Ответный лист для заполнения опросника Г. Ю. Айзенка
Ключи шкал: «Э» — экстравертность; «Н» — нейротизм; «Л» — ложь. Кэ(20-80) = Кн(20-80) = 60/24 + 20. Кл(20-80) = 60/12 + 20.
Самооценка человека может осуществляться с помощью специально организованного самонаблюдения, но чаще с привлечением специальных опросников, где человек сам указывает, как он себя воспринимает. Именно такие опросники и приведены в данном разделе. Однако, методика Г. Айзенка относится уже к области специальных личностных опросников, где самооценка человека контролируется и направляется. Процедуры и результаты нормируются (стандартизуются). Так называемые «сырые» баллы за ответы испытуемых переводятся в стандартные (стены). Эксперимент приобретает черты не столько естественного, сколько лабораторного, а опросник, таким образом, становится собственно психологическим тестом. Но с повышением психологической культуры людей определенные тесты все шире используются как средства самооценки. При этом важно, разумеется, консультироваться с психологом или с первоисточниками, в которых раскрывается смысл методик. Здесь главное, — это содержание и значение нормирования и интерпретации ответов по отношению к нормам. Если же норм нет — самооценка становится лишь качественной, устанавливающей в основном индивидуально-типологические особенности человека: его отнесенность ктипам поведения и личности.
Введение теста Айзенка в раздел самооценки также позволяет здесь не столько количественно, сколько именно с качественной стороны проконтролировать результаты самопознания человека в плане отнесения себя к тому или иному типу характера своей активности и социальной адаптации. Кроме того, в тесте Айзенка аккумулированы практически все вышеприводимые опросники для самооценки: экстравертность и нейротизм так или иначе отражают тревожность, фрустрацию, неригидность (флексибильность), агрессивность, эмпатию, эмоциональную (не)устойчивость и т. д.; содержится и оценка достоверности результатов. Однако аккумуляция, собирательность теста и абстрактно-статистический выход к человеку является не только» его достоинствами, но и недостатками: индивидуальность, субъективность человека без его самооценки растворяется в типе или «норме»: то есть тест не отменяет других средств самопознания и исследования, а предполагает их. Поэтому, хотя Г. Айзенк статистически обосновал отнесенность содержания четырех полей (квадрантов) своей графической модели к соответствующим свойствам нервной системы, темперамента и характера, неверно был» бы считать, что опросники этого исследователя прямо служат установлению типов названных феноменов человека. Если это необходимо, то тип должен установить пользователь методики, не перекладывая ответственность на ее автора. С авторитетом Г. Айзенка нельзя связывать те распространенные модели, где в их квадрантах прямо указаны (начиная от верхнего правого) типы темперамента в последовательности движения часовой стрелки: х — с — ф — м —в то время как на подлинной модели, приведенной нами выше, существенное значение имеет параметр (не) стабильности, вообще не имеющий однозначных психофизиологических аналогов.
Имея в виду этот пример, мы также не считаем, что типы психических образований человека могут быть установлены одним-двумя измерениями. Наша интегративная модель предполагает конструктивное применение методик по принципу их дополнительности, в свою очередь обусловленного дополнительностью психических свойств человека. Эта их взаимная дополнительность индивидуально-своеобразна, и, соответственно, уникальными оказываются «узкие», «неясные» вопросы, возникающие после применения первой же методики, — так что набор методик для конструктивно мыслящего психолога оказывается определенным индивидуальностью испытуемого. Модель его личности именно конструируется, не по образцу типа, а по содержанию исследования, лишь при достаточной глубине которого устанавливается тип этой личности, неотделимый от ее уникальности. И только для пилотажных и общесоциологических исследовании наша модель взаимосвязи типов, как и модель взаимосвязи свойств личности Г. Айзенка, могут быть использованы непосредственно, а, значит, ориентировочно и не абсолютно. Это справедливо и для модели Р. Кэттелла. Нижеследующую методику целесообразно использовать перед проведением опросников. Р. Кэттелла, — для того, чтобы повысить надежность результатов обеих методик путем сравнения материалов прямой и косвенной самооценок свойств характера и личности. В содержании методики нами использованы материалы «Методики выявления стержневых черт характера путем самооценки» (автор В. В. Богословский, с. 18 — 19 из учебного пособия «Непрерывная школьная практика по психологии», Л., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987 г. ) и, кроме того, материалы интерпретации опросников Р. Кэттелла, из которых нами извлечены наиболее существенные характеристики личности по каждому из 16 факторов. Эти особенные характерооброзующие черты личности даны в тексте по каждой букве алфавита после знака «; », — отделяющего фоновые характеристики от факторизованных Р. Кэттеллом и, в то же время, по своему виду, не слишком привлекающего внимание испытуемых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|