Партисипативная структура управления
Данная структура сформировалась в условиях развития коммуникационных сетей и совершенствования технологии производства, где объективно возросла роль активного использования личностного потенциала сотрудником организации (фирмы). Партисипативное управление может быть реализовано по следующим направлениям: 1) предоставление работникам права самостоятельно принимать решения относительно осуществления своей деятельности (например, определение режима работы или выбор средств выполнения полученного задания); 2) привлечение работников к процессу принятия решения относительно сроков, специфики выполняемой работы; 3) предоставление работникам права контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и, соответственно, установление их ответственности за конечный результат; 4) широкое участие работников в рационализаторской деятельности, во внесении предложений по совершенствованию их собственной работы и работы организации в целом; 5) предоставление работникам права формировать рабочие группы из тех членов организации, с которыми они хотели бы работать вместе. Ряд исследователей связывают к онцепцию партисипативного управления не с процессом мотивации, а считают дальнейшим этапом модернизации организационных структур управления организациями. Сетевые структуры Особое место в современной теории организации занимают представления о сетевых структурах и процессе сетизации [19]. Термин «сетизация» означает формирование организационной сети с узлами и связями для достижения предпринимательских целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой. Сетизация может соответствовать двум организационным моделям. Во-первых, сетевой структуре крупной компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение различных специальных задач. Фирмы, в свою очередь, могут иметь собственные подразделения, необходимые для производства, но требующие очень высокой специализации. В этом случае сеть является квазииерархической, и крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, будучи головным заказчиком. Преимущества крупного предприятия позволяют ему осуществлять контроль не за счет административного ресурса и участия в капитале, а через рыночный механизм. Крупные фирмы подбирают в качестве партнеров компании, отличающиеся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, творческим потенциалом. Во-вторых, сетизация соответствует совокупности (сети) предприятий, преимущественно одинаковых по размеру, большинство из которых юридически самостоятельны, но поддерживают устойчивость друг друга в хозяйственном плане. Подобное содружество, действующее часто в пределах одного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Постоянство связей, которые управляются несколькими ключевыми фирмами, стимулирующими инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий, входящих в сеть.
Теоретически возможные и реально существующие взаимоотношения участников экономической деятельности не исчерпываются дихотомией между свободным рынком и бюрократическим управлением. Сетевые структуры и сетевые отношения также могут рассматриваться как альтернативный вариант экономической деятельности. Сетевые структуры как механизм характеризуются определенным методом коммуникаций (они основаны не на ценах или иерархических отношениях, а на личных или персонифицированных взаимосвязях), типом формирования предпочтений (это взаимозависимые отношения, отличные от независимых отношений, характерных для рынка, и зависимых отношений, характерных для бюрократических структур), нормативной базой взаимоотношений (принцип дополнительности и согласования в отличие от контрактных отношений, преобладающих на рынке, или авторитарных — в иерархических системах).
Сетизация предлагает нетрадиционный взгляд на потенциальные результаты деятельности сетевых структур. Так, сетевые структуры можно рассматривать как одну из форм социальной мобилизации. Сетизация содержит в себе предпосылки новой организационной и управленческой парадигмы, основанной на виртуализации бизнес-процессов и концепции самоорганизации. Так, с позиций синергетического подхода узлы сетей можно рассматривать как аттракторы процессов самооорганизации. Сетевая структура неформальна, мобильна и дискретна. В ней отсутствует институт как ограничивающее начало. Она построена на максимально возможном разделении рисков и создает временные виртуальные институты для решения конкретной задачи. Поэтому конкретная задача решается такой структурой гораздо эффективнее.
Контрольные вопросы
1. Что такое организационная структура управления? 2. В чем отличие механических ОСУ от органических? 3. Перечислите виды механических ОСУ. 4. Преимущества и недостатки линейной ОСУ. 5. Преимущества и недостатки функциональной ОСУ. 6. В чем особенность линейно-функциональной ОСУ? 7. Перечислите виды дивизиональных ОСУ. 8. Какие виды ОСУ относятся к органическим? 9. Как разделяется управленческий труд при матричной ОСУ? 10.Дайте сравнительную характеристику линейно-функциональных и дивизиональных структур управления. 11. Какие ОСУ желательно применять в небольших частных фирмах? Большой строительной организации? Медицинских центрах? Научно-исследовательском институте? 12. Каковы основные принципы и критерии оптимальной структуры управления? 13. Что такое сетизация? 14. Какими факторами определяется выбор ОСУ?
Рекомендуемая литература 1. Акимова, Т.А. Теория организации: учеб. пособие для ВУЗов / Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.
2. Беляев, А.А. Системология организации / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М., 2000. 3. Виханский, О.С.Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, О.С., А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2000. 4. Воробьев, Л.А. Основы управления производством: учеб. пособие / Л.А. Воробьев. – Мн.: НПЖ «Финансы. Учет. Аудит», 1997. 5. Глущенко, В.В. Менеджмент: системные основы. – 2-е изд. доп. испр. – Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. 6. Диев, В.С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция / В.С. Диев. – Новосибирск: Издательство НИИ МИОО НГУ, 1998. – С. 26 - 31. 7. Иванова, Т.Ю. Теория организации / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – СПб.: Питер, 2004. 8. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления. учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – С. 118- 132. 9. Лавров, А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2002. - 232 с.
10. Хлызов, П.Г. Теория организации: учебное пособие / П.Г. Хлызов, Т.И. Сапожникова. – Чита: ЧитГТУ, 2001. – 99 с. 11. Латфуллин, Г.Р. Теория организации: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2004. – 395 с. 12. Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. 13. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 480с.; 14. Смирнов, Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для ВУЗов / Э.А.Смирнов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.; 15. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 19 – 34. 16. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г.Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669 с. 17. Фролов, В.В. Социология организации: учебник / В.В. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|