Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления маркетинговой деятельности на предприятии




 

При ведении бизнеса рано или поздно встаёт проблема реализации определённого рода услуг или продажи того или иного товара. Одна из основных задач менеджера состоит в том, чтобы добиться максимальных результатов в увеличении объемов реализуемой им продукции. Эту задачу можно считать невыполнимой без тесного сотрудничества со своими потенциальными покупателями и кропотливой работы со своим персоналом.

Существует масса способов проведения маркетинговых исследований таких, как: постоянные опросы на улицах, внимательное изучение рынка (т.е. изучение объёмов продаж определённого товара), постоянное анкетирование клиентов и т.д. Но в принципе основополагающим фактором является работа с людьми, направленная на выявление спроса на продукт.

Маркетинг как совокупность сложившихся в мировой практике методов изучения рынков, выявления идей, новых потребностей покупа­телей и их материализации в виде новых товаров, маркетинг как инструмент умелой организации системы сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий и т. д. представляет ин­терес для экономической науки и хозяйственных организа­ций России.

Хотелось бы подчеркнуть, что не существует универсаль­ной формы для организации работы на основе принципов и методов маркетинга, равно как нет и единой схемы построе­ния маркетинговой работы. Конкретные формы и содержа­ние такой деятельности могут существенно различаться в за­висимости от характера хозяйственной организации и тех внешних условий, в которых она протекает. Главное при мар­кетинговом подходе — целевая ориентация всех мероприятий, слияние в единый технологический процесс отдельных направлений исследований, производства, торговли. Поэтому-то и отечественные организации — производственные предприя­тия и объединения, внешнеторговые фирмы — вполне могут принять на вооружение принципы и методы современного маркетинга для успешного проведения торговых опе­раций в наиболее широком их смысле: от создания нового товара до его обслуживания у покупателя.

Желательность использования маркетинга как средства повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности превращается в необходимость и становится возможной, если предприятия (объединения, компании) — производители товаров — располагают в своей хозяйствен­ной деятельности достаточной свободой, позволяющей им оперативно откликаться на изменения рыночной конъюнкту­ры, маневрировать своими ресурсами, производственными и иными возможностями для достижения поставленных рыноч­ных целей.

В современной ситуации, когда предприятия, с одной стороны, получили ши­рокие права, а с другой — должны искать пути для расшире­ния своего выхода на рынок, использование маркетинга становится для них настоятельной не­обходимостью. Однако его рациональное использование соп­ряжено с известными трудностями не только организацион­ного и технического характера, но и психологического плана. Требуется значительная перестройка логики мышления и психологии поведения не только руководящего звена хозяй­ственных единиц, но и рядовых работников, трудовых кол­лективов в целом.

Невольно возникает вопрос: почему маркетинг необходим для успешной деятельности на рынке? Прежде всего потому, что в основу работы фир­мы, придерживающейся стратегии и тактики маркетинга, кладется наиболее эффективный с точки зрения сбыта това­ра принцип: сначала узнать, какой товар, с какими потреби­тельскими свойствами, по какой цене, в каких количествах и в каких местах хочет приобретать потенциальный покупа­тель, а потом уже только думать об организации производства или продажи. Следовательно, необходимо про­изводить и продавать изделия, которые безусловно пользу­ются спросом.

Однако спрос — это не что иное, как платежеспособная потребность покупателя, потребность в решении какой-либо из проблем, выдвинутых жизнью. Таким образом, фирма вы­ходит на рынок и предлагает не товары (то­вар — не более чем экономическая категория), а средства решения проблем покупателей.

Именно этот принцип является ведущим в маркетинге, и именно поэтому маркетинг столь эффективен по сравне­нию с прежними методами производства и торговли, когда предприниматель стремился выпустить как можно больше изделий и постараться навязать их покупателям.

Программа маркетинга позволяет прогнозировать такие изменения и с той или иной степенью вероятности опреде­лять требуемый ассортимент товаров, производственные воз­можности, структуру товаропроизводящей сети, рекламные мероприятия, необходимые изменения структуры предприя­тия как целого. Кроме того, опираясь на принципы маркетинга, можно формировать рынок для будущих това­ров фирмы, организовать в сознании покупателей прямую связь между решением их проблем и товарами фирмы.

Далее, действуя в рамках маркетинга, фирма неизбежно организует обратную связь между покупателями и своими проектировщиками (разработчиками) товаров и продавцами. Это дает возможность целенаправленно регулировать каче­ство продукции, эффективно расходовать предназначен­ные для этого средства.

