Таблица нормирования первичных баллов
ТАБЛИЦА НОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ
Схема 2. Пример построения «профиля личности» по результатам исследования вербального поведения отдельного испытуемого, представленного в его ответах на вопросы «16—ФЛО—105(С)» по Р. Кэттелу (шкала 20—80, округление до целых чисел, в скобках даны значения результатов в стенах, полученные по таблице нормирования первичных баллов): Содержание схемы 2 обнаруживает, что профиль личности испытуемого в основном располагается так, что «тяготеет» к диапазону 50—64 соответствующему по нашей интегральной модели практико-мыслителъному типу характера; тип темперамента, — по параметру реактивности, — сангвиник, проявление типа темперамента по параметру активности, — меланхолия, что, в частности, подтверждается «выходами» профиля по отдельным факторам, включая фрустрированность (Q4), вправо, в сторону крайних значений по их расположению на данной схеме. Продолжить анализ можно по схемам 1—6.
Методика: «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)» [§§§§] Инструкция: выразить количеством баллов от 1 до 4 свое состояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» —правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, абаллы «2» и «3» — означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками.
Обработка результатов: по ключу следующего вида: там, где стоит знак (X), осуществляется обратный подсчет баллов: вместо 1, 2, 3, 4 считается соответственно: 4, 3, 2, 1 баллов. Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния—10, максимальное— 40, так как на каждый параметр (самочувствие, активность и настроение имеется по 10 оценок). Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент К Х«2». Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20—34, 35—49, 50—64, 65—80. Условно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям соответственно: меланхолии, флегматии, сангвинии и холерии.
Методика: «Характерологический опросник по К. Леонгарду — Г. Шмишеку» [*****]
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните подходящую для Вас цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО:
Обработка результатов: осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера.
Максимальное количество баллов (при округлении их числа до целого) — 80, минимальное — 20 баллов, — по каждой акцентуации. По определению К. Леонгарда, акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако, от последних акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определенность их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остается вариабельным как в пространстве (взаимодействия), так и во времени. Таким образом, акцентуации характера не ограничивают возможностей социальной адаптации человека, хотя и определенным образом докрашивают» его поведение. Познание акцентуаций характера, говоря словами З. Фрейда, позволяет раскрыть невидимые структуры кристаллов (характера) по линиям их разлома. Несмотря на обширные исследования в области акцентуаций личности и характера, до сих пор не сложилось окончательного представления даже о количестве возможных акцентуаций, не говоря об их однозначном описании. В нижеследующем тексте мы поэтому попытались свести, во-первых, число акцентуаций к десяти, как это предлагал К. Леонгард, а, во-вторых, в описании акцентуаций также синтезируется их современное понимание с леон-гардовским. Для более подробного изучения этого весьма сложного, актуального и очень интересного материала полезно ознакомиться, например, с исследованиями А. Е. Личко, работами Ю. М. Орлова, Л. Н. Собчик, Н. А. Государева и других авторов. Для семейного и молодежного психологического консультирования заслуживает внимание работа Г. Дейнега «Искусство жить вместе», полностью раскрывающая то, как может быть использован опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека в анализе человеческих взаимоотношений. Обработка результатов применения этого опросника осуществляется с различной мерой объема интерпретации. Довольно редко встречается такое, что какая-то акцентуация отсутствует полностью, — обычно следует выписать все результаты в порядке их выраженности и, построив различного рода профили и диаграммы, проанализировать вначале взаимоотношение акцентуаций (с этой целью у нас и даны названия их, а не только типов), а затем, из сложившегося общего понимания характера конкретного человека, сконструировать его описание из приводимых описаний отдельных акцентуаций. Не настаивая на идеальности нашего подхода, мы считаем также полезным перед проведением работы по опроснику К. Леонгарда — Г. Шмишека уже иметь данные по опросникам Г. Айзенка и Р. Кэттелла, по другим приводимым выше методикам и, в частности, по самооценке характера и настроения (САН). Наконец, учитывая, что по К. Леонгарду и по мнению В. