Ключ к опроснику Стреляу. Методика: «Умственная работоспособность. по Э. Крепелину» [**]. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям
Ключ к опроснику Стреляу СОВПАДЕНИЕ — 2 балла НЕСОВПАДЕНИЕ —0 баллов «НЕ ЗНАЮ»—I балл
Сила по возбуждению: ДА —3, 4, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134, НЕТ — 7 37 97 98 46 47 51 107 123
Сила по торможению: ДА —2 5 8 10 12 16 27 30 35 38 42 48 50 52 53 59 62 65 67 69 70 75 77 84 87 89 90 96 99 103 108 109 ПО 112 118 120 125 126 129 НЕТ—18 34 36 128
Подвижность: ДА— 1 6 9 11 14 20 22 26 28 29 31 33 40 41 43 44 49 54 55 64 68 71 74 76 79 80 85 86 88 91 92 93 95 100 101 104 111 115 119 127 131 НЕТ —25 57 63 116
42 балла по данному свойству — большая концентрация. Уравновешенность по силе: Р= сила по возбуждению сила по торможению Чем ближе к единице — тем более высокая уравновешенность. Меньше 1—неуравновешенность в сторону возбуждения. Больше 1 — неуравновешенность в сторону торможения. САНГВИНИК — СУП ФЛЕГМА ТИК — СУИ ХОЛЕРИК — СНП МЕЛАНХОЛИК — С л. Методика: «Умственная работоспособность по Э. Крепелину» [**]. Оборудование. Печатные бланки по образцу 1 и секундомер. Порядок исследования: «Когда я дам команду «Начинайте! », Вы возможно быстрее, но без ошибок начните складывать пары чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбросив десяток, пишите только единицы. Понятно? (Ответить. ) Каждый раз, когда я буду говорить: «Черта», Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить вертикальную черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду «Стоп! » Переверните лист». Дать команду «Начинайте! » Каждые 15с, говорить: «Черта». Дать команду «Стоп! Переверните лист» и остановить секундомер, когда будет закончен бланк при индивидуальном исследовании или поднята рука — при групповом.
При втором варианте, вместо указания о «черте» говорится: «Каждый раз, когда я буду говорить: «С новой», оставляя строку незаконченной, начинайте работать с другой». При третьем и четвертом вариантах работа проводится по первым двум инструкциям, но не ограничивается одним бланком, а продолжается более длительное, но одинаковое для всех время, например 10 мин. Обработка результатов: При наблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости (особенно при третьем варианте) и необходимую степень волевого усилия. Количественным показателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок, для подсчета которых можно использовать трафарет. Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить остепени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и выявляют установку исследуемого на скорость или на точность работы.
Образец 1 бланка для исследуемого: 8 3 6 9 1 5 7 2 3 8 5 2 9 5 6: всего 9 подобных столбцов на 5 2 8 9 7 4 4 2 8 6 1 7 4 7 5 одном бланке Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям («Практикум по общей и экспериментальной психологии». Л., 1987)(с. 183—186)
Вводные замечания. Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Кроме того, они трудоемки. Поэтому на протяжении ряда лет ведутся поиски экспресс-методов. Именно такие экспресс-методы для определения силы нервной системы, а также подвижности и уравновешенности нервных процессов по психомоторным показателям разработаны Е. П. Ильиным.
Методика: «Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста»
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов: — выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10—15с работы; в следующем, к 25—30с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы; — ровный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы; — нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого; — промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10—15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система; — вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283 мм), разделенные на 8 расположенных по 4 в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш [††]. Инструкция испытуемому: «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5с. ) Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».
Экспериментатор подает сигнал: «Начали! », а затем через каждые 5с. дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5с. работы в 8-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Обработка результатов включает следующие процедуры: 1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол; 2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат— количество точек в каждом квадрате. На основании анализа формы кривой диагностируйте силу нервной системы согласно критериям, приведенным в вводной части задания.
Заключение раздела 2: по схеме 1 Схема1. Пример построения графика (профиля) результатов исследования психодинамических свойств и темперамента отдельного испытуемого по параметру реактивности (шкала 20-80, округление до целых чисел):
* Понятия «активность» и «реактивность» как психодинамические свойства не совпадают со смыслом понятий «активность» и «реактивность» как параметров личности, характеризующих меру ее включенности в деятельность. Рязночтения вызваны отсутствием единства терминологии в психофизиологических исследованиях, проводимых как физиологами, так и психологами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|