Маркетинг как система стратегического управления дея­тельностью фирмы с ориентацией на рынок включает в себя целый ряд этапов и форм управленческой и исследователь­ской деятельности, находящихся в строгом соподчинении. Два основных аспекта маркетинговой деятельности — это маркетинговые исследования, а также выбор и реализация стратегии маркетинга. Указанные два аспекта выступа­ют, с одной стороны, как этапы маркетинга, но с другой — это два вида маркетинговой деятельности, которые не только следуют друг за другом, но и осуществляются одновременно: фирма претворяет в жизнь стратегию, принятую на основе предшествующих исследований, и одновременно продолжает проводить исследования с целью поиска новых стратегических решений или расширения сферы действия уже имеющихся стратегических альтернатив.

Исследование спроса в практике маркетинга делится на три составляющие: сегментация рынка; изучение мотивов спроса потребителей; выявление неудовлетворенных потреб­ностей.

Сегментация рынка — это деятельность по классификации потенциальных потребителей производимой фирмой продук­ции в соответствии с особенностями качественной структуры их спроса. Сегментация спроса основана на применении раз­личных критериев деления потребителей на группы, предъ­являющие разный по качеству и объему спрос на различные виды товаров. Сегментация рынка — это процесс выявления наиболее благоприятных условий на рынке с целью выбрать вариант ориентации производственно-сбытовой политики. Фирма в ре­зультате сегментации может избрать стратегию сбыта во многих или даже большинстве сегментов рынка или, наоборот, предпочесть маркетинг лишь в одном сегменте. В пер­вом случае также представляется возможность выбора меж­ду альтернативой дифференцированного подхода к сегмен­там и приспособления продукции к каждому из них и вари­антом глобального сбыта продукции, учитывающим в целом потребности всех сегментов.

Принятие того или иного варианта стратегии невозмож­но лишь на основе сегментации рынка по группам потреби­телей, без всестороннего изучения мотивов и специфики спроса каждого сегмента на тот или иной товар.

Выявление неудовлетворенных потребностей является заключительным этапом изучения спроса на рынке. После то­го, как компания осуществила сегментацию рынка, определи­ла характерные особенности спроса каждого из сегментов и предварительно установила возможности выбора между стратегией дифференцированного, недифференцированного или сфокусированного (на одном сегменте) подхода, ей тре­буется определить место предполагаемой к сбыту продукции на данном рынке.

В практике маркетинга используется ряд подходов к вы­явлению «рыночных ниш» неудовлетворенного спроса. Один из них — обсуждение подобных вопросов с фирмами, пред­ставляющими наиболее перспективные сегменты рынка. Вто­рой подход, получивший название «проблемного», состоит в разработке перечня проблем, которые возникают при исполь­зовании данного типа продукции; затем 100—200 фирм за­казчиков (или соответствующее число индивидуальных пот­ребителей) просят ранжировать выявленные проблемы по степени их важности, и в соответствии с такой ранжировкой принимаются меры по совершенствованию продукта. Третий подход характеризуется анализом структуры требуемых ка­честв и их наличия у поставляемого продукта.

Учет интересов покупателей зачастую не только способствует выявлению новых потребностей, но и позволяет по­лучить готовые пути их удовлетворения. По свидетельству одного из исследователей, в некоторых отраслях большая часть новых моделей продукции разрабатывается самими потребителями.

После изложения сути маркетинговых исследований и продаж, имеет смысл рассказать о некоторых практических советах менеджеру по использованию своего персонала.

Одно из основных правил - это вызвать максимальную заинтересованность работников в процветании фирмы, её имидже, благополучии. Далее постоянно проводить с персоналом образовательные беседы направленные на совершенствование профессиональных навыков и определение им стратегических задач фирмы. Добиваться от сотрудников досконального знание предлагаемого ими товара, а также, что не мало важно, умение работать с клиентами.

Для плодотворных маркетинговых исследований, предпочтительно выяснить у клиентов их мнение о предлагаемых товарах и услугах, пожеланиях, недовольствах. При возникновении каких либо спорных ситуаций, решать их в пользу клиента. Существует масса советов и рекомендаций, направленных на удовлетворение спросов потребителей, но я считаю неплохой и действенный метод работы с клиентами - это поставить себя на его место и попытаться максимально удовлетворить свои запросы. В этом случаи успех фирмы предопределен.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...