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского, акцентуации №№ 10, 2, 8 и 9 скорее относятся к характеру, а остальные, — преимущественно к темпераменту, мы должны обратиться к нашей модели взаимосвязи активности и реактивности. Как уже было показано нами на материале сравнения нашей модели с моделью Г. Айзенка, следует различать личностные, характерологические проявления темперамента и представленность его по параметру реактивности, — реактивные его свойства. Тогда возникают две нижеследующие схемы, раскрывающие общий смысл акцентуаций: первая — в их отношении к типам характера и вторая — в их отношении к типам темперамента:
Схема 3. Связь акцентуаций и типов характера
Схема 4. Связь акцентуаций и типов темперамента
На основании содержания схем 3 и 4 структура личности по параметрам активности и реактивности и в связи с акцентуациями личности по К. Леонгарду выглядит следующим образом (схема 5):
В содержании схемы 5 отчетливо обнаруживается «перекоса-принадлежности акцентуаций к художественному и мыслительному типам характера, — «крайним» в его нормальном распределении по параметру активности. Это является, во-первых, свидетельством того, что акцентуации характера являются своеобразной защитой его в социальной адаптации человека; во-вторых, сдвиг акцентуаций в стороны от центра нормального распределения подтверждает, что для большинства людей они не имеют существенного влияния на поведение, за исключением явлений депрессии и вытеснения (вымещения); в-третьих, «края» нормального распределения (4, 56% от общей площади, не учитываемые нами в типологии личности) действительно принадлежат не столько типам, сколько акцентуациям характера и, наконец, пограничным явлениям дезадаптации. В подтверждение сказанного приведем упрощенную по форме схему 6: «крайнего», неврастенического варианта дезадаптации (в. д. ) по Л. Н. Собчик (1990, с. 18): «Соотношение типов ВНД, свойств нервной системы и индивидуально-типологических свойств личности с цветовым выбором» (ПоМ. Люшеру и адаптированному варианту MMPI — СМИЛ)[†††††]. Относительно цветового выбора следует заметить, что в норме выбираются: вместо желтого — зеленый, синий нужно заменить на желтый и зеленый замещается синим, — то есть как в отношении цвета, так и в отношении всего содержания схемы Л. Н. Собчик, дезадаптация не должна приниматься за норму характера, представленную на схемах 2—5. Таким образом, основываясь на схемах 3—5, интерпретацию результатов опросника К. Леонгарда — Г. Шмишека мы предлагаем проводить в связи с интегральной моделью личности в системе конструктивной типологии. При этом появляются дополнительные, по сравнению с обычным использованием опросника, возможности понимания личности конкретного человека, обеспечивающие повышение надежности диагноза и прогноза его психического развития. Дополнительным аргументом в пользу нашего подхода является разработка Л. Н. Собчик, которая на основании своего практического опыта применения теста ММР1 в его адаптированной форме также строит подобную модель личности, основанную, правда, лишь на статистических и не равноценных по своим значениям связях. Ее модель взаимосвязи профилей опросника MMPI (или СМИЛ) с индивидуально-личностной типологией в духе Г. Айзенка не отражает психологического смысла представленных корреляций и не может служить их объяснению, особенно в плане перехода к сфере мотивации, к сфере собственно человеческой, субъективной, сознательной деятельности. Иначе говоря, модель Л. Н. Собчик является именно возникшей из опыта констатирующей моделью интерпретации результатов исследований, практически полностью подтверждающих интегральную модель личности в системе конструктивной типологии. В этом совпадении моделей личности мы видим прежде всего высокий профессионализм Л. Н. Собчик, по сути вновь создавшей отечественный вариант многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), позволяющего получать достаточно надежные результаты. Единственное, пожалуй, вполне поправимое ограничение СМИЛ, состоит в ограниченности исходных понятий о личности подходом «снизу», — от абсолютизации их корреляций со свойствами нервной системы. На самом деле даже при неврастенической дезадаптации необходимо прежде анализировать «верхние» корреляции свойств личности с «е мотивами и состояниями сознания — по примеру З. Фрейда. Состояние дезадаптации личности системно; оно диагностируется и «от» свойств ВНД, и «от» убеждений человека, однако прямой путь к изучаемому явлению и построению той же самой его модели начинается от сущности, а не от телесности этого явления и человека в целом. Конструктивная, сущностная модель личности изначально строится так, что