Случайных (реальных) величин. (научная справка). Типология и диагностика свойств личности по. Параметрам активности и реактивности
СЛУЧАЙНЫХ (РЕАЛЬНЫХ) ВЕЛИЧИН (научная справка) В природе и обществе все случайные реальные события распределены по особым законам, выражающим свойства этих событий, связанных со способами и условиями взаимодействия каких-либо объектов и характеристиками их состояний. В целом, математически, принято говорить не о событиях, а о «величинах», что, конечно, значительно обедняет смысл взаимодействия или вовсе игнорирует последнее. Это следует иметь в виду, когда возникает необходимость правильного объяснения применения законов распределения в психологических исследованиях. Говоря математическим языком, в природе и обществе обнаруживается неограниченное множество законов распределения, аналитически, в специальных формулах представляющих знания о специфике реальных событий («случайных величин»). Множество законов соответствует множеству реальных событий, являющихся «случайными», — и это справедливо, поскольку законы и вообще необходимость появления каких-либо событий «пробивают» себе дорогу через случайности, то есть благодаря, а не вопреки им: если бы никаких случайных событий не происходило, — значит, не происходило бы вообще никаких событий. Среди неограниченного множества возможных законов распределении случайных величин особенно выделяется закон Лапласа и Гаусса, независимо друг от друга, установивших этот закон. Действие его является распространенным для многих реальных событий в пространстве и времени ближайшего космоса, к которому принадлежит солнечная система и планета Земля. Распределение событий по закону Лапласа-Гаусса исторически очень часто принималось за норму, поэтому данный закон называется иначе «законом нормального распределения». Очевидно, что именно по этому закону преимущественно распределены события, наиболее полно отражающие сущность человека, являющуюся нам в основных его психических образованиях. Характер кривой нормального распределения позволяет выделить 2 или 4, или 6 попарно одинаковых долей общей площади, охватывающей 99, 72% случаев частоты проявления психических образований человека при больших количествах наблюдений:
Рис. 1. Процентное распределение случаев проявления основных психических образований человека, представляемое кривой нормального распределения На рисунке 1 особо следует обратить внимание на то, что всего 4 попарно одинаковых доли площади под кривой нормального распределения охватывают 95, 44% случаев проявления психических образований человека. В частности, в психодиагностике вполне достаточно ограничиться допущением всего лишь четырех основных вариаций проявления свойств личности по тому или иному ее параметру. При округлении до целых чисел эти вариации последовательно размещаются в отношении медианы «МЕ» следующим образом: 16% —34% —МЕ —34% — 16%, с учетом допущения ошибки примерно в двух процентах случаев из 100%, что не противоречит обычным требованиям психологической практики. То есть, в практической психологии может быть вполне приемлем квазиквартильный подход, когда значения вариаций делят вместе с медианой все множество значений на четыре подмножества. Эти значения удобнее по-прежнему называть квартилями по тождественности их смыслов, несмотря на их количественное неравенство, когда первый и четвертый квартили соответствуют 16%, а второй и третий — 34% всех случаев проявлений изучаемых психических образований человека. Глава 2 ТИПОЛОГИЯ И ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПО ПАРАМЕТРАМ АКТИВНОСТИ И РЕАКТИВНОСТИ
Р А З Д Е Л 1. АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПРИЧИННЫХ ТИПОЛОГИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЯ Постоянным объектом внимания при рассмотрении индивидуально-психологических особенностей человека является проблема психологических типов. Эмпирический и теоретический поиск оснований типических различий психики так или иначе связан с изменениями смысла категорий отражения и с отношениями человека к человеку и к миру (С. Л. Рубинштейн). Анализ этих отношений, понимаемых как «субъектно-субъектные» (Б. Ф. Ломов) и «субъектно-объектные» (А. Н. Леонтьев), приводит, в частности, к возможности различных типологических подходов, вскрывающих причины наиболее существенных индивидуальных различий людей. В этом и состоит главное отличие собственно типологического подхода от собирательно-типологического: первый является следствием категориального научно-теоретического обобщения эмпирических данных, а не «пересказом жалоб» (Л. С. Выготский) о трудностях преодоления бесконечной дробности индивидуальных психических качеств и особенностей. Проблема отношения, категория отражения и вопросы типологии в условиях гуманизации общественного знания рассматриваются как взаимосвязанные и актуальные в самых различных психологических школах. Так, в западной психологии «отношение» понимается, например, как высший уровень транскоммуникации, выражающий объединение в психическом отражении когнитивных, мотивационных, креативных и эмоциональных компонентов. Следствием такого понимания является поуровневая типология человеческого общения, по которой субординационно (иерархически) показаны: 1) импульсивный, 2) стериотипичный, 3) социально-ролевой и 4) рефлексивный уровни. По сути это модифицированная версия типологии рекапитуляции Г. Холла, по которой типы поведения человека в его онтогенезе представляют повторение важнейших филогенетических форм жизнедеятельности. Такие и подобные типологии, исходящие из акцентуаций внешнего или внутреннего, пространственного, энергетического или временного планов, — имеют право на существование; исторически и методически могут быть необходимы, но недостаточны по отношению к действительно детерминистическим основам индивидуально-возрастных различий.
