Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица нормирования первичных баллов




ТАБЛИЦА НОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ

Стены Факторы
МД 20-28 29-33 34-38 39-43 44-48 49-53 54-58 59-63 64-68 69-89
А 20-36 37-42 43-47 48-53 54-58 59-63 64-69 70-75 76-80
В 20-28 29-37 - 38-46 47-54 - 55-63 64-80
С 20-31 32-36 37-42 43-47 48-52 53-58 59-63 64-69 70-75 76-80
Е 21-26 27-31 32-36 37-42   43-47 48-52 53-58 59-63 64-80
F 20-25 26-31 32-36 37-42 43-47 48-52 - 53-58 59-80
G, H, I 20-31 32-36 37-42 43-47 48-52 53-58 59-63 64-69 70-74 75-80
L 21-25 _ 26-31 32-36 37-42 43-47 48-52 53-80
M 20-31 - 32-36 37-42 43-47 48-52 53-58 59-63 64-69 70-80
N 21-25 26-31 32-36 37-42 43-47 48-52 53-58 59-63 64-80
O 21-31 32-36 37-42 43-47 48-52 53-58 59-63 64-69 70-80
Q1 20-36 37-42 43-47 48-52 53-58 59-63 64-69 70-74 75-80
Q2 20-25 26-31 32-36 37-42 43-47 48-52 53-58 59-63 64-80
Q3 20-25 26-31 32-36 37-42 43-47 48-52 53-58 59-63 64-69 70-80
Q4 21-25 26-31 32-36 37-42 43-52 53-58 59-63 64-69 70-80
Факторы Стены I

 

Схема 2. Пример построения «профиля личности» по результатам иссле­дования вербального поведения отдельного испытуемого, пред­ставленного в его ответах на вопросы «16—ФЛО—105(С)» по Р. Кэттелу (шкала 20—80, округление до целых чисел, в скоб­ках даны значения результатов в стенах, полученные по табли­це нормирования первичных баллов):

Содержание схемы 2 обнаруживает, что профиль личности ис­пытуемого в основном располагается так, что «тяготеет» к диапа­зону 50—64 соответствующему по нашей интегральной модели практико-мыслителъному типу характера; тип темперамента, — по параметру реактивности, — сангвиник, проявление типа темпера­мента по параметру активности, — меланхолия, что, в частности, подтверждается «выходами» профиля по отдельным факторам, включая фрустрированность (Q4), вправо, в сторону крайних значений по их расположению на данной схеме. Продолжить анализ можно по схемам 1—6.

Методика: «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)» [§§§§]

Инструкция: выразить количеством баллов от 1 до 4 свое со­стояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» —правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, абаллы «2» и «3» — означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками.

№ п/п Оценки Баллы Оценки  
Самочувствие хорошее 1 2 3 4 Самочувствие плохое X
Чувствую себя сильным 1 2 3 4 Чувствую себя слабым X
Пассивный 1 2 3 4 Активный X
Малоподвижный 1 2 3 4 Подвижный X
Веселый 1 2 3 4 Грустный X
Хорошее настроение 1 2 3 4 Плохое настроение X
Работоспособный 1 2 3 4 Разбитый X
Полный сил 1 2 3 4 Обессиленный X
Медлительный 1 2 3 4 Быстрый X
Бездеятельный 1 2 3 4 Деятельный X
Счастливый 1 2 3 4 Несчастный X
Жизнерадостный 1 2 3 4 Мрачный X
Напряженный 1 2 3 4 Расслабленный X
Здоровый 1 2 3 4 Больной X
Безучастный 1 2 3 4 Увлеченный X
Равнодушный 1 2 3 4 Заинтересованный X
Восторженный 1 2 3 4 Унылый X
Радостный 1 2 3 4 Печальный X
Отдохнувший 1 2 3 4 Усталый X
Свежий 1 2 3 4 Изнуренный X
Сонливый 1 2 3 4 Возбужденный X
Желание отдохнуть 1 2 3 4 Желание работать X
Спокойный 1 2 3 4 Взволнованный X
Оптимистичный 1 2 3 4 Пессимистичный X
Выносливый 1 2 3 4 Утомляемый X
Бодрый 1 2 3 4 Вялый X
Соображать трудно 1 2 3 4 Соображать легко X
Рассеянный 1 2 3 4 внимательный X
Полный надежд 1 2 3 4 Разочарованный X
Довольный 1 2 3 4 Недовольный X

 

Обработка результатов: по ключу следующего вида: там, где стоит знак (X), осуществляется обратный подсчет баллов: вместо 1, 2, 3, 4 считается соответственно: 4, 3, 2, 1 баллов.

