Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Содержание психодиагностических методик исследования личности по параметру реактивности




§ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ПАРАМЕТРУ РЕАКТИВНОСТИ

 

Методика: «Самооценка структуры темперамента»

(по Б. Н. Смирнову, М, 1989: «Практические занятия по психологии», с. 32—34).

Инструкция: Ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:

 

1. Вы любите часто бывать в компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хо­тя и красивы?

3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6. Бывает ли, что вы передаете слухи?

7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадост­ным?

8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и по­крою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

10. У вас очень быстрый почерк?

11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно былобы и отдохнуть?

12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?

13. У вас много очень хороших друзей?

14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?

15. Часто ли вас терзает чувство вины?

16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спеши­те или нет?

17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, покане решали их?

18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?

19.   Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

20.   Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. д.?

21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками надвами?

22. Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?

23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдох­нувшим?

24. Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над другими?

26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?

27. Часто ли вам снятся кошмары?

28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?

30. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?

31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компа­нию?

32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение?

33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к серд­цу?

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?

35. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?

36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздра­жения к вашим родителям?

37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?

38.  Обычно вам трудно взяться за новое дело?

39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

40. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и нетороп­ливыми людьми?

41. В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем либо, не чувствуя усталости?

42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?

44. Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена?

45. Вас можно быстро рассердить?

46. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?

47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлека­ясь, заниматься чем-либо?

48. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разби­раетесь?

 

Обработка результатов:

Свойства темперамента Ответы «да» Коэф­фициент Ответы «нет» Коэф­фициент
1. Экстраверсия 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37 4, 43
2. Ригидность 8, 26, 32,  2, 14, 20, 38  44 19, 46
3. Эмоц. возбуди­мость 15, 21, 33 39, 45 3, 9    
4. Темп реакций 4, 16, 28 10, 22, 34, 40 17, 29, 37    
5. Активность 5, 11, 17, 23 29, 35, 41, 47
6. Искренность 30, 36, 42, 48 6, 12 18, 25, 24

 

Завершение работы. Установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая — 13—20 баллов, средняя — 8 - 12бал­лов, низкая — 0—7 баллов (ответы ненадежны). Затем, руковод­ствуясь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определите степень выраженности каждого свой­ства и напишите об этом в тетради, например: «Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов), очень высокой эмоциональной уравно­вешенностью (3 балла), быстрым темпом реакций (14 баллов), низкой активностью (8 баллов).

 

Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

Экстраверсия Ригидность Эмоц. возбуд. Темп реакций Активность
22—26 высокая 14—21 выше сред. 7—13 средняя 16—23 высокая 9—15 выше сред. 3—8 средняя 18—20 высокая 10—17 выше средней 4—9 средняя 20—22 оч. быстрый 11—19 быстрый 5—10 медленный 24—26 высокая 17—23 выше сред. 9—16 ниже средней
0—6 высокая ин-троверсия 0—2 высокая плас­тичность 0—3 высокая эмоц. уравновешен­ность 0—4 очень медлен­ный 0—8 низкая
К1 = Р 60 + 20          26    К2 = = Р 60 + 20              23 Кз = ЗР+20 К4 = Р 60 + 20           22 К5 = Р 60 + 20 *[§]          26

 

 

Методика: «Шкала оценок для измерения реактивности»

(по Я. Стреляу)

 

Инструкция: Определите по четырехбалльной шкале интенсив­ность каждого из наблюдаемых свойств поведения испытуемого.

При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 — наименьшая интенсивность данного свойства (пол­ное отсутствие). Так, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблю­даемые движения совсем лишены энергичности.

Цифра 4 — самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения очень энергичны). Наиболее подходящая цифра зачеркивается. Резуль­таты по всем десяти категориям суммируются, учитывая принад­лежность к вариантам:

  А В
1. Способен ли учить­ся длительное время без перерывов (например, в течение нескольких ча­сов)? Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки.   Несмотря на продол­жительную работу, не испытывает никакого утомления.  

…………………………………………………………………… 1 2 3 4

  2. Способен ли к ус­тойчивой концентрации внимания?   Не может сосредото­читься на выполняемой работе. Посторонние раз­дражители отвлекают от совершаемых действий   Целиком поглощен вы­полнением действия. Ни­чего не замечает, кроме своего занятия

………………………………………………………………….. 1 2 3 4

    3. Обладает ли стой­костью перед неудача­ми?   При неудачах переста­ет учиться, плачет трав­мируется, порицание де­мобилизует.     При неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности.  

………………………………………………………………… 1 2 3 4

4. Охотно ли выполняет ответственную работу?   Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется      Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполнение действий.

………………………………………. ………………………. 1 2 3 4

5. Способен ли работать в неблагоприятной обстановке?   Шум, разговоры и пр. мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения        Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно

……………………………. …………………………………. 1     2 3 4

6. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? Даже небольшое пре препятствие вызывает отказ от дальнейшей работе. Не верит в собственные силы  Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.

…………………………………………………………………. 1 2 3 4

7. Ведет ли себя так же обычно в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит посещений Присутствие посетителей (директора) не смущает, воспринимается как естественное событие.

…………………………………………………………………. 1 2 3 4

8. Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с не охотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной не удаче, чем о решении задач.               Контрольные работы или экзамены не воспринимает как исключи тельные события. Выполняя их, ведет себя как обычно, не нервничает.

………………………………………………………………. 1 2 3 4

9. Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания. Любит полностью поглощение его действия, требующие значительной выносливости и усилий.

………………………………………………………………. 1 2 3 4

10. Легко ли преодоле­вает временные колеба­ния настроения и де­прессию?   Легко травмируется под влиянием сильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавли­вает душевное равнове­сие.   Тяжелые жизненные ситуации       (болезни, смерть близких людей, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в се­бя».

………………………………………………….. ………. 1 2 3 4

Обработка результатов: Умножить полученное количество балловна коэффициент К= 60

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...