Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Дифференциальные шкалы эмоций»




Методика «Дифференциальные шкалы эмоций»

(по К. Изард) [§§§]

Инструкция: Оцените, пожалуйста, в 4-балльной шкале то, В какой степени каждое понятие описывает Ваше самочувствие В ДАННЫЙ МОМЕНТ, проставив подходящую для Вас цифру справа. Предлагаемые значения цифр: «1» — совсем не подходит; «2» —пожалуй верно; «3»—верно; «4» — совершенно верно».

Шкалы эмоций в понятиях

Сумма Эмоция
Внимательный…..      Наслаждающийся. Удивленный …….. Унылый ……. ……. Взбешенный…….. Чувствующий неприязнь………..       Презрительный…. Пугающий…...... … Застенчивый……. Сожалеющий……. Концентрирован­ный ……………. Счастливый……. Изумленный…… Печальный……. Гневный ………. Чувствующий от­вращение ……… Пренебрегающий. Страшный ……….      Робкий…... ……… Виноватый…….. Собранный……….   Радостный………. Пораженный……. Сломленный……. Безумный……….. Чувствующий омерзение……….. Надменный……… Сеящий панику..... Стыдливый……… Раскаивающийся..   1. Интерес   2. Радость 3. Удивле­ние 4. Горе 5. Гнев 6. Отвра­щение   7. Презре­ние 8. Страх 9. Стыд 10. Вина
         

Обработка результатов: Подсчитываются суммы баллов по каждой строке и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно (при К 20-80= 60/40 + 20): К (самочувствия) =

сумма положительных эмоций        1 + С2 + С3 + С5 + С10)
————————————————— = —————————————
сумма отрицательных эмоций           4 + С5 + С6 + С7 + С8)

 

Если Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает поло­жительному, и при Кс меньше 1 —отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенными настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) ти­пу акцентуации характера человека. Пути дальнейшего качествен­ного анализа характера рассматриваются в соответствующем раз­деле данного руководства.

В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс меньше 1) самооценка человека в целом понижается, и, в особенности, когда наступает состояние, близкое к депрессии. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким сниже­нием работоспособности. Приобретенная в этом состоянии беспо­мощность, отсутствие волевой активности приводит иногда к па­тологической депрессии и суициду. Для диагностики депрессивно­го состояния человека и изучения акцентуации характера, связан­ной с депрессией, мы предлагаем методику «Самооценка депрес­сивной акцентуации характера».

Инструкция: Отвечая на вопросы, зачеркните наиболее подхо­дящую для Вас цифру справа в зависимости от соответствия при­водимых суждений Вашему обычному состоянию.

1. Я склонен верить в свое лучшее будущее………………………………… 1 2 3 4

2. В последнее время меня многое раздражает …………………………….. 1 2 3 4 

3. Даже незначительные усилия вызывают у меня ус­талость................... 1 2 3 4

4. Я легко нахожу решения очередных проблем ……………………………. 1 2 3 4

5. Из-за необъяснимого беспокойства мне иногда труд­но усидеть

на месте…………………………………………………………………………1 2 3 4

6. Если мне придется умереть, это принесет только об­легчение

окружающим меня людям..... …………………………………………………1 2 3 4

7. Я убежден в своей необходимости для моих близких…………………… 1 2 3 4  

8. Моя сообразительность мне не изменяет………………………………….. 1 2 3 4

9. Прежние радости также сильно для меня привле­кательны…............ 1 2 3 4

10. Иногда мне так легко плачется................................................................ 1 2 3 4

11. Меня беспокоят боли в животе............................................................... 1 2 3 4

12. Моя судьба вполне меня удовлетворяет…………………………………. 1 2 3 4

13. Отсутствием аппетита я не страдаю………………………………………. 1 2 3 4

14. Мне часто бывает довольно тоскливо ……………………………………. 1 2 3 4

15. Только по утрам (по вечерам) я чувствую себя лучше………………… 1 2 3 4

16. Я часто испытываю бессонницу.............................................................. 1 2 3 4

17. В последнее время я худею.................................................................... 1 2 3 4

18. То, что я умею, у меня всегда получается легко………………………... 1 2 3 4

19. Мне нравится рассматривать фотографии симпатич­ных незнакомок... 1 2 3 4

20. Иногда мое сердце начинает биться быстрее без осо­бой на

   то причины............................................................................................... 1 2 3 4[****]

Обработка результатов: АД= (2, 3, 5, 6, 10, 11, 14, 16, 17, 20) — (1, 4, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 18, 39) +50) × К. (По шкале 20—80 бал­лов К=  60/80 + 20).

