Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Теория игр n лиц в нормальной форме




Контрольные вопросы

 

1. Смешанные стратегии и нормальная форма.

2. Игры с постоянной суммой и с нулевой суммой.

3. Стратегия поведения и идеальная память.

4. Условия, ограничивающие сообщение.

5. Некооперативные игры.

6. Точка равновесия.

7. Кооперативные игры без побочных платежей.

8. Ядро.

Литература основная: [1–4]; дополнительная: [5, 6, 9, 10, 15-17].

 

Типовые примеры

 

1.

Кооперирование предприятий.

Имеется три предприятия (I, II, III); которые выпускают продукцию #1, продукцию #2 и продукцию #3.Следующая таблица представляет общие выпуски продукции по каждому предприятию. Продукция продается комплектами (1ед. #1, 1ед. #2 и 1ед. #3). Спрос неограничен. Комплект стоит 1 тыс. руб.

Требуется решить вопрос о целесообразности объединения предприятий, найти максимальный возможный доход объединения, справедливый дележ – вектор Шепли.

 

  #1 #2 #3
I      
II      
III      

 

Решение. Подсчитаем выигрыши коалиций, т.е. доход, который они получат при объединении. Для 3 игроков имеем 23=8 коалиций.

Так как каждое из предприятий не выпускает одного из типов продукции, то без объединения никто ничего не зарабатывает. v(Æ)=v(I)=v(II)=v(III)=0.

При объединении I и II предприятий, их общий выпуск равен

 

  #1 #2 #3
I      
II      
итого      

Они могут сформировать 900 комплектов и выручить за них 900 тыс. руб.

При объединении I и III предприятий, их общий выпуск равен

 

  #1 #2 #3
I      
III      
итого      

 

Они могут сформировать 800 комплектов и выручить за них 800 тыс. руб.

При объединении II и III предприятий, их общий выпуск равен

 

  #1 #2 #3
II      
III      
итого      

 

Они могут сформировать 300 комплектов и выручить за них 300 тыс. руб.

При объединении всех трех предприятий, их суммарный выпуск равен

 

 

  #1 #2 #3
I      
II      
III      
итого      

 

Они могут сформировать 1200 комплектов и выручить за них 1200 тыс. руб.

Занесем полученную информацию в таблицу выигрышей коалиций.

 

S v(S)   S v(S)
Æ     {I, II}  
{I}     {I, III}  
{II}     {II, III}  
{III}     {I, II, III}  

 

Теперь составим таблицу всевозможных порядков образования максимальной коалиции, раздавая каждому участнику ту дополнительную прибыль, которую он приносит в эту коалицию. Всего существует 3!=6 порядков формирования коалиций.

 

Порядок входа в коалицию   Сколько получает коалиция   Сколько получает каждый участник
первый второй третий   один двое трое   I II III
I II III                
I III II                
II I III                
II III I                
III I II                
III II I                
Итого            

 

Например, на 5 строке указан порядок входа III, I, II.

Сначала приходит участник III. Так как v(III)=0, то он получает 0.

Следующим приходит участник I. Так как v(I,III)=800, то он получает 800-0=800.

Последним приходит участник II. Так как v(I,II,III)=1200, то ему достается 1200-800=400. Аналогично заполнены все остальные строки.

В строке итого подведены все доходы отдельных участников, полученные при 6 различных порядках. Собственно, эти 6 порядков выполняются для обеспечения полной симметрии по входам.

В заключение поделим полученные выигрыши на 6 и получим вектор справедливого платежа, который получают участники при вступлении в коалицию.

.

Можно отметить, основные свойства вектора Шепли (справедливого дележа): от вступления в коалицию каждому участнику не становится хуже, кроме того, максимальный доход коалиции действительно получается и распределяется.

.

Почему первый участник должен получить больше других? Во-первых, выпуски на первом предприятии больше, во-вторых, в формировании лимитирующего количества 1200 главным образом участвует продукция #1, которая в основном выпускается на I предприятии, т.е. оно получает дополнительный доход за редкость.

 

 

Задачи для решения

Имеется три предприятия (I, II, III); которые выпускают продукцию #1, продукцию #2 и продукцию #3.Следующая таблица представляет общие выпуски продукции по каждому предприятию. Продукция продается комплектами (1ед. #1, 1ед. #2 и 1ед. #3). Спрос неограничен. Комплект стоит 1 тыс. руб. Требуется решить вопрос о целесообразности объединения предприятий, найти максимальный возможный доход объединения, справедливый дележ – вектор Шепли. В левом верхнем углу указан номер варианта.

 

  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      
                 
  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      
                 
  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      
                 
  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      
                 
  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      
                 
  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      
                 
  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      
                 
  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      
                 
  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      
                 
  #1 #2 #3     #1 #2 #3
I         I      
II         II      
III         III      

 

Раздел 3. Выбор решения

Тема 7. Решения игр

Контрольные вопросы

 

1. Решение фон Неймана-Моргенштерна.

