Случайная, специфическая, уникальная) среда
Авторы и сторонники большинства психологических теорий, ста- вящих в центр своего внимания проблему среды и средовых влияний на развитие, предполагают: дети похожи на своих родителей потому, что родители создают для своих детей общую семейную среду, а сиблин- * Надо лишь иметь в виду, что термином «личностные черты» покрывается очень широкий круг характеристик, относящихся, с точки зрения отечественной психологии, к разным подструктурам индивидуальности: и к темпераменту (на- пример, эмоциональность), и к собственно личностным чертам (например, кон- формность — независимость). ги похожи друг на друга в результате того, что воспитываются в одной семье, т.е. в одной среде. За последние два десятилетия это предполо- жение было опровергнуто результатами нескольких исследований близ- нецов и приемных детей, которые были проведены с целью проверки гипотезы о том, что сходство родственников в одной семье объясня- ется влиянием общих для них генов, а не общей семейной средой. И это предположение подтвердилось: данные множества психогенети- ческих исследований настойчиво убеждают в том, что сходство при- знаков у родственников объясняется скорее их генетической, чем сре- довой близостью. Общая семейная среда, как только что говорилось, играет относительно небольшую роль в формировании индивидуаль- но-психологических различий. Единственным исключением из этого правила являются расстройства поведения у подростков - в этом слу- чае семейная среда оказывается значимой. Наблюдение и интервью. Одним из самых широко используемых инструмен- тов для оценки и измерения характеристик среды является методика ДОМ (от
англ. НОМЕ — Home Observation for Measurement of the Environment). ДОМ по- зволяет оценивать такие характеристики среды, как эмоциональная и вербаль- ная реактивность родителей, избегание ограничений и наказаний, организация физической и временной среды, обеспечение ребенка адекватным материалом для игр. Опросники. Без сомнения, самым популярным методом изучения средовых характеристик являются опросники. Существует целый ряд инструментов, позво- ляющих оценивать социальные характеристики семьи, ее эмоционально-психоло- гический климат и стили воспитания. Однако эти методы субъективны по своей природе, и вопрос о том, насколько субъективность восприятия тех или иных показателей среды искажает данные о реальных средовых условиях, остается от- крытым. Для того чтобы избежать подобных искажений, в рамках психогенетичес- ких исследований часто собирают информацию об одних и тех же средовых пока- зателях у разных членов семьи. После проведения определенного рода статисти- ческой обработки этих первичных данных выделяется только та часть полученной информации, которая разделяется всеми респондентами. Именно она затем ис- пользуется в психогенетическом анализе. В целом ситуация такова: на долю средовых компонентов феноти- пической дисперсии психологических признаков приходится по край- ней мере 50% их общей вариативности. Но среди этих 50% дисперсии относительно небольшая часть объясняется общесемейными средо- выми условиями. Существенная же доля средовой дисперсии объясня- ется не общесемейными, а специфическими для каждого члена семьи средовыми компонентами - индивидуальной средой. Это замечатель- ное по своей неожиданности наблюдение позволяет предположить, что большинство средовых влияний, важных для формирования того или иного признака, мало связаны с характеристиками семейной среды. Напротив, оказывается, что наиболее важным источником изменчи-
вости являются индивидуально специфические, уникальные для дан- ного ребенка средовые характеристики, в том числе среда за предела- ми семьи, среда, которая не пересекается с индивидуальными среда- ми других членов семьи. Иначе говоря, средовые условия, играющие какую-то роль в фор- мировании поведенческих признаков, могут действовать таким обра- зом, что дети, растущие в одной семье, становятся похожими друг на друга не более, чем дети, растущие в разных семьях. Факторы индивидуальной среды объясняют часть фенотипичес- кой дисперсии, которая не объясняется ни генетическим, ни общесе- мейными средовыми компонентами. Правда, компонент индивиду- альной среды в той его статистической форме, которая существует в психогенетических моделях, включает в себя и ошибки измерения. Например, если генетический компонент, подсчитанный при анали- зе вариативности по какому-то признаку, измеряемому при помощи вопросника, составляет 60% фенотипической изменчивости, а обще- семейная среда — 0%, то уникальная среда составляет 40%. Допустим, что надежность использованного опросника составляет 0,85, т.е. при- мерно 15% дисперсии объясняется ошибкой измерения (вероятнос- тью того, что при повторном опросе данный респондент ответит ина- че). Другими словами, систематический вклад уникальной среды в фенотипическую дисперсию по исследуемому признаку составит в данном случае, при очень упрощенной оценке, 40% - 15% = 25% общей изменчивости. Изучая уникальную среду, необходимо научиться выделять и пси- хологически содержательно описывать ее составляющие. Простое вы- деление уникально-средового компонента фенотипической диспер- сии в его математическом выражении не может привести к каким- либо осмысленным психолого-педагогическим выводам. Этот компонент дисперсии обязательно должен быть «наполнен» конкрет- ными характеристиками среды. Например, недостаточно просто ут- верждать, что индивидуальная среда отвечает за 50% вариативности по признаку когнитивного риска. Среди громадного количества сре- довых условий, составляющих уникальную среду, необходимо опи- сать те конкретные факторы, которые действительно влияют на изу-
чаемую характеристику. Часто психогенетические исследования слу- жат лишь начальным звеном в цепочке следующей за ними работы. Определив относительную значимость именно уникальных средовых компонентов, психогенетики пытаются выделить и описать их. Имен- но здесь находится точка пересечения психогенетических и собствен- но психологических исследований: определив значимость средовых эффектов, психогенетики надеются на помощь психологов в нахож- дении и содержательном описании этих компонентов. И наоборот, акцент на том или ином средовом компоненте, получаемый при раз- ложении дисперсии психологического признака, должен указать пси- хологу и педагогу направление поисков. Однако необходимо отметить и важность исследовательского движения в другом направлении, а именно, от результатов психологических исследова- ний к психогенетическим моделям. Так, в исследованиях факторов риска при заболевании алкоголизмом в подростковом возрасте психологи установили значимость потери обоих родителей. Однако близнецовое исследование деп- рессии и алкоголизма, проведенное группой исследователей в штате Вирд- жиния, США [308, 309], показало отсутствие значимого влияния общесемей- ной среды на формирование индивидуальных различий по этому признаку. Пытаясь преодолеть противоречивость результатов, исследователи повтори- ли анализ своих моделей, подставив вместо абстрактного компонента обще- семейной среды конкретные данные, касающиеся семейного положения каж- дой близнецовой пары. Выяснилось, что потеря родителей действительно является существенным фактором риска для развития алкоголизма у подро- стков и что включение этой переменной в психогенетическую модель улуч- шает объяснительный потенциал модели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|