Вторая проблема - способность обеспечивать экономическое, общественное и политическое развитие как в настоящем, так и в будущем, причем такая проблема стоит даже перед самыми богатыми государствами. Наконец, подавляющая часть государств сталкивается со значительными трудностями в сфере поддержания и углубления демократии и гражданских свобод. Об этом уже говорилось выше при рассмотрении задач, стоящих перед правительствами, и опасностей, связанных с их решением. В этой главе мы последовательно обсудим данные проблемы, а затем в страновых исследованиях, представленных в части III, проанализируем их более глубоко, рассмотрев, как они влияют на политическую жизнь конкретных стран.

В настоящей книге сравнивается и сопоставляется политическая жизнь двенадцати современных государств: Бразилии, Китая, Египта, Франции, Германии, Индии, Японии, Мексики, Нигерии, России, Соединенного Королевства (Великобритании и Северной Ирландии) и Соединенных Штатов Америки. Указанные государства дают прекрасный поперечный срез современного мира. В их число входят три европейские страны, три азиатские (плюс Россия, которая может быть причислена как к европейским, так и к азиатским странам или к тем и другим одновременно), три из западного полушария и, наконец, две из Африки. Наше исследование охватывает древние государства вроде Китая, равно как и те, которые лишь совсем недавно обрели независимость (типа Нигерии). Некоторые из этих государств являются весьма богатыми по мировым стандартам (например, США и Япония), тогда как для других (скажем, для Нигерии и Египта), относящихся к третьему миру, характерны глубокая нищета и низкий уровень жизни. Наконец, все рассматриваемые государства обладают рядом общих черт. Все они относятся к числу действительно густонаселенных и влиятельных в рамках соответствующего класса государств.

Так, наша выборка включает пять из шести наиболее густонаселенных стран мира (опущена только Индонезия), и каждое из представленных в ней государств имеет население свыше 50 млн человек. Поэтому изучаемые здесь политические единицы играют важную роль в современном мире, иллюстрируя практически все важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются сегодня государства.

Построение сообщества

Одна из наиболее важных проблем, стоящих перед политическими системами всего мира, - построение общей идентичности и выработка чувства общности среди граждан соответствующих стран. Отсутствие общей идентичности может привести к самым тяжелым политическим последствиям. Конфликты по поводу национальных, этнических или религиозных идентичностей относятся к числу наиболее взрывоопасных причин политических беспорядков, как еще раз подтвердили недавние события в Северной Ирландии, бывшей Югославии, Руанде и в других местах. Хотя задача построения сообщества стоит повсеместно, некоторые страны находятся в более благоприятном положении, нежели другие. У Японии, например, нет особых причин для беспокойства. Ее население этнически вполне гомогенно, оно говорит на одном языке и имеет длительную политическую историю. Огромное большинство японцев исповедуют буддизм либо синтоизм, и страна отделена сотнями или тысячами миль океана от своих наиболее значимых соседей. В свою очередь более чем стомиллионное население Нигерии крайне разнородно. Сама страна - случайное и искусственное порождение британского колониального владычества - не имеет общей доколониальной истории. Ее население распадается на мусульман и христиан, а последние, со своей стороны, делятся на католиков и протестантов. В Нигерии насчитывается около 250 различных этнических групп, говорящих, помимо английского, на местных языках. Очевидно, что проблемы построения сообщества стоят в Нигерии гораздо острее, нежели в Японии. Хотя лишь некоторые страны сталкиваются, как Нигерия, со столь же сложными проблемами в данной области, для многих государств вызовы, связанные с необходимостью построения сообщества, являются одними из наиболее серьезных.

Государства и нации

В слово нация иногда вкладывается практически тот же самый смысл, что и в слово "государство" (например, в названии Организации Объединенных Наций). Однако при более строгом употреблении термин нация обозначает группы людей, обладающих обшей идентичностью. Поэтому, говоря о нации, мы подразумеваем

самоидентификацию людей. В основе такой общей идентичности может лежать общность языка, истории, происхождения, культуры или просто то обстоятельство, что данная группа занимает одну территорию. У наций может быть, а может и не быть собственного государства или независимого правительства. В ряде случаев, как, например, в Японии, Франции или Швеции, существует тесная корреляция между национальной и государственной принадлежностью. Большая часть людей, идентифицирующих себя в качестве японцев, действительно живет в Японии, а большинство проживающих в Японии идентифицируют себя в качестве японцев. Случаи, когда национальная идентификация и сфера действия легальной власти во многом совпадают, мы называем нациями-государствами. В XX столетии нации-государства начали рассматриваться как естественная и, возможно, идеальная форма организации государств. Право наций на самоопределение, исходящее из идеи о том, что каждая нация вправе, если пожелает, создать свое собственное государство, было зафиксировано в Версальском договоре, подписанном по окончании Первой мировой войны.

Но в большинстве современных государств, как и в государствах прошлого, корреляция между нацией и государством далеко не столь отчетлива. И отнюдь не очевидно, что она должна быть таковой. В ряде случаев государства являются мультинациональными, т.е. состоящими из множества различных наций. Мультинациональными были, в частности, распавшиеся ныне Советский Союз, Югославия и Чехословакия. Кроме того, существуют нации, которые значительно шире соответствующих государств, например немцы (на протяжении большей части своей истории) или китайцы. Некоторые нации вроде корейцев сегодня или немцев в период между 1949 и 1990 гг. по политическим соображениям поделены на два или более государств. Ряд групп, объявляющих себя нациями, вообще не имеет своего государства, скажем, евреи в прошлом или курды, баски и палестинцы сегодня. Как будет показано ниже, несовпадение между нациями и государствами может стать причиной взрывоопасного политического конфликта. В то же самое время проживание в рамках одного государства нескольких наций способно стать источником многообразия и культурного взаимообогащения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...