2. Решение задачи о рынке с одним продавцом и двумя покупателями.

3. Решение на областях, отличных от предпосылок.

4. Разумные исходы и цена.

5. Цена как арбитражная схема.

5. Литература основная: [1, 4]; дополнительная: [5, 6, 9-11, 16, 17].

 

6.

7. Тема 8. Приложения теории игр n лиц

7. Контрольные вопросы

7.

1. Априорное распределение сил в схемах голосования.

2. Распределение сил в идеализированном законодательном органе.

3. Бывает ли реальная игра абстрактной игрой.

3. Литература основная: [2–4]; дополнительная: [5, 6, 9-11].

3.

3.Схемы голосования – довольно известный пример приложения теории игр к практике. Любопытным фактом является тот, что для получения результата не обязательно увеличивать число сторонников партии, может быть достаточно изменить схему голосования.

3.

 

Типовые примеры

 

Пример. Располагая информацией о количестве голосов, которыми располагают партии, и о размере выигрывающей коалиции, найти веса партий при голосовании.

 

        выигрыш
40% 27% 20% 13% 66,6%

 

Решение. Используем схему решения игры, аналогичную расчету вектора Шепли. Представим данную игру в виде таблицы. Подсчитав выигрыши коалиций, причем для коалиции S имеем v(S)=1, если |S|>66,6%. В противном случае v(S)=0. Для 4 участников имеем 24=16 коалиций.

 

S v(S)   S v(S)   S v(S)   S v(S)
Æ     {4}     {2, 3}     {1, 2, 4}  
{1}     {1, 2}     {2, 4}     {1, 3, 4}  
{2}     {1, 3}     {3, 4}     {2, 3, 4}  
{3}     {1, 4}     {1, 2, 3}     {1, 2, 3, 4}  

 

Расстановка 1 и 0 осуществляется так. Например, для 1 и 2 партий сумма их голосов составляет 40%+27%=67%. Это больше порогового значения 66,6%, поэтому эта коалиция является выигрывающей и в таблице имеет v({1,2)}=1. А, скажем, коалиция S={2,3,4} имеет в сумме 27%+20%+13%=60% голосов, что меньше 66,6%, поэтому v({2,3,4})=0. остальные цифры рассчитаны аналогично.

Теперь составим таблицу всевозможных порядков образования максимальной коалиции, раздавая 1 тому участнику, с чьим приходом эта коалиция становится выигрывающей. Всего существует 4!=24 порядка формирования коалиций.

 

вход   Накопленные голоса (%)   выигрыш
Перв. Втор. Трет. Четв.   Перв. двое трое все          
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
итого              

 

Напомним, что 1 получает тот игрок, с приходом которого суммарный вес коалиции превышает 66,6%. Например, на первой строке – это игрок №2, который вошел третьим, и с его появлением вес коалиции стал равен 80%, до него вес был равен 53%, что меньше 66,6%. В заключение поделим полученные выигрыши на 24 и получим вектор весов партий . Можно отметить, что, хотя первая партия не имеет большинства, но по весам она абсолютно доминирует над остальными партиями.

 

Задачи для решения

Располагая информацией о количестве голосов, которыми располагают партии, и о размере выигрывающей коалиции, найти веса партий при голосовании.

 

№ варианта         Размер выигрыва- ющей коалиции
  37,8% 22,0% 15,4% 24,8% 68,6%
  37,9% 28,8% 24,9% 8,4% 57,5%
  37,5% 29,5% 20,1% 12,9% 71,2%
  32,9% 22,6% 17,0% 27,6% 67,1%
  35,6% 21,2% 19,6% 23,6% 75,0%
  30,1% 22,1% 23,0% 24,9% 59,9%
  37,1% 16,5% 15,0% 31,4% 58,3%
  39,2% 21,7% 23,5% 15,6% 67,9%
  31,8% 17,8% 19,6% 30,8% 69,9%
  37,4% 19,6% 16,5% 26,5% 59,5%
  31,4% 28,1% 24,3% 16,2% 68,0%
  33,6% 15,3% 21,5% 29,7% 51,4%
  37,7% 24,1% 18,5% 19,6% 53,1%
  31,8% 25,8% 15,8% 26,5% 51,4%
  31,3% 22,4% 20,1% 26,3% 75,4%
  38,0% 26,0% 22,3% 13,7% 75,4%
  34,7% 25,3% 17,3% 22,8% 55,8%
  31,1% 22,6% 18,3% 28,0% 56,1%
  30,4% 28,4% 15,0% 26,2% 55,6%
  31,6% 26,5% 17,2% 24,6% 79,5%

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...