Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика: «Самооценка характера и личности»




Методика: «Самооценка характера и личности»

Инструкция: Выписать 16 понятий (из всего нижеприводимого списка понятий), выражающих, по Вашему личному мнению, осо­бенности Вашего характера и Вашей личности наиболее точно. Затем упорядочить эти 16 свойств таким образом, чтобы наиболее важные и существенные из них были обозначены номерами «1», «2», «3» и т. д. до 16:

Апатичность; аккуратность, активность, альтруистичность, ана­литичность, агрессивность, аскетизм, авантюризм.

Бдительность, балагурство, безволие, безответственность, без­рассудство, бескорыстность, беспечность, беспринципность, бес­страшие, бесхарактерность; безалаберность, беззаботность, беззастенчивость, безмятежность, благоразумность, богемность, бес­хитростность, беспокойность, боязливость.

Вежливость, ворчливость, восторженность, вспыльчивость, вы­носливость; великодушие, верность, веселость, властность, внима­тельность, возбудимость, впечатлительность, высокомерие, вино­ватость (чувство вины).

Горячность, гордость, грубость; гуманность, гибкость.

Деликатность, двуличность, деловитость, дерзость, деспотич­ность, добродушие; дальновидность, дисциплинированность, до­верчивость.

Жадность; жестокость, жизнерадостность, живость, женствен­ность.

Завистливость, заносчивость; застенчивость, злопамятность, замкнутость.

Избалованность; идейность, инициативность, интеллигентность, интеллектуализм, исполнительность, индивидуализм.

Кротость, капризность; коллективизм; конформизм, критич­ность, культурность, консерватизм.

Ласковость, легкомысленность, лживость, лицемерие, лука­вость; легковерие, любознательность, либеральность.

Медлительность, молчаливость, мрачность; меланхоличность, мнительность, мстительность, мягкость, моральная устойчивость,, мужественность, мечтательность.

Насмешливость, находчивость, небрежность, некритичность, неприхотливость, нетерпеливость; наивность, настойчивость, не­внимательность, невозмутимость, недоверчивость, независимость, нелюдимость, нерешительность, надежность, непринужденность,, непрактичность, неуправляемость, напряженность.

Объективность, организованность, обидчивость, откровенность; осмотрительность, опытность, общительность, осторожность, остро­умие, отзывчивость, обязательность.

Поверхностность, постоянство, проворность, приветливость; пассивность, пессимистичность, подозрительность, прямота, про­стота, проницательность, практичность, предприимчивость, прин­ципиальность, пунктуальность, покорность.

Радушие, рассеянность, расчетливость; расслабленность, реши­тельность, разумность, раздражительность, реализм.

Самомнение, скрытность, слабоволие, старательность; самостоя­тельность, самоуверенность, сдержанность, скромность, самодоста­точность, смелость, самоуважение, степенность, скептицизм, сен­тиментальность.

Торопливость, тщеславие; тактичность, трудолюбие, тревож­ность.

Угодливость, усердие; уживчивость, уступчивость, управляе­мость, уравновешенность, утонченность.

Флегматичность.

Хвастливость, храбрость; хитрость.

Целеустремленность; честность, чувствительность.

Экспансивность; эгоистичность, эмоциональная устойчивость, энергичность, энтузиазм, ячество.

 

Методика «16 — ФЛО — 105 — С» (16-факторный

личностный опросник, 105 вопросов, форма «С»):

Р. Б. Кэттелл, 1970

Методика представляет собою вариант адаптированного лич­ностного опросника Р. Кэттелла, предназначенного для измерения шестнадцати личностных факторов, обозначенных соответствую­щими латинскими буквами, —в связи с названиями этих факто­ров. Например, фактор А—это фактор «Аффектотимия — Сизотимия». Биполярность (двухполюсность) фактора — относительная; она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения, отсутствует также невольно предполагающаяся между полюсами область неопреде­ленных и нулевых значений. Чтобы исключить такие предположе­ния, мы специально приводим вариант интерпретации смысла фак­торов, содержащий описание непрерывного изменения этого смыс­ла от одного «полюса» до другого: это совпадает с нашими пред­ставлениями о непрерывности изменения характерологических свойств личности по параметру ее активности. При этом заметим, что у самого Р. Б. Кэттелла различение личностных свойств и свойств характера лишь намечено теоретически и вовсе не решалось практически, поскольку не имелось достаточных оснований для объединения смысла идей прерывного и непрерывного и со­ответствующих им подходов, — «от типов» и «от черт»: необходимо было иметь интегральную модель личности, формированию кото­рой посвящены сейчас многие исследования, в том числе и данная наша работа.

С нашей точки зрения, опросники Р. Кэттелла имеют бесспор­ное статистически-ориентировочное значение в познании личности и в типологии ее свойств, включая характер. Поэтому внесенные нами изменения не затрагивают смысла вопросов методики и ди­агностических категорий Р. Б. Кэттелла; эти изменения относятся к особенностям процедур ответов испытуемых, их обработки и нор­мирования, что позволило соотнести первичные баллы шкалы 20—80 и стены в психологическом их смысле, тем самым позволяя раскрыть и содержание типов характера.

В тексте и в приложении нами приводится содержание двух опросников Р. Кэттелла: на 187 вопросов (форма А) и на 105 во­просов (форма С). «С» — опросник Р. Кэттелла содержит 105 по­ложений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов, и заполняется так, что испытуемый должен выбрать один из возможных ответов: четырех или трех. Для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, получен­ными у других людей в определенной популяции. Таблицы стан­дартизации превращают сырые результаты в стены.

Балл в стенах (термин происходит от «стандартной десятки») распределяется по десяти точкам, расположенным на разных ин­тервалах друг от друга (предполагая, что распределение нормаль­ное) от 1-го до 10, со средним популяции, установленным в 5, 5стена. Стены 5 и 6, соответственно, охватывают по половине средне-квадратического отклонения вверх и вниз от среднего, представляя таким образом основную часть популяции, тогда как высшие гра­ницы стенов соответствуют 2, 5 среднеквадратического отклонения выше и ниже среднего.

Следовательно, стены 5 и 6 будут считаться средними, 4 и 7 — слегка отклоняющимися (соответственно ниже или выше) 2, 3, 8, 9 — сильно отклоняющимися, а 1 и 10 —крайними случаями. Все это определяет положение данного лица по отношению к опреде­ленной популяции, на которой базируется стандартизация. Содер­жание двух нормировочных таблиц допускает превращение любо­го «сырого» результата для каждого из 16-ти факторов в стены. Цифры в каждой таблице представляют собой «сырые» результа­ты, полученные для шкалы 20—80 или вне ее.

Известно, что 16 факторов можно обработать так, чтобы по­лучить 4 комплексных фактора второго порядка:

1. Приспособленность (адаптированность) в отличие от тре­воги.

2. Интроверсия в отличие от экстраверсии.

3. Сензитивность, эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности.

4. Подчиненность в отличие от независимости.

Баллы второго порядка получают не из «сырых» первичных баллов, а из стенов, в которые первые предварительно превраща­ют. Если первичные стены скомбинировать, придавая им указан­ный в специальных таблицах вес, то они непосредственно дадут стены второго порядка. Следует обратить внимание, что кроме умножения стена на вес к общей сумме прибавляется константа (чтобы привести его к окончательной цифре 5, 5 — средней для всех шкал стенов).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...