Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Партисипативная структура управления




Данная структура сформировалась в условиях развития коммуникационных сетей и совершенствования технологии производства, где объективно возросла роль активного использования личностного потенциала сотрудником организации (фирмы).

Партисипативное управление может быть реализовано по следующим направлениям:

1) предоставление работникам права самостоятельно принимать решения относительно осуществления своей деятельности (например, определение режима работы или выбор средств выполнения полученного задания);

2) привлечение работников к процессу принятия решения относительно сроков, специфики выполняемой работы;

3) предоставление работникам права контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и, соответственно, установление их ответственности за конечный результат;

4) широкое участие работников в рационализаторской деятельности, во внесении предложений по совершенствованию их собственной работы и работы организации в целом;

5) предоставление работникам права формировать рабочие группы из тех членов организации, с которыми они хотели бы работать вместе.

Ряд исследователей связывают к онцепцию партисипативного управления не с процессом мотивации, а считают дальнейшим этапом модернизации организационных структур управления организациями.

Сетевые структуры

Особое место в современной теории организации занимают пред­ставления о сетевых структурах и процессе сетизации [19]. Термин «сетизация» означает формирование организационной сети с узлами и свя­зями для достижения предпринимательских целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой. Сетизация может соответствовать двум организационным моделям. Во-первых, сетевой структуре крупной компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение раз­личных специальных задач. Фирмы, в свою очередь, могут иметь соб­ственные подразделения, необходимые для производства, но требую­щие очень высокой специализации. В этом случае сеть является ква­зииерархической, и крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, будучи головным заказчиком. Пре­имущества крупного предприятия позволяют ему осуществлять конт­роль не за счет административного ресурса и участия в капитале, а че­рез рыночный механизм. Крупные фирмы подбирают в качестве парт­неров компании, отличающиеся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, творческим потенциалом. Во-вторых, сетизация соответствует совокупности (сети) предприятий, преимущественно одинаковых по размеру, большинство из которых юридически само­стоятельны, но поддерживают устойчивость друг друга в хозяйствен­ном плане. Подобное содружество, действующее часто в пределах од­ного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает кон­курентоспособность производимых товаров и услуг. Постоянство связей, которые управляются несколькими ключевыми фирмами, сти­мулирующими инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий, входящих в сеть.

Теоретически возможные и реально существующие взаимоотноше­ния участников экономической деятельности не исчерпываются ди­хотомией между свободным рынком и бюрократическим управлением. Сетевые структуры и сетевые отношения также могут рассматривать­ся как альтернативный вариант экономической деятельности. Сете­вые структуры как механизм характеризуются определенным методом коммуникаций (они основаны не на ценах или иерархических отно­шениях, а на личных или персонифицированных взаимосвязях), типом формирования предпочтений (это взаимозависимые отношения, отличные от независимых отношений, характерных для рынка, и зависимых отношений, характерных для бюрократических структур), нормативной базой взаимоотношений (принцип дополнительности и согласования в отличие от контрактных отношений, преобладающих на рынке, или авторитарных — в иерархических системах).

Сетизация предлагает нетрадиционный взгляд на потенциальные результаты деятельности сетевых структур. Так, сетевые структуры можно рассматривать как одну из форм социальной мобилизации. Сетизация содержит в себе предпосылки новой организационной и управленческой парадигмы, основанной на виртуализации бизнес-процессов и концепции самоорганизации. Так, с позиций синергетического подхода узлы сетей можно рассматривать как аттракторы про­цессов самооорганизации. Сетевая структура неформальна, мобильна и дискретна. В ней отсутствует институт как ограничивающее начало. Она построена на максимально возможном разделении рисков и со­здает временные виртуальные институты для решения конкретной задачи. Поэтому конкретная задача решается такой структурой гораз­до эффективнее.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое организационная структура управления?

2. В чем отличие механических ОСУ от органических?

3. Перечислите виды механических ОСУ.

4. Преимущества и недостатки линейной ОСУ.

5. Преимущества и недостатки функциональной ОСУ.

6. В чем особенность линейно-функциональной ОСУ?

7. Перечислите виды дивизиональных ОСУ.

8. Какие виды ОСУ относятся к органическим?

9. Как разделяется управленческий труд при матричной ОСУ?

10.Дайте сравнительную характеристику линейно-функциональных и дивизиональных структур управления.

11. Какие ОСУ желательно применять в небольших частных фирмах? Большой строительной организации? Медицинских центрах? Научно-исследовательском институте?

12. Каковы основные принципы и критерии оптимальной структуры управления?

13. Что такое сетизация?

14. Какими факторами определяется выбор ОСУ?

 

Рекомендуемая литература

1. Акимова, Т.А. Теория организации: учеб. пособие для ВУЗов / Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.

2. Беляев, А.А. Системология организации / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М., 2000.

3. Виханский, О.С.Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, О.С., А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2000.

4. Воробьев, Л.А. Основы управления производством: учеб. пособие / Л.А. Воробьев. – Мн.: НПЖ «Финансы. Учет. Аудит», 1997.

5. Глущенко, В.В. Менеджмент: системные основы. – 2-е изд. доп. испр. – Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998.

6. Диев, В.С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция / В.С. Диев. – Новосибирск: Издательство НИИ МИОО НГУ, 1998. – С. 26 - 31.

7. Иванова, Т.Ю. Теория организации / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – СПб.: Питер, 2004.

8. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления. учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – С. 118- 132.

9. Лавров, А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2002. - 232 с.

 

10. Хлызов, П.Г. Теория организации: учебное пособие / П.Г. Хлызов, Т.И. Сапожникова. – Чита: ЧитГТУ, 2001. – 99 с.

11. Латфуллин, Г.Р. Теория организации: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2004. – 395 с.

12. Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999.

13. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 480с.;

14. Смирнов, Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для ВУЗов / Э.А.Смирнов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.;

15. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 19 – 34.

16. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г.Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669 с.

17. Фролов, В.В. Социология организации: учебник / В.В. Фролов. – М.: Гардарики, 2001.


Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...