Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключ к опроснику Стреляу. Методика: «Умственная работоспособность. по Э. Крепелину» [**]. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям




Ключ к опроснику Стреляу

СОВПАДЕНИЕ — 2 балла

НЕСОВПАДЕНИЕ —0 баллов

«НЕ ЗНАЮ»—I балл

 

Сила по возбуждению:

ДА —3, 4, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134,    

НЕТ — 7 37 97 98 46 47 51 107 123

 

Сила по торможению:

ДА —2 5 8 10 12 16 27 30 35 38 42 48 50 52 53 59 62 65 67 69 70    75 77 84 87 89 90 96 99 103 108 109 ПО 112 118 120 125 126 129

НЕТ—18 34 36 128

 

Подвижность:

ДА— 1 6 9 11 14 20 22 26 28 29 31 33 40 41 43 44 49 54 55 64 68 71 74 76 79 80 85 86 88 91 92 93 95 100 101 104 111 115 119 127 131

НЕТ —25 57 63 116

 

42 балла по данному свойству — большая концентрация.

Уравновешенность по силе: Р= сила по возбуждению

                                                           сила по торможению

Чем ближе к единице — тем более высокая уравновешенность.

Меньше 1—неуравновешенность в сторону возбуждения.

Больше 1 — неуравновешенность в сторону торможения.

САНГВИНИК — СУП          ФЛЕГМА ТИК — СУИ

ХОЛЕРИК СНП               МЕЛАНХОЛИК С л.

Методика: «Умственная работоспособность

по Э. Крепелину» [**].

Оборудование. Печатные бланки по образцу 1 и секундомер.

Порядок исследования: «Когда я дам команду «Начинайте! », Вы возможно быстрее, но без ошибок начните складывать пары чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбро­сив десяток, пишите только единицы. Понятно? (Ответить. ) Каж­дый раз, когда я буду говорить: «Черта», Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить вертикальную черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду «Стоп! » Переверните лист».

Дать команду «Начинайте! » Каждые 15с, говорить: «Черта». Дать команду «Стоп! Переверните лист» и остановить секундомер, когда будет закончен бланк при индивидуальном исследовании или поднята рука — при групповом.

При втором варианте, вместо указания о «черте» говорится: «Каждый раз, когда я буду говорить: «С новой», оставляя стро­ку незаконченной, начинайте работать с другой».

При третьем и четвертом вариантах работа проводится по пер­вым двум инструкциям, но не ограничивается одним бланком, а продолжается более длительное, но одинаковое для всех время, например 10 мин.

Обработка результатов: При наблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости (особенно при третьем варианте) и необходимую степень волевого усилия.

Количественным показателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок, для подсчета кото­рых можно использовать трафарет. Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить осте­пени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и выявляют установку исследуемого на скорость или на точность работы.

 

Образец 1 бланка для исследуемого:

8   3   6   9  1   5   7   2   3  8   5    2 9  5 6:                   всего 9 подобных столбцов на

5 2 8 9 7 4 4 2 8 6 1 7 4 7 5                    одном бланке

Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям

(«Практикум по общей и экспериментальной

психологии». Л., 1987)(с. 183—186)

 

Вводные замечания. Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Многие из лабораторных методов диагности­ки основных свойств нервной системы требуют специальных усло­вий проведения и аппаратуры. Кроме того, они трудоемки. По­этому на протяжении ряда лет ведутся поиски экспресс-методов. Именно такие экспресс-методы для определения силы нервной системы, а также подвижности и уравновешенности нервных про­цессов по психомоторным показателям разработаны Е. П. Ильи­ным.

Методика: «Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста»

 

Сила нервных процессов является показателем работоспособ­ности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нерв­ная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта мето­дика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. Полученные в результате обработки экспери­ментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

— выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10—15с работы; в следующем, к 25—30с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с рабо­ты). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

— ровный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систе­му средней силы;

— нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со вто­рого 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в те­чение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

— промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10—15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между сред­ней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;

— вогнутый тип: первоначальное снижение максимального тем­па сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до ис­ходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мо­билизации такие испытуемые относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

 

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283 мм), разделенные на 8 расположенных по 4 в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш [††].

Инструкция испытуемому: «По моему сигналу Вы должны на­чать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5с. ) Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работае­те в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квад­ратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали! », а затем через каж­дые 5с. дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5с. работы в 8-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

 

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести ре­зультаты в протокол; 2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси орди­нат— количество точек в каждом квадрате.

На основании анализа формы кривой диагностируйте силу нервной системы согласно критериям, приведенным в вводной части задания.

 

Заключение раздела 2: по схеме 1

Схема1. Пример построения графика (профиля) результатов исследо­вания психодинамических свойств и темперамента отдельного испытуемого по параметру реактивности (шкала 20-80, округление до целых чисел):

 

* Понятия «активность» и «реактивность» как психодинамические свойства не совпадают со смыслом понятий «активность» и «реактивность» как параметров личности, характеризующих меру ее включенности в дея­тельность. Рязночтения вызваны отсутствием единства терминологии в психофизиологических исследованиях, проводимых как физиологами, так и психологами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...