Методика: «Самооценка характера и личности»
Методика: «Самооценка характера и личности» Инструкция: Выписать 16 понятий (из всего нижеприводимого списка понятий), выражающих, по Вашему личному мнению, особенности Вашего характера и Вашей личности наиболее точно. Затем упорядочить эти 16 свойств таким образом, чтобы наиболее важные и существенные из них были обозначены номерами «1», «2», «3» и т. д. до 16: Апатичность; аккуратность, активность, альтруистичность, аналитичность, агрессивность, аскетизм, авантюризм. Бдительность, балагурство, безволие, безответственность, безрассудство, бескорыстность, беспечность, беспринципность, бесстрашие, бесхарактерность; безалаберность, беззаботность, беззастенчивость, безмятежность, благоразумность, богемность, бесхитростность, беспокойность, боязливость. Вежливость, ворчливость, восторженность, вспыльчивость, выносливость; великодушие, верность, веселость, властность, внимательность, возбудимость, впечатлительность, высокомерие, виноватость (чувство вины). Горячность, гордость, грубость; гуманность, гибкость. Деликатность, двуличность, деловитость, дерзость, деспотичность, добродушие; дальновидность, дисциплинированность, доверчивость. Жадность; жестокость, жизнерадостность, живость, женственность. Завистливость, заносчивость; застенчивость, злопамятность, замкнутость. Избалованность; идейность, инициативность, интеллигентность, интеллектуализм, исполнительность, индивидуализм. Кротость, капризность; коллективизм; конформизм, критичность, культурность, консерватизм. Ласковость, легкомысленность, лживость, лицемерие, лукавость; легковерие, любознательность, либеральность.
Медлительность, молчаливость, мрачность; меланхоличность, мнительность, мстительность, мягкость, моральная устойчивость,, мужественность, мечтательность. Насмешливость, находчивость, небрежность, некритичность, неприхотливость, нетерпеливость; наивность, настойчивость, невнимательность, невозмутимость, недоверчивость, независимость, нелюдимость, нерешительность, надежность, непринужденность,, непрактичность, неуправляемость, напряженность. Объективность, организованность, обидчивость, откровенность; осмотрительность, опытность, общительность, осторожность, остроумие, отзывчивость, обязательность. Поверхностность, постоянство, проворность, приветливость; пассивность, пессимистичность, подозрительность, прямота, простота, проницательность, практичность, предприимчивость, принципиальность, пунктуальность, покорность. Радушие, рассеянность, расчетливость; расслабленность, решительность, разумность, раздражительность, реализм. Самомнение, скрытность, слабоволие, старательность; самостоятельность, самоуверенность, сдержанность, скромность, самодостаточность, смелость, самоуважение, степенность, скептицизм, сентиментальность. Торопливость, тщеславие; тактичность, трудолюбие, тревожность. Угодливость, усердие; уживчивость, уступчивость, управляемость, уравновешенность, утонченность. Флегматичность. Хвастливость, храбрость; хитрость. Целеустремленность; честность, чувствительность. Экспансивность; эгоистичность, эмоциональная устойчивость, энергичность, энтузиазм, ячество.
Методика «16 — ФЛО — 105 — С» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «С»): Р. Б. Кэттелл, 1970 Методика представляет собою вариант адаптированного личностного опросника Р. Кэттелла, предназначенного для измерения шестнадцати личностных факторов, обозначенных соответствующими латинскими буквами, —в связи с названиями этих факторов. Например, фактор А—это фактор «Аффектотимия — Сизотимия». Биполярность (двухполюсность) фактора — относительная; она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения, отсутствует также невольно предполагающаяся между полюсами область неопределенных и нулевых значений. Чтобы исключить такие предположения, мы специально приводим вариант интерпретации смысла факторов, содержащий описание непрерывного изменения этого смысла от одного «полюса» до другого: это совпадает с нашими представлениями о непрерывности изменения характерологических свойств личности по параметру ее активности. При этом заметим, что у самого Р. Б. Кэттелла различение личностных свойств и свойств характера лишь намечено теоретически и вовсе не решалось практически, поскольку не имелось достаточных оснований для объединения смысла идей прерывного и непрерывного и соответствующих им подходов, — «от типов» и «от черт»: необходимо было иметь интегральную модель личности, формированию которой посвящены сейчас многие исследования, в том числе и данная наша работа.
С нашей точки зрения, опросники Р. Кэттелла имеют бесспорное статистически-ориентировочное значение в познании личности и в типологии ее свойств, включая характер. Поэтому внесенные нами изменения не затрагивают смысла вопросов методики и диагностических категорий Р. Б. Кэттелла; эти изменения относятся к особенностям процедур ответов испытуемых, их обработки и нормирования, что позволило соотнести первичные баллы шкалы 20—80 и стены в психологическом их смысле, тем самым позволяя раскрыть и содержание типов характера. В тексте и в приложении нами приводится содержание двух опросников Р. Кэттелла: на 187 вопросов (форма А) и на 105 вопросов (форма С). «С» — опросник Р. Кэттелла содержит 105 положений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов, и заполняется так, что испытуемый должен выбрать один из возможных ответов: четырех или трех. Для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными у других людей в определенной популяции. Таблицы стандартизации превращают сырые результаты в стены.
Балл в стенах (термин происходит от «стандартной десятки») распределяется по десяти точкам, расположенным на разных интервалах друг от друга (предполагая, что распределение нормальное) от 1-го до 10, со средним популяции, установленным в 5, 5стена. Стены 5 и 6, соответственно, охватывают по половине средне-квадратического отклонения вверх и вниз от среднего, представляя таким образом основную часть популяции, тогда как высшие границы стенов соответствуют 2, 5 среднеквадратического отклонения выше и ниже среднего. Следовательно, стены 5 и 6 будут считаться средними, 4 и 7 — слегка отклоняющимися (соответственно ниже или выше) 2, 3, 8, 9 — сильно отклоняющимися, а 1 и 10 —крайними случаями. Все это определяет положение данного лица по отношению к определенной популяции, на которой базируется стандартизация. Содержание двух нормировочных таблиц допускает превращение любого «сырого» результата для каждого из 16-ти факторов в стены. Цифры в каждой таблице представляют собой «сырые» результаты, полученные для шкалы 20—80 или вне ее. Известно, что 16 факторов можно обработать так, чтобы получить 4 комплексных фактора второго порядка: 1. Приспособленность (адаптированность) в отличие от тревоги. 2. Интроверсия в отличие от экстраверсии. 3. Сензитивность, эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности. 4. Подчиненность в отличие от независимости. Баллы второго порядка получают не из «сырых» первичных баллов, а из стенов, в которые первые предварительно превращают. Если первичные стены скомбинировать, придавая им указанный в специальных таблицах вес, то они непосредственно дадут стены второго порядка. Следует обратить внимание, что кроме умножения стена на вес к общей сумме прибавляется константа (чтобы привести его к окончательной цифре 5, 5 — средней для всех шкал стенов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|