§ 3. Интегральная модель структуры личности в системе конструктивной типологии
Интегральная модель структуры личности в целом должна содержать идею преемственности ее по отношению к уже сложившимся в психологической науке системным описаниям человека. Наиболее полное такое описание дано Б. Г. Ананьевым на основе выделения четырех основных макрохарактеристик (личность, субъект, индивидуальность, индивид) в общей структуре представления очеловеке и взаимосвязи развития его свойств. Понятие личности, таким образом, является одной из четырех основных подсистем в целостной системе Человека, причем такой, в которой, по Б. Г. Ананьеву, «наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности». (1968, с. 276). Личность является субъектом деятельности, «вершиной» всей структуры человеческих свойств. По отношению к личности как субъекту деятельности индивидуальность составляет ее «глубину». Наконец, имеются «весьма серьезные основания полагать, что определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционально-биохимических) входит в структуру личности». (Б. Г. Ананьев, 1968, с, 291, 308, 329). Личность — это КАЧЕСТВО человека, проявляющееся в его сознательной деятельности. Отсюда следует, что личность представляет собою сущность человека, вне которой человека уже или еще нет. Это замечание согласуется с необходимым различением понятий «свойство» и «качество». По Гегелю: «Нечто есть... то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Энц. ф. н., соч., т. 1, с. 157). Качество личности, как отдельная подсистема человека, имеет сложную структуру составляющих ее свойств, координационно взаимосвязанных между собою. Субординация этих свойств является дополнительной особенностью в их координации. Структура личности должна отвечать идее развития, и поэтому фактически в своем построении определяется не только уже упоминавшимися координационным и субординационным принципами, но и принципом развития. Обобщая последнее, можно заключить, что структура личности принципиально трехмерна, то есть существует идеальное пространство личностного развития, личностного роста.
Содержательное наполнение личностного пространства представляет собою конструктивный поиск оснований и критериев, и, разумеется, соответствующего экспериментального материала для построения открытой для взаимодействия интегральной модели личности. Модель организует наше вербальное описание личностного пространства, благодаря модели наши представления и понятия о личности становятся обобщенными и дифференцированными, но модель, при всей полезности в психодиагностике или в атсихопрогностике, не имеет абсолютного значения для человека, не представляет для него каких-либо пределов развития; модель личности является средством научного познания и, по возможности, самопознания человека. В построении модели личности особое значение имеет понятие конструктивной активности человека, практически определяющей доминирующую роль личностной структуры в системе его свойств. Вне ее активности личность также теряет свою психологическую и жизненную определенность, как вне качества личности нет человека. Исследование конструктивной активности личности в различных сферах ее деятельности должно быть достаточно подробным, составляя существенную часть психограммы человека. При этом возникает вопрос об интегральной оценке активности, о се критериях. Разрешение этого вопроса, очевидно, состоит в удовлетворении познавательных и практических интересов того конкретного человека, активность которого оценивается. Всевозможные измерения активности, а также демизиоиальный (измерительный) подход в целом с этой, человеческой, точки зрения могут иметь лишь подчиненное качественному подходу значение. Типологический, качественный подход в оценке активности является системно-структурным в силу его адекватности системному характеру «предмета этой оценки. Измерение, если оно необходимо, включается в своих процедурах и результатах в качественную оценку активности. Качественная содержательная оценка по своему смыслу для человека всегда выступает отнесенной к его самооценке. Обе они в конечном счете направлены на осуществление конкретным человеком саморегуляции своего поведения, на самопознание «ли адекватную психологическую защиту. Таким образом, психологическая оценка активности или иных особенностей Человека предназначается к растворению в его самооценке. Отдельной этико-психологической проблемой является корректность сопоставления оценки и самооценки и зависимая от этого сопоставления коррекция личностного развития. Здесь же находится один из важнейших аспектов повышения психологической культуры населения и коррекции развития его общности.
В психологическом консультировании не оправдано снисходительное отношение к учащемуся, обнаружившему в сфере познавательной деятельности неадекватное качество конструктивной активности. Образ-знак ее саморегуляции, как специальное психологическое орудие труда высших психических функций, минимально проявился у данного учащегося именно по отношению к поставленной психологом задаче. Активность в отношении к этой задаче не столько утверждается в своем неадекватном качестве, сколько выражает неприятие ситуации, возможно, ставшее уже привычным. Ситуация «задачи» не является положительно-значимой в силу неадекватной направленности активности учащегося. В таком случае, по Л. Б. Ительсону, не нужно вновь воссоздавать все ту же ситуацию целенаправленного принуждения: угнетается мотивационная сфера человека, определенно возникают состояния меланхолии или холерин, возникает, наконец, агрессия. Зачастую все эти аспекты не принимаются во внимание, как например, в теории поэтапного формирования умственных действий: познавательная инвалидность учащегося принимается как аксиома.
Образ-знак саморегуляции активности может быть сформирован по эволюционному принципу, — «снизу», но для подростка или взрослого нормой является производство саморегуляции «сверху», от направленности личности. Условием адекватной познавательной активности является ситуация целенаправленного притяжения, когда существенно изменено содержание активности, направленной на личностно значимый смысл задачи, на конструирование смысловой системы познавательной деятельности личности. Продуктом адекватной конструктивной активности при этом становится личный когнитивный стиль. Формирование когнитивного и, шире, индивидуального стиля деятельности обнаруживает, что структуры образов-знаков в отношении ситуаций, имеющих в общем одинаковую приемлемость,, неодинаковы. Выделяются две большие группы образов-знаков. Для одной из них, как это показано в наших исследованиях (Л., 1975, с. 26—63), характерно преобладание процессов словесно-логического обобщения, а для другой — сенсорного обобщения. Для обеих групп в процессах формирования представлений и понятий в структуре образа-знака существенно противоречивое единство чувственного и логического, восприятия и мышления. Различное содержание образов-знаков саморегуляции конструктивной активности лежит в основе разделения людей на «художников» и «мыслителей». При этом люди не обречены, разумеется, быть именно таковыми по роду профессии. Как показано выше, на основе изменения смысла мотивации и содержания активности, познавательная деятельность не имеет индивидуальных ограничений. Сенсорное обобщение также общедоступно. Кроме того, как показали опыты В. А. Петровского (ВПЛ, 1975, №3, с. 26—37) активность человека может быть и «немотивированной», направленной навстречу опасности, на преодоление заключенной в субъекте абстрактно-индивидуальной природы, на изменение своих природных границ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|