Минимальное количество баллов по каждому из трех парамет­ров состояния—10, максимальное— 40, так как на каждый параметр (самочувствие, активность и настроение имеется по 10 оце­нок). Для сопоставимости результатов самооценки вводится ко­эффициент К Х«2». Тогда могут быть получены 4 обычные града­ции состояний по интервалам: 20—34, 35—49, 50—64, 65—80. Ус­ловно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям соот­ветственно: меланхолии, флегматии, сангвинии и холерии.

Параметры № оценок
1. Самочувствие 2. Общая активность 3. Настроение 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Методика: «Характерологический опросник по К. Леонгарду Г. Шмишеку» [*****]

 

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните подходящую для Вас цифру спра­ва в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО:

  Нет, это совсем не так Пожалуй так Верно Совершенно верно
1. У Вас чаще веселое и беззаботное настрое­ние……...

1 2   3   4

2. Вы чувствительны к оскорблениям …………………….

1 2   3   4

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навер­тываются слезы в кино, театре, беседе и т. п……………. …..

 

1 2   3   4

4. Сделав что-то Вы сомневаетесь, все ли сде­лано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно..

 

 

1 2   3   4

5. В детстве Вы были таким же смелым, как все ваши сверстники…………………………………………………….

 

1 2   3   4

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе……….. …………………………………………………  

 

 

1 2      3   4

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обще стве, компании………………………………………………..

 

1 2   3   4

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находи­тесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать………………………………………………………..    

 

 

1 2   3   4

9. Вы серьезный человек……………………………………...

1 2   3   4

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищать­ся чем-  нибудь……………………………………………………….

 

1 2   3   4

11. Предприимчивы ли Вы……………………………………

1 2   3   4

12. Вы быстро забываете, если кто-либо Вас обидит….

1 2   3   4

13. Мягкосердечны ли Вы……………………………………

1 2   3   4

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверя­ете ли Вы     проводя рукой по щели ящика, что письмо          полностью упало в него…………………………………..

 

 

1 2   3   4

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников…………………………………………………

 

1 2   3   4

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы   или при встрече с незнакомой соба­кой (а может    быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом        возрасте)…………………………………………………..

 

1 2   3   4

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблю­дать порядок……………………………………………………………

 

1 2   3   4

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств …………………………………………………...

 

1 2   3   4

19. Любят ли Вас ваши знакомые…………………………...

1 2   3   4

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутренне­го беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности

 

1 2   3   4

21. У Вас часто несколько подавленное на­строение …...

1 2   3   4

22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истери­ка или нервный срыв……………………………………………...

 

1 2   3   4

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном ме­сте ………

1 2   3   4

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы....

 

1      2   3   4

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу ……………..

1 2   3   4

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и Вы сразу же ста­раетесь поправить их…

 

 

1 2   3   4

27. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме……

1 2   3   4

28. Часто ли у Вас бывают колебания настрое­ния без причины……………………………………………………..

 

1 2   3   4

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии ……………………….

 

1 2   3   4

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев…………………………………………………………..

 

1 2   3   4

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым

1 2   3   4

32. Бывает ли так, что ощущение полного сча­стья буквально пронизывает Вас………………………………

 

1 2   3   4

33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ве­дущий в юмористическом спектакле…………………………...

 

1 2   3   4

34. Вы обычно высказываете свое мнение лю­дям достаточно откровенно, прямо и недву­смысленно ……….

 

1 2   3   4

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вы­зывает ли это у Вас неприятных ощущений…………………….

 

1 2   3   4

36. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью…………………………………………………….

 

1 2   3   4

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают………….

 

1 2   3   4

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться...

1 2        3   4

39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки …………………………………………………

 

 

1 2   3   4

40. Общительны ли Вы………………………………………..

1 2   3   4

41. В школе Вы охотно декламировали стихи…………….

1 2   3   4

42. Убегали ли Вы в детстве из дома …………………….