В индетерминистических типологиях чаще всего преобладает эмпиризм, преувеличивается значение статистических отношений и, как правило, господствует принцип субординации. Вследствие этого рядополагаются по вертикали или по горизонтали свойств» организма, индивида, субъекта и личности или все эти целостные образования по отношению друг к другу. Игнорируются и не получают достаточного объяснения сложнейшие взаимосвязи названных образований, показанные Б. Г. Ананьевым и сотрудниками в современном человекознании. Именно Б. Г. Ананьев выдвинул положение о том, что принцип субординации, соподчиненности явлений личности должен быть объединен с принципом координационным, допускающим относительную автономность рассматриваемых элементов неизолированного социального целого. Универсальная связь субординации и координации открывает, таким образом, возможности психологически содержательно рассмотреть смысл категорий отражения и отношения для построения причинных типологий. Так, в известной субординационной типологии «Человек потребностей»— «Человек привычек» — «Человек воли» (или в ее треугольном варианте интерпретации), человек лишь предполагается общественным субъектом. На самом деле при таком подходе человек псевдоактивен, инактивен; он постоянно нуждается в социальной опеке, в психоаналитике и в психологе. Введение принципа координации, автономии, самодвижения требовалось уже согласно мысли И. М. Сеченова; «... Человек есть существо свободное, определяющее действия из самого себя». Эта мысль подтверждена в современном человекознании тем, что стремление к свободе, пассионарность, в эволюции человека играют ту же роль, что и естественный отбор в биологической эволюции. В самоопределении и ответственности перед собою в ноосфере человек является нравственно свободным, — Деятелем. В треугольную модель атома деятельности человека включается его ядро — субординационно и координационно определенная активность Человека — Деятеля, неразрывно связанная с его непосредственной включенностью в эту деятельность, то есть с его реактивностью.
Связь личности и деятельности с введением активности и реактивности субъекта становится содержательной. То есть, «включенность личности в деятельность» (В. Н. Мясищев) может быть выражена единым характером и направленностью личности, деятельности, активности и реактивности. Активность и реактивность выступают как интегрирующие функции по отношению к индивидуальности человека, проявляющейся в характере и темпераменте и в основных, ведущих и профессиональных видах деятельности. Поэтому активность и реактивность и являются основой причинных типологий индивидуальных различий человека в связи с возрастом, полом, социально-ролевым положением, профессиональной и познавательной деятельностью. В целом, с введением динамики активности и реактивности человек приобретает избирательно-активную и нравственно-определенную жизненную позицию, па которой совершается переход от интегративной к интегрирующей и смыслообразующей, то есть к характерообразующей активности и темпераментоообразующей реактивности. Пересматривается смысл категорий отражения и отношения: отражение действительно приобретает свойство субъективности, а отношение человека к миру осознается не только потребностно-мотивационным, но и восходит к позиции постановки проблемы смысла жизни и жизненного пути. В результате, если каждый человек является Деятелем, обыденная жизненная практика приобретает черты всеобщности и перестает быть вненаучной. Возникает широкое поле деятельности для психологии в целом, и в особенности, для практической психологии. Преодолевается противостояние внешнего и внутреннего, которое у З. Фрейда было ядерным в невротическом конфликте. С другой стороны, психологические категории активности и реактивности, относимые к причинным типологиям, созвучны концептуальной идее теорий З. Фрейда и К. Юнга о существовании глубинных и архетипических причин индивидуальных различий.. Действительно, отвлеченные от конкретных обстоятельств, активность и реактивность относятся уже ко всей его жизнедеятельности в целом. Соответственно, и типологии, производные от обобщенного понимания активности и реактивности, восходят к глубинным причинам индивидуальных различий жизнедеятельности. Причинная типология глубинных индивидуальных различий предполагает существование основных «чистых» типов характера и темперамента, содержание, которых соответствует опорным, узловым точкам линии меры включенности личности в деятельность. Более детальное описание этих типов характера и темперамента должно раскрывать их своеобразные структуры в связи с предпочтительными способами (мотивами) включенности личности в общественную жизнедеятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|