Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень политической системы




Важность ориентации по отношению к политической системе определяется тем, что через них проходят базовые приверженности политической системе и нации. Наглядным образцом данного аспекта политической культуры является чувство национальной гордости (рис. 3.1). Такая гордость, похоже, сильнее всего проявляется у тех наций, которые имеют длительную историю и выраженное чувство патриотизма, - наиболее показательным примером здесь служат Соединенные Штаты Америки. Во времена политической напряженности подобное чувство общей идентичности и общей национальной истории часто солидаризует людей. Напротив, уровень национальной гордости довольно низок в Японии и Германии - двух нациях, преодолевших националистические настроения вследствие отторжения тех режимов, которые существовали там перед Второй мировой войной и связанных с ними эксцессов. В других случаях этническая принадлежность, язык или история разделяют народ, что может подорвать идентичность и в конечном итоге привести к конфликтам и расколу.

Успешность политического процесса зависит также от легитимности политической системы. Уровень легитимности высок, когда граждане считают себя обязанными подчиняться законам. Когда они не видят оснований для следования законам или же соблюдают их только из страха, уровень легитимности низок.


Рис. 3.1. Проявленность чувства национальной гордости (%).

Источник: World Values Survey 1995-1998; данные по Франции и Великобритании - World Values Survey 1990. Приводимые цифры фиксируют долю "очень гордящихся" и "гордящихся".

Поскольку правительству гораздо легче функционировать, если граждане признают легитимность политической системы, практически все правительства, даже самые жестокие и склонные к насилию, пытаются заставить граждан поверить в необходимость подчинения законам. Политическая система и правительство, обладающие высоким уровнем легитимности, более эффективны в плане определения и воплощения в жизнь политических курсов, им, как правило, проще справляться с трудностями и резкими изменениями.

Граждане могут наделять правительства легитимностью по разным причинам. В традиционном обществе легитимность может определяться тем, что властитель унаследовал трон, или же тем, что он соблюдает религиозные обычаи, скажем, приносит жертвы или исполняет ритуалы. В современных демократиях легитимность властей связана с их избранием в ходе конкурентных выборов и с соблюдением ими конституционных процедур. В других политических культурах лидеры могут основывать свои претензии на легитимность на своем особом предназначении, мудрости или идеологии, которая, по их утверждениям, изменит жизнь граждан к лучшему, даже если правительства не удовлетворяют их нужды и не следуют предписанным процедурам [1].

Но что бы ни лежало в основе легитимности - традиция, идеология, гражданское участие или особая политика, она образует тот фундамент, на котором строится взаимопонимание между гражданами и политическими властями. Граждане подчиняются законам, и в ответ правительство выполняет обязательства, заложенные в условиях легитимности. Покуда правительство выполняет эти обязательства, оно ожидает, что общественность будет повиноваться, поддерживать его и действовать соответствующим образом. Если легитимность нарушена - разорвана линия наследования, ниспровергнута конституция или игнорируется господствующая идеология, правительство может столкнуться с сопротивлением, а то и с восстанием.

В системах с низким уровнем легитимности или там, где провозглашенные основания легитимности не приняты обществом, люди часто прибегают к насилию для разрешения политических разногласий. Легитимность может быть подорвана там, где граждане 1) оспаривают границы политической системы, как в Северной Ирландии или частях бывшей Югославии, 2) отвергают существующие в данный момент принципы рекрутирования лидеров и определения политического курса, как это произошло, когда филиппинцы вышли на улицы и потребовали низложения Фердинанда Маркоса и проведения свободных выборов, или 3) утрачивают веру в то, что в процессе политического торга лидеры делают все от них зависящее для принятия тех законов, которые требуются, или в то, что руководство соблюдает должные процедуры, как, например, случилось, когда индонезийцы протестовали против ухудшения условий жизни при режиме Сукарно.

Распад Советского Союза в начале 1990-х годов был обусловлен тем, что там встали проблемы легитимности всех трех типов (см. главу 12). С утратой коммунистической идеологией своих легитимационных возможностей исчезла та база, на которой в условиях мультиэтничности и отсутствия единого языка строилось национальное политическое сообщество. Аналогичным образом, вследствие общей потери доверия к Коммунистической партии как к доминирующей структуре политической системы многие стали требовать установления новых порядков. Наконец, дефицит продуктов питания и товаров народного потребления подорвал доверие людей к непосредственному экономическому и политическому курсу правительства. Попытки советского президента Михаила Горбачева сразу справиться со всеми этими тремя проблемами не увенчались успехом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...