По нашим данным, повышенная депрессивная акцентуация ха­рактера наблюдается лишь для диапазона 61—70 баллов, а соб­ственно депрессия — при значениях 71—80 баллов.

Иное количество баллов может быть отнесено к следующим диапазонам: 20—30 (полное отсутствие депрессии, низкая тревож­ность); 31—45 (средняя тревожность); 46 и выше — элементы де­прессии, высокая тревожность.

Преодоление депрессивных переживаний требует мобилизации известных функций самооценки: психологической защиты, регуля­тивной, а также когнитивной (познавательной). Все эти функции взаимосвязанно обеспечивают самопознание и самовоспитание, но наибольшее значение для сознательного выхода из критической ситуации имеет познавательная функция, имеющая своей соответ­ствующую познавательную форму самооценки. Познавательная форма самооценки может быть раскрыта, например, с помощью методики самооценки интеллекта. За основу этой методики при­нята классификация 10 — показателей по Д. Векслеру:

 

Методика: «Самооценка интеллекта»

Инструкция: из десяти приведенных суждений об интеллекте выберите одно то, которое наиболее, по Вашему мнению, Вам подходит и зачеркните цифру справа.

1. Мой интеллект в любой группе людей всегда оказывается самым высоким…………. 10

2. Среди немногих интеллектуалов я  — один из них......................................................... 9

3. Я принадлежу к наиболее умным людям.......................................................................... 8

4. Мой интеллект умеренно высокий..................................................................................... 7

5. По своему уму я принадлежу к лучшей части окружаю­щих меня людей...................... 6

6. По своему уму я самый обыкновенный человек........................................................... 5

7. Мой интеллект умеренно пониженный.......................................................................... 4

8. Я принадлежу в общем к наиболее сообразительным лю­дям....................................... 3

9. Среди немногих не очень-то сообразительных людей я — один из них........................ 2

10. В любой группе людей я по своему уму всем уступаю……………………………………. 1       

 

Обработка результатов:

Цифра «1» соответствует  20—26 баллам;

 «2»      —      27—32 балла;

 «3»      —      33—38 баллов;

« 4»       —     39—44 балла;

 «5»      —      45—50 баллов;

« 6»      —      51—56 баллов;

«7»      —         57—62 балла;

« 8»      —      63—68 баллов;

 «9»      —      69—74 балла;

«10»      —      75—80 баллов.

Самооценка интеллекта имеет большое значение в общей са­мооценке человека, особенно в связи с его эмоциональностью, од­нако при этом необходимо учитывать нижеследующие аспекты ис­пользования психодиагностических средств.

Рассмотрим, например, следующий блок вопросов, на которые рекомендуется ответить «да» или «нет».

1. Я никогда не повышаю голос на близких мне людей.

2. Когда меня никто не видит, мое поведение не изменяется.

3. В детстве я был послушным ребенком.

4. Я никогда не расстраиваюсь по пустякам.

5. Я совершенно не стесняюсь окружающих меня знакомых и не­знакомых людей.

6. Практически я никого и ничего не боюсь.

7. Для меня число «13» ничем не отличается от других.

8. Я не имею национальных и религиозных предрассудков.

9. Я никогда не обижаю тех, кто слабее меня.

10. Я всегда доброжелателен[††††].

При обработке результатов засчитывается по 1 баллу за ответ «да». К20-80 = × 6+20.

Данная методика называется «Шкала лжи». Если на все или более половины приведенных вопросов будет получен ответ «нет», — налицо частное проявление эффекта Хоторна. Данный эффект, как и подобные другие, состоит в том, что испытуемые ведут себя скорее всего так, как этого ожидает от них психолог,, или так, как организует их деятельность форма и содержание опытов.

«Шкала лжи» вводится во многие основательные опросники для того, чтобы можно было оценить достоверность получаемых результатов. В частности, названная шкала имеется в предлагаемых ниже опросниках Г. Ю. Айзенка («детский» и «взрослый» ва­рианты).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...