Методика «Дифференциальные шкалы эмоций»
Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К. Изард) [§§§] Инструкция: Оцените, пожалуйста, в 4-балльной шкале то, В какой степени каждое понятие описывает Ваше самочувствие В ДАННЫЙ МОМЕНТ, проставив подходящую для Вас цифру справа. Предлагаемые значения цифр: «1» — совсем не подходит; «2» —пожалуй верно; «3»—верно; «4» — совершенно верно».
Обработка результатов: Подсчитываются суммы баллов по каждой строке и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно (при К 20-80= 60/40 + 20): К (самочувствия) =
Если Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному, и при Кс меньше 1 —отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенными настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. Пути дальнейшего качественного анализа характера рассматриваются в соответствующем разделе данного руководства. В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс меньше 1) самооценка человека в целом понижается, и, в особенности, когда наступает состояние, близкое к депрессии. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности. Приобретенная в этом состоянии беспомощность, отсутствие волевой активности приводит иногда к патологической депрессии и суициду. Для диагностики депрессивного состояния человека и изучения акцентуации характера, связанной с депрессией, мы предлагаем методику «Самооценка депрессивной акцентуации характера». Инструкция: Отвечая на вопросы, зачеркните наиболее подходящую для Вас цифру справа в зависимости от соответствия приводимых суждений Вашему обычному состоянию. 1. Я склонен верить в свое лучшее будущее………………………………… 1 2 3 4 2. В последнее время меня многое раздражает …………………………….. 1 2 3 4 3. Даже незначительные усилия вызывают у меня усталость................... 1 2 3 4 4. Я легко нахожу решения очередных проблем ……………………………. 1 2 3 4 5. Из-за необъяснимого беспокойства мне иногда трудно усидеть на месте…………………………………………………………………………1 2 3 4 6. Если мне придется умереть, это принесет только облегчение окружающим меня людям..... …………………………………………………1 2 3 4 7. Я убежден в своей необходимости для моих близких…………………… 1 2 3 4
8. Моя сообразительность мне не изменяет………………………………….. 1 2 3 4 9. Прежние радости также сильно для меня привлекательны…............ 1 2 3 4 10. Иногда мне так легко плачется................................................................ 1 2 3 4 11. Меня беспокоят боли в животе............................................................... 1 2 3 4 12. Моя судьба вполне меня удовлетворяет…………………………………. 1 2 3 4 13. Отсутствием аппетита я не страдаю………………………………………. 1 2 3 4 14. Мне часто бывает довольно тоскливо ……………………………………. 1 2 3 4 15. Только по утрам (по вечерам) я чувствую себя лучше………………… 1 2 3 4 16. Я часто испытываю бессонницу.............................................................. 1 2 3 4 17. В последнее время я худею.................................................................... 1 2 3 4 18. То, что я умею, у меня всегда получается легко………………………... 1 2 3 4 19. Мне нравится рассматривать фотографии симпатичных незнакомок... 1 2 3 4 20. Иногда мое сердце начинает биться быстрее без особой на то причины............................................................................................... 1 2 3 4[****] Обработка результатов: АД= (2, 3, 5, 6, 10, 11, 14, 16, 17, 20) — (1, 4, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 18, 39) +50) × К. (По шкале 20—80 баллов К= 60/80 + 20). По нашим данным, повышенная депрессивная акцентуация характера наблюдается лишь для диапазона 61—70 баллов, а собственно депрессия — при значениях 71—80 баллов. Иное количество баллов может быть отнесено к следующим диапазонам: 20—30 (полное отсутствие депрессии, низкая тревожность); 31—45 (средняя тревожность); 46 и выше — элементы депрессии, высокая тревожность. Преодоление депрессивных переживаний требует мобилизации известных функций самооценки: психологической защиты, регулятивной, а также когнитивной (познавательной). Все эти функции взаимосвязанно обеспечивают самопознание и самовоспитание, но наибольшее значение для сознательного выхода из критической ситуации имеет познавательная функция, имеющая своей соответствующую познавательную форму самооценки. Познавательная форма самооценки может быть раскрыта, например, с помощью методики самооценки интеллекта. За основу этой методики принята классификация 10 — показателей по Д. Векслеру:
Методика: «Самооценка интеллекта» Инструкция: из десяти приведенных суждений об интеллекте выберите одно то, которое наиболее, по Вашему мнению, Вам подходит и зачеркните цифру справа.
1. Мой интеллект в любой группе людей всегда оказывается самым высоким…………. 10 2. Среди немногих интеллектуалов я — один из них......................................................... 9 3. Я принадлежу к наиболее умным людям.......................................................................... 8 4. Мой интеллект умеренно высокий..................................................................................... 7 5. По своему уму я принадлежу к лучшей части окружающих меня людей...................... 6 6. По своему уму я самый обыкновенный человек........................................................... 5 7. Мой интеллект умеренно пониженный.......................................................................... 4 8. Я принадлежу в общем к наиболее сообразительным людям....................................... 3 9. Среди немногих не очень-то сообразительных людей я — один из них........................ 2 10. В любой группе людей я по своему уму всем уступаю……………………………………. 1
Обработка результатов: Цифра «1» соответствует 20—26 баллам; «2» — 27—32 балла; «3» — 33—38 баллов; « 4» — 39—44 балла; «5» — 45—50 баллов; « 6» — 51—56 баллов; «7» — 57—62 балла; « 8» — 63—68 баллов; «9» — 69—74 балла; «10» — 75—80 баллов. Самооценка интеллекта имеет большое значение в общей самооценке человека, особенно в связи с его эмоциональностью, однако при этом необходимо учитывать нижеследующие аспекты использования психодиагностических средств. Рассмотрим, например, следующий блок вопросов, на которые рекомендуется ответить «да» или «нет». 1. Я никогда не повышаю голос на близких мне людей. 2. Когда меня никто не видит, мое поведение не изменяется. 3. В детстве я был послушным ребенком. 4. Я никогда не расстраиваюсь по пустякам. 5. Я совершенно не стесняюсь окружающих меня знакомых и незнакомых людей. 6. Практически я никого и ничего не боюсь. 7. Для меня число «13» ничем не отличается от других. 8. Я не имею национальных и религиозных предрассудков.
9. Я никогда не обижаю тех, кто слабее меня. 10. Я всегда доброжелателен[††††]. При обработке результатов засчитывается по 1 баллу за ответ «да». К20-80 = × 6+20. Данная методика называется «Шкала лжи». Если на все или более половины приведенных вопросов будет получен ответ «нет», — налицо частное проявление эффекта Хоторна. Данный эффект, как и подобные другие, состоит в том, что испытуемые ведут себя скорее всего так, как этого ожидает от них психолог,, или так, как организует их деятельность форма и содержание опытов. «Шкала лжи» вводится во многие основательные опросники для того, чтобы можно было оценить достоверность получаемых результатов. В частности, названная шкала имеется в предлагаемых ниже опросниках Г. Ю. Айзенка («детский» и «взрослый» варианты).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|