1 2   3   4

43. Кажется ли Вам жизнь трудной………………………….

1 2   3   4

44. Бывает ли так, что после конфликта, оби­ды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым ……………………………………

 

 

1 2   3   4

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора……………………………………………..

 

1 2   3   4

46. Предприняли бы Вы первые шаги к прими­рению, если Вас кто-либо обидел……………………………….

 

1 2   3   4

47. Вы очень любите животных……………………………..

1 2   3   4

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком со­стоянии, что там ничего не случилось ……………………………...

 

 

1 2   3   4

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может слу­читься что-то страшное……………………………………………………

 

 

1 2   3   4

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво ………………………………………………………..

 

1 2   3   4

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей ………………..

 

1 2   3   4

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.

1 2   3   4

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми………………………………………………..

 

1 2   3   4

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчая­ние ………………

 

1 2   3   4

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности ……………………………..

 

1 2   3   4

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится пре­одолевать массу препятствий ……………………………………………….

 

 

1 2   3   4

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы………………………

 

1 2   3   4

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или бу­дущего все время крутятся в Ваших мыслях ……………………………..

 

 

1 2   3   4

59. В школе Вы иногда подсказывали своим то­варищам или давали списывать …………………………………..

 

1 2   3   4

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище ……………..

 

1 2   3   4

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была толь­ко на одном и том же месте …………………………………………………..

 

 

1 2   3   4

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся не­сколько часов…………..

 

 

1 2   3   4

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям ………..

1 2   3   4

64. Бывают ли у Вас головные боли………………………..

1 2   3   4

65. Вы часто смеетесь………………………………………...

1 2   3   4

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете…………

 

1 2   3   4

67. Вы подвижный человек…………………………………...

1 2   3   4

68. Вы очень переживаете из-за несправедли­вости ……

1 2   3   4

69. Вы настолько любите природу, что можете назваться ее другом……... ……………………………………………

 

1 2    3   4

76. Уходя из дома или ложась спать, проверяе­те ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери...

 

1 2   3   4

71. Вы очень боязливы………………………………………..

1 2   3   4

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя…………………………………………………..

 

1 2   3   4

73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности………..

 

1 2   3   4

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессими­стически, без ожидания радости …………………………………   

 

1 2   3   4

75. Часто ли Вас тянет путешествовать……………………    

1 2   3   4

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным……………………………….     

 

 

1 2   3   4

77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании………………………………………………….

 

1 2   3   4

78. Долго ли Вы переживаете обиду………………………..    

1 2   3   4

79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей………………………………………………………..

 

1 2   3   4

80. Часто ли, будучи школьником, Вы перепи­сывали страницу в Вашей тетради, если случайно допустили в ней помарку…………………………………………

 

 

1 2   3   4

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недове­рием и осторожностью, чем с доверчивостью………………

 

1 2   3   4

82. Часто ли Вы видите страшные сны…………………….

1 2   3   4

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна……………………..      

 

1 2   3   4

84. В веселой компании Вы обычно веселы………………

1 2   3   4

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения……………………………………

 

1 2   3   4

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь……………….

 

1 2   3   4

87. В беседе Вы скупы на слова ……………………………  

1 2   3   4

88. Если Вам необходимо будет играть на сцене. Вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра……………………………………..  

 

 

1 2   3   4

 

Обработка результатов: осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера.

№ п/п

Название типа

характера по

К. Леонгарду

Названые акцентуации Ключ акцентуации и коэф­фициент нормирования Оценка акценту­ации

Гипертимный

Гипертимическая 2, 5× (сумма баллов по в. в. 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77).  

Возбудимый

Проективная 1, 67× (сумма баллов по в. в. 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81).  

Эмотивный

Эмоцентрическая 2, 5× (сумма баллов по в. в. 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79).  

Дистимический

Дистимическая (депрессивная) 2, 5× (сумма баллов по в. в. 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87).  
Тревожно-боязливый Невротическая 2, 5× (сумма баллов по в. в. 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82).  
Аффективно-экзальтированный Интроективная 5× (сумма баллов по в. в. 10, 32, 54, 76).  
Аффективно-лабильный Циклотимическая 2, 5× (сумма баллов по в. в. 6 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84).  
Застревающий (Неуравновешенный) Паранойяльная 2, 5× (сумма баллов по в. в. 8, 20 30, 42, 52, 64, 74, 86).  
Педантичный Ригидная 1, 67× (сумма баллов по в. в. 4, 14, 17, 26, 36, 33, 48, 58, 61, 70, 80, 83).  
Демонстративный Вытеснения 1, 67× (сумма баллов по в. в. 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88).  
           