акцентуации характера являются следствием ортогонального отношения реактивности и активности, а также, как это показано в разделе «Направленность... », следствием структурных отношений мотивации, обусловленных осознанными способами взаимодействия человека с миром. Место акцентуаций в сущностной модели — относительно, в то время как в эмпирической модели их место абсолютно и не предполагает обычного сознательного и свободного поведения человека. Поэтому не следует, изучая описания акцентуаций, абсолютизировать их значение в содержании характера, хотя и пренебрегать ими в общении людей было бы ошибочно. В возрастном плане следует отметить, что с годами тревожность и демонстративность поведения проявляются не так ярко, поскольку потребности в автономии личности уступают стремлениям к продолжению себя в людях, к взаимному эмоциональному донорству. Меняется и стиль «исполнения» ролей родителя, взрослого и ребенка. В обыденном общении акцентуации характера различным образом обнаруживаются в таких, например, ситуациях, как: «Попался, такой-сякой», «Все из-за тебя», «Я лучше, чем ты (или чем другие)», «Не могли бы Вы, — (но на самом деле пусть мне никто и ничто никогда не поможет)», «Ты — мой (наш) должник», «Деревянная нога»-—постоянное использование мнимого дефекта ради необоснованных привилегий, «Судебная камера» — суд близких в присутствии посторонних, семейный суд; «Загнанная лошадь» (хлопотливая хозяйка) — до первого внешнего повода уйти от обязанностей вообще, ибо на самом деле они никак неприемлемы и тягостны, а потому и «срочно» все сразу «выполняются»/имитируются; «Человек-подкаблучник», «Человек-манипулятор» (всегда прав и редко сочувствует); «Звездный комплекс» и «Комплекс неполноценности». Возможны пережитки «плебейского стиля» общения: ругань, приказы и запреты, риторические унижающие вопросы, выговоры по типу «вечно ты» или «ты бы» и «я бы на твоем месте», «снова ты», «всегда ты» и т. д., иронии, сарказмы, наговоры своего, издевки, использование различного рода сравнений, и только полярных. Описание акцентуаций по К. Леонгарду и другим уже упоминавшимся авторам строится по следующему плану: номер акцентуации, ее название, название типа по К. Леонгарду, общее описание, описание черт личности и характера человека, привлекательных по первому впечатлению; описание «конфликтных» черт человека, уже достаточно знакомого Вам; указание ситуаций, наиболее благоприятных и наиболее конфликтогенных для человека, обладающего описываемой акцентуацией: для краткости последние и черты личности обозначаются: «+» или «—» ситуации (черты). 1. Гипертимическая, гипертимный тип: от слова «тимус» — настроение, фон которого постоянно повышен. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся. + ч.: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность. —ч.: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе. + с: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки. —с.: Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки. 2. Проективная, возбудимый тип: от бес- и сознательного переноса собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями. + ч.: Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость,, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным. —ч.: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях. + с: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве. —с: Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба. 3. Эмоцентрическая, эмотивный тип: Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, — любое событие, свой вкладе, него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом. + ч.: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность. —ч.: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение увидеть главное, увязание в деталях. + с: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений общения и труда и объективного контроля. —с: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства. 4. Дистимическая, депрессивная; дистимический тип — с преимущественно пониженным настроением, что свойственно тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания событий или апатичное к ним отношение. + ч.: Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости. —ч.: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу. +с: Профессии типа «Человек — знаковые системы», «Человек— природа», не требующие, однако, работы на скорость, —с.: Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми. 5. Невротическая, невротический; тревожно-боязливый тип — тип с повышенной склонностью к страхам, чаще диагностируемый у детей и женщин. Даже незначительные события, нарушающим сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка таких людей понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|