К организационному проектированию
Организационное проектирование подразумевает научно-обоснованное формирование организационных структур управления. В условиях рыночной экономики учеными предлагается для проектирования организации использовать принципы и методы системного подхода. Системный подход в данном случае проявляется в следующем: 1) четкая постановка целей и проблем, подлежащих решению; 2) определение всех управленческих задач, необходимых для полной реализации целей; 3) выявление системы функций, прав и ответственности по вертикали и горизонтали управления; 4) нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении; 5) учитывать характер влияния внешней среды на построение организации. Все это требует тщательно разработанной поэтапной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации. Процесс организационного проектирования, по Б.З. Мильнеру, включает в себя выполнение трех последовательных этапов: 1) формирование общей структурной схемы аппарата управления; 2) разработка состава основных подразделений и связей между ними; 3) регламентация организационной структуры. Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения). К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести:
- цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; - общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; - число уровней в системе управления; - степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления; - основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой; - требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы. Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления - разработки состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними, построение внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы,управления, бюро, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру Третья стадия – регламентация организационной структуры. Она предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);определение проектной численности подразделений; трудоемкости основныхвидов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в т.ч. на основе автоматизированной обработки и информации); разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.
При формировании структур программно-целевого управления разрабатываются карты (матрицы) распределения прав и ответственности между органами линейно-функциональной и программно-целевой структур. В этих документах более детально и наглядно фиксируются общие права принятия решений, разделение ответственности нескольких органов за разные аспекты одного результата, роль коллегиальных и консультативных органов принятия решений. Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, вместе с пояснительной запиской составляет проект организационной структуры управления. Общепризнанными принципами оптимальной структуры управления можно считать: 1) единоначалие; 2) оптимальное распределение обязанностей; 3) оптимальное число уровней; 4) информационная обеспеченность руководителей; 5) наличие контроля; 6) единство первичной информации; 7) оптимальная информационная нагрузка на персонал; 8) заинтересованность исполнителей в результате.
5.2. Методы проектирования структур управления
Структура управления организации как объект проектирования – сложная система. Она сочетает в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные воздействия, которые поддаются непосредственному анализу и непосредственному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи. Специфика проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному и однозначному критерию. Это многофакторная проблема, решаемая на основе сочетания научных методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: 1) аналогий; 2) экспертно-аналитического; 3) структуризации целей; 4) организационного моделирования. Методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. Рассмотрим отдельно каждый метод проектирования структур. 1. Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т. п.), по отношению к проектируемой организации. 2. Экспертно-аналитический метод состоит в исследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением её руководителей и других работников, с тем, чтобы выявить специфические особенности, проблемы аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке. Данный метод является наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими и имеет многообразные формы реализации. 3. Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации (включая их количественную и качественную формулировки) и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы: а) разработка системы («дерева») целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности, исходя из конечных результатов; б) экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых по каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений, исходя из взаимосвязей их целей, и т.п.;
в) составление карт прав и ответственности за достижение целей, как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, производственные и управленческие процессы, информация); 4) Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей: – математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств; – графо-аналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные играфические отображения (распределения функций, полномочий, ответственности организационных связей). Они дают возможность анализировать их направленность, характер, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, варианты распределения прав, ответственности между различными уровнями руководства и т.п.; – натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные и лабораторные эксперименты, управленческие игры, основанные на заранее установленных правилах с оценкой их текущих и долгосрочных последствий (в т.ч. с помощью ЭВМ); – математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях. Необходимо отметить, что процесс проектирования организационной структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов. На стадиях композиции и структуризации наибольшее значение имеют метод структуризации целей, экспертно-аналитический метод, а также выявление и анализ организационных прототипов. Более формализованные методы должны быть использованы для углубленной проработки организационных форм и механизмов отдельных подсистем на стадии регламентации. Для проектирования организационных структур новых организаций преимущественно используют формально-аналитические методы и модели, для совершенствования действующих организаций – методы диагностических обследований и экспертного изучения организационной системы. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения соответствующего исследования, определяемых наличием его методики, необходимой информации, а также квалификацией разработчиков системы и сроками представления рекомендаций.
Наилучшая структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворить потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. Многосторонность организационного механизма не позволяет использовать однозначные методы – формальные, либо неформальные. Необходимо исходить из сочетания научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно целевого управления, организационного моделирования) с экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала формулируются цели, а затем – механизм их достижения. При этом организация рассматривается, как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики. Проектируя организационную структуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к организационным структурам. 1. Оптимальность. Между звеньями и ступенями управления на всех уровнях должны быть установлены рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления. 2. Оперативность. Необходимо, чтобы за промежуток времени между принятием решения и его исполнением в управляемой системе не произошли необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений. 3. Надежность. Структура аппарата управления должна обеспечивать бесперебойность связи в системе управления, гарантировать достоверность передачи информации и не допускать искажений управляющих команд. 4. Экономичность. Эффект от управления должен достигаться при минимальных затратах на управленческий аппарат. 5. Гибкость. Структура должна быть способна изменяться в соответствии с изменениями внешней среды. 6. Устойчивость. Структура управления при различных внешних воздействиях должна сохранять неизменность своих основных свойств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|