Максимальное количество баллов (при округлении их числа до целого) — 80, минимальное — 20 баллов, — по каждой акцен­туации.

По определению К. Леонгарда, акцентуация означает чрезмер­ную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, по­граничную с психопатиями. Однако, от последних акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определенность их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остается вариабельным как в пространстве (взаимодействия), так и во времени. Таким обра­зом, акцентуации характера не ограничивают возможностей социальной адаптации человека, хотя и определенным образом докра­шивают» его поведение. Познание акцентуаций характера, говоря словами З. Фрейда, позволяет раскрыть невидимые структуры кристаллов (характера) по линиям их разлома.

Несмотря на обширные исследования в области акцентуаций личности и характера, до сих пор не сложилось окончательного представления даже о количестве возможных акцентуаций, не го­воря об их однозначном описании. В нижеследующем тексте мы поэтому попытались свести, во-первых, число акцентуаций к де­сяти, как это предлагал К. Леонгард, а, во-вторых, в описании ак­центуаций также синтезируется их современное понимание с леон-гардовским. Для более подробного изучения этого весьма слож­ного, актуального и очень интересного материала полезно ознако­миться, например, с исследованиями А. Е. Личко, работами Ю. М. Орлова, Л. Н. Собчик, Н. А. Государева и других авторов. Для семейного и молодежного психологического консультирования за­служивает внимание работа Г. Дейнега «Искусство жить вместе», полностью раскрывающая то, как может быть использован опрос­ник К. Леонгарда - Г. Шмишека в анализе человеческих взаимо­отношений.

Обработка результатов применения этого опросника осуществ­ляется с различной мерой объема интерпретации. Довольно редко встречается такое, что какая-то акцентуация отсутствует пол­ностью, — обычно следует выписать все результаты в порядке их выраженности и, построив различного рода профили и диаграм­мы, проанализировать вначале взаимоотношение акцентуаций (с этой целью у нас и даны названия их, а не только типов), а затем, из сложившегося общего понимания характера конкретного человека, сконструировать его описание из приводимых описаний отдельных акцентуаций. Не настаивая на идеальности нашего подхода, мы считаем также полезным перед проведением работы по опроснику К. Леонгарда — Г. Шмишека уже иметь данные по опросникам Г. Айзенка и Р. Кэттелла, по другим приводимым вы­ше методикам и, в частности, по самооценке характера и настрое­ния (САН).

Наконец, учитывая, что по К. Леонгарду и по мнению В. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского, акцентуации №№ 10, 2, 8 и 9 скорее относятся к характеру, а остальные, — преимущественно к темпераменту, мы должны обратиться к нашей модели взаимосвя­зи активности и реактивности. Как уже было показано нами на материале сравнения нашей модели с моделью Г. Айзенка, следует различать личностные, характерологические проявления темпера­мента и представленность его по параметру реактивности, — ре­активные его свойства. Тогда возникают две нижеследующие схе­мы, раскрывающие общий смысл акцентуаций: первая — в их от­ношении к типам характера и вторая — в их отношении к типам темперамента:

 

Схема 3. Связь акцентуаций и типов характера

Номер и название акцентуации

Тип характера

Проявление темперамента по параметрам

активность реактивность
2. Проективная 8. Паранойяльная 9. Ригидная 10. Вытеснения Мыслительный Художественный Художественный Практико-художественный Сангвиния Флегматия Флегматия Холерия   Холерик Меланхолик Меланхолик Флегматик  

Схема 4. Связь акцентуаций и типов темперамента

Номер и название акцентуации Тип    темпера­мента Проявление темпера­мента по параметру активности Тип характера
1. Гипертимическая 3. Эмоцентрическая 4. Дистимическая   5. Невротическая 6. Интроективная 7. Циклотимическая   Холерик Холерик Сангвиник   Меланхолик Холерик Холерик   Сангвиния Сангвиния Меланхолия   Флегматия Сангвиния Сангвиния   Мыслительный Мыслительный Практико-мысли­тельный Художественный Мыслительный Мыслительный  

