Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Содержание психодиагностических методик исследования личности по параметру активности




§ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ПАРАМЕТРУ АКТИВНОСТИ

 

Методика: «Самооценка человека по его

жизненным конструктам»

(адаптация методики Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн)

 

Осуществляется в форме достаточно протяженного во времени диалога с испытуемыми, с привлечением примеров, близких к воз­растному, половому, интеллектуальному и профессиональному уровню этих испытуемых. Приблизительная норма времени на про­ведение данной методики в аудитории до тридцати человек — око­ло получаса, плюс еще примерно столько же времени на совмест­ную, в том числе, и на индивидуальную интерпретацию результа­тов.

В любых возможных вариантах интерпретации результатов для психолога желательно следовать правилу: ни в коем случае не сомневаться в компетентности, качестве и значимости самооцени­вания, — ибо, по наиболее распространенному мнению людей, никто не знает их лучше, чем они сами себя. Не может быть допу­щено и речи о «плохой» и «хорошей» самооценке, — диалог тут же перестраивается психологом на другой лад, — о достоинствах ин­дивидуально-своеобразной самооценки, ее уникальности, неповто­римости, о требовательности испытуемого к себе, его высокой от­ветственности, его скромности, проницательности; и, конечно, подчеркивается то, насколько удачно в целом испытуемый сумел про­анализировать собственные представления. Если до, и, особенно, — после опыта этого не будет сделано, — доверие к психологу в зна­чительной мере утрачивается.

Таким образом, никакое специальное воздействие психолога в направлении «повышения» качества ответов не может быть осу­ществлено, — ибо под сомнение ставится позиция самого субъекта конструктивной активности.

Овладеть формой проведения данной методики возможно лишь при непосредственном присутствии и участии в опыте. Если же это неосуществимо, то психолог может быть по сути автором но­вого варианта проведения этой методики на основе собственного понимания предлагаемого сюжета, то есть простой совокупности составляющих, по которым предлагается самооценка. Мы не вы­ражаем сомнений в высоком качестве конструктивной активности психолога и в его профессионализме.

Совокупность составляющих для самооценки нами предлага­лась в зависимости от состава участников опыта, их предложений по ходу его проведения, но в любом случае, для сопоставимости результатов по группам, предлагалось оценить собственные: ум, здоровье, счастье, характер и волю. Дополнительно мы также предлагали оценить самостоятельность, успешность, способности, авторитетность, умелость (умелые, «золотые» руки), внешность, уверенность в себе, обаяние, скромность и т. п., и наконец, собст­венную конструктивную, направленную па положительный резуль­тат, активность. Вся суть «затягивания», пролонгирования опыта в том и состоит, чтобы у отдельных испытуемых не возникало интерференции и переносов самооценок но отдельным призна­кам, — с одного на все другие, или отдельные из них. Диалогом «па тему» обеспечивается не только доверительная атмосфера сотрудничества, но и относительная независимость самооценок по отдельным составляющим интегральной самооценки.

Ключевые установки для самооценок по каждому показателю должны быть одинаковыми по смыслу, и звучат примерно так: «Прошу Вас оценить собственные (волю, характер и т. п. ) не так, как о них говорят другие, пусть даже имея в виду, что действи­тельно Вы совершили или не совершили, чего действительно (объ­ективно) Вы стоите. Мало ли что о Вас говорят — в конечном сче­те для Вас главное, что Вы сами думаете о себе; насколько Вы сами удовлетворены (этим характером, волей и т. п)., в какой степени Вас Ваше (здоровье, счастье и т. п. ), именно Вас — удов­летворяет. И т. д. »

Вертикальные отрезки прямых для оценки конструктивных ве­личин интегральной самооценки располагаются не все вместе, ря­дом друг с другом (это учебный вариант), а на отдельных карточ­ках. Величина отрезков—5 (или 10см, — важен возраст, условия восприятия, обстановка опыта). Карточки сдаются после каждого этапа ведущему, или просто переворачиваются, — так предупреж­дается перенос самооценок. По окончании опыта содержание кар­точек объединяется: все отрезки с отмеченными на них точками переносятся на одну общую карточку и изображаются парал­лельно друг другу, что позволяет по отмеченным точкам построить «график» (профиль) интегральной самооценки. Тем самым для испытуемых задается определенная установка самопознания: оце­нивать себя самостоятельно или с помощью психолога не только вербально и единообразно, но инструкции, а по индивидуально-своеобразным интегральным профилям, требующим определенного профессионализма в интерпретации.

«Пилообразный» профиль самооценки отвечает состоянию не­уравновешенности проявления свойств личности, или (и) общест­венных, внутригрупповых ее отношений, когда отсутствует стабиль­ность личностного развития. Это не является негативным фактом, также как не является и фактом положительным в самооценке человека: важно поставить вопрос о причинах обнаруженного в данный момент самоизменения личности, или вообще о том, явля­ется ли нестабильность самооценки ситуативной: возможно, эта нестабильность отражает характерологические особенности лично­сти, определенные типологические особенности темперамента, ха­рактера, мотивации и других психических образований. Так зада­ется уже на основании этого простого опыта программа будущего комплексного самопознания личности, — конструктивного по фор­ме и по содержанию, — с применением индивидуально определен­ного набора методик. При дальнейшем изучении личности учиты­вается не только (не)стабильность самооценки, но и ее «высота».

 

 

Методика: «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина» [‡‡]

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопро­су взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Ю. Л. Ханин приводит в этой связи мысль А. А. Ухтомского: «... Так называемые «субъективные» показания столь же объектив­ны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и рас­шифровывать». («Физиология двигательного аппарата. Вып. I, Л., 1927. ) С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тре­вожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С го­дами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тре­вожность», разделившись в то же время в определениях: «реак­тивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

По Ю. Л. Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревож­ность) — обозначаемые одинаково: «СТ», — возникают «как реак­ция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реак­ции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы сво­ему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об ин­дивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно ус­тойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации по­вышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт инди­вида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ... » (Ж. ВПЛ, № 6, 1978, с. 95). Шкала реактивной и личностной тре­вожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для от­дельного измерения той и другой формы тревожности: — подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный мо­мент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно (м). Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: СТ1 и ЛТ1 Резуль­таты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов — низкая; 31—45 — средняя; 46... — высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20—80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...