 

На основании содержания схем 3 и 4 структура личности по параметрам активности и реактивности и в связи с акцентуациями личности по К. Леонгарду выглядит следующим образом (схема 5):

 

 

В содержании схемы 5 отчетливо обнаруживается «перекоса-принадлежности акцентуаций к художественному и мыслительно­му типам характера, — «крайним» в его нормальном распределе­нии по параметру активности. Это является, во-первых, свидетель­ством того, что акцентуации характера являются своеобразной защитой его в социальной адаптации человека; во-вторых, сдвиг акцентуаций в стороны от центра нормального распределения под­тверждает, что для большинства людей они не имеют существенного влияния на поведение, за исключением явлений депрессии и вытеснения (вымещения); в-третьих, «края» нормального распре­деления (4, 56% от общей площади, не учитываемые нами в типо­логии личности) действительно принадлежат не столько типам, сколько акцентуациям характера и, наконец, пограничным явле­ниям дезадаптации. В подтверждение сказанного приведем упро­щенную по форме схему 6: «крайнего», неврастенического вари­анта дезадаптации (в. д. ) по Л. Н. Собчик (1990, с. 18): «Соот­ношение типов ВНД, свойств нервной системы и индивидуально-типологических свойств личности с цветовым выбором» (ПоМ. Люшеру и адаптированному варианту MMPI — СМИЛ)[†††††].

Относительно цветового выбора следует заметить, что в норме выбираются: вместо желтого — зеленый, синий нужно заменить на желтый и зеленый замещается синим, — то есть как в отноше­нии цвета, так и в отношении всего содержания схемы Л. Н. Соб­чик, дезадаптация не должна приниматься за норму характера, представленную на схемах 2—5.

Таким образом, основываясь на схемах 3—5, интерпретацию результатов опросника К. Леонгарда — Г. Шмишека мы предла­гаем проводить в связи с интегральной моделью личности в системе конструктивной типологии. При этом появляются дополнительные, по сравнению с обычным использованием опросника, возможности понимания личности конкретного человека, обеспечивающие по­вышение надежности диагноза и прогноза его психического разви­тия. Дополнительным аргументом в пользу нашего подхода яв­ляется разработка Л. Н. Собчик, которая на основании своего практического опыта применения теста ММР1 в его адаптирован­ной форме также строит подобную модель личности, основанную, правда, лишь на статистических и не равноценных по своим зна­чениям связях. Ее модель взаимосвязи профилей опросника MMPI (или СМИЛ) с индивидуально-личностной типологией в духе Г. Айзенка не отражает психологического смысла представленных корреляций и не может служить их объяснению, особенно в плане перехода к сфере мотивации, к сфере собственно человеческой, субъективной, сознательной деятельности. Иначе говоря, модель Л. Н. Собчик является именно возникшей из опыта констатирую­щей моделью интерпретации результатов исследований, практиче­ски полностью подтверждающих интегральную модель личности в системе конструктивной типологии. В этом совпадении моделей личности мы видим прежде всего высокий профессионализм Л. Н. Собчик, по сути вновь создавшей отечественный вариант много­факторного метода исследования личности (СМИЛ), позволяю­щего получать достаточно надежные результаты. Единственное, пожалуй, вполне поправимое ограничение СМИЛ, состоит в огра­ниченности исходных понятий о личности подходом «снизу», — от абсолютизации их корреляций со свойствами нервной системы. На самом деле даже при неврастенической дезадаптации необходимо прежде анализировать «верхние» корреляции свойств личности с «е мотивами и состояниями сознания — по примеру З. Фрейда. Состояние дезадаптации личности системно; оно диагностируется и «от» свойств ВНД, и «от» убеждений человека, однако прямой путь к изучаемому явлению и построению той же самой его мо­дели начинается от сущности, а не от телесности этого явления и человека в целом. Конструктивная, сущностная модель личности изначально строится так, что акцентуации характера являются следствием ортогонального отношения реактивности и активности, а также, как это показано в разделе «Направленность... », следст­вием структурных отношений мотивации, обусловленных осознан­ными способами взаимодействия человека с миром. Место акцен­туаций в сущностной модели  — относительно, в то время как в эм­пирической модели их место абсолютно и не предполагает обычного сознательного и свободного поведения человека. Поэтому не следует, изучая описания акцентуаций, абсолютизировать их зна­чение в содержании характера, хотя и пренебрегать ими в обще­нии людей было бы ошибочно.

В возрастном плане следует отметить, что с годами тревож­ность и демонстративность поведения проявляются не так ярко, поскольку потребности в автономии личности уступают стремле­ниям к продолжению себя в людях, к взаимному эмоциональному донорству. Меняется и стиль «исполнения» ролей родителя, взрослого и ребенка.                                                                

В обыденном общении акцентуации характера различным об­разом обнаруживаются в таких, например, ситуациях, как: «По­пался, такой-сякой», «Все из-за тебя», «Я лучше, чем ты (или чем другие)», «Не могли бы Вы, — (но на самом деле пусть мне никто и ничто никогда не поможет)», «Ты — мой (наш) должник», «Дере­вянная нога»-—постоянное использование мнимого дефекта ради необоснованных привилегий, «Судебная камера» — суд близких в присутствии посторонних, семейный суд; «Загнанная лошадь» (хлопотливая хозяйка) — до первого внешнего повода уйти от обя­занностей вообще, ибо на самом деле они никак неприемлемы и тягостны, а потому и «срочно» все сразу «выполняются»/имитируются; «Человек-подкаблучник», «Человек-манипулятор» (всегда прав и редко сочувствует); «Звездный комплекс» и «Комплекс не­полноценности». Возможны пережитки «плебейского стиля» обще­ния: ругань, приказы и запреты, риторические унижающие вопро­сы, выговоры по типу «вечно ты» или «ты бы» и «я бы на твоем месте», «снова ты», «всегда ты» и т. д., иронии, сарказмы, нагово­ры своего, издевки, использование различного рода сравнений, и только полярных.

Описание акцентуаций по К. Леонгарду и другим уже упоми­навшимся авторам строится по следующему плану: номер акцен­туации, ее название, название типа по К. Леонгарду, общее опи­сание, описание черт личности и характера человека, привлека­тельных по первому впечатлению; описание «конфликтных» черт человека, уже достаточно знакомого Вам; указание ситуаций, наи­более благоприятных и наиболее конфликтогенных для человека, обладающего описываемой акцентуацией: для краткости послед­ние и черты личности обозначаются: «+» или «—» ситуации (черты).

1. Гипертимическая, гипертимный тип: от слова «тимус» — на­строение, фон которого постоянно повышен. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое ок­ружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся.

+ ч.: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность.

—ч.: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.

+ с: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки.

—с.: Необходимость спокойного анализа, ответственных реше­ний, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, одно­образие обстановки.

2. Проективная, возбудимый тип: от бес- и сознательного пере­носа собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступ­ки, о которых затем высказывается сожаление, контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями.

+ ч.: Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость,, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным.

—ч.: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях.

+ с: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.

—с: Ситуации обвинения, противодействия, морального и ма­териального ущерба.

3. Эмоцентрическая, эмотивный тип: Эмоции доминируют в со­держании мотивации поведения, — любое событие, свой вкладе, него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мяг­кость, участливость, альтруизм, желание помочь делом.

+ ч.: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чув­ство долга, доброжелательность и тактичность.

—ч.: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение увидеть главное, увязание в деталях.

+ с: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ог­раничений общения и труда и объективного контроля.

—с: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфлик­ты, несправедливость со стороны близких людей и руководства.

4. Дистимическая, депрессивная; дистимический тип — с пре­имущественно пониженным настроением, что свойственно тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания событий или апатичное к ним отношение.

+ ч.: Серьезность, ответственность, добросовестность, пункту­альность, чувство справедливости.

—ч.: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, от­шельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, под­держивать группу.

+с: Профессии типа «Человек — знаковые системы», «Чело­век— природа», не требующие, однако, работы на скорость,

—с.: Необходимость быстро реагировать на изменения обста­новки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.

5. Невротическая, невротический; тревожно-боязливый тип — тип с повышенной склонностью к страхам, чаще диагностируемый у детей и женщин. Даже незначительные события, нарушающим сложившийся порядок отношений, вызывают фобические пережи­вания. Самооценка таких людей понижена, а оценка других лю­дей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке обо­рачивается «высасыванием из пал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...