Способы оценки средовых эффектов
Как же исследователи, используя основные методы психогенети- ки, оценивают вклад среды в фенотипическую дисперсию? Основ- ным методологическим статистическим инструментом, использован- ным в большинстве таких исследований, был метод анализа путей (гл. VIII). Здесь мы рассмотрим несколько более прямых способов оцен- ки вклада общесемейной и индивидуальной (внутрисемейной) сре- довых составляющих. Прямой тест общей семейной среды может быть осуществлен в рамках метода приемных детей. Почему, например, оцененная в дет- стве корреляция (т.е. сходство) общих познавательных способностей между сводными сиблингами (не являющимися генетическими род- ственниками, но растущими в одной семье) составляет 0,25? Ответ очевиден: причина их сходства заключается в том, что они растут в одной семье и, таким образом, испытывают общие семейные средо- вые влияния. Однако в подростничестве корреляция практически рав- на нулю, свидетельствуя о том, что в этом возрасте общая семейная среда существенной роли, вероятнее всего, уже не играет. Корреля- ции сводных сиблингов по личностным признакам и большинству психопатологических характеристик статистически не отличаются от нуля, на каких бы возрастных этапах они ни оценивались. Эти резуль- таты позволяют сформулировать гипотезу о том, что для таких при- знаков важны индивидуально-специфические, а не общесемейные средовые влияния. Подобно тому как метод приемных сиблингов дает возможность оценить общесемейные средовые влияния, метод близнецов позволя- ет получить прямую оценку влияний индивидуальной среды. Поскольку МЗ близнецы являются генетическими копиями друг друга и прожи-
вают в одной семье, воспитываясь в одинаковых общесемейных сре- довых условиях, различия между ними могут быть объяснены только влияниями неразделяемой ими, уникальной для каждого индивиду- альной среды. Например, корреляция МЗ близнецов по показателям личностных опросников составляет в среднем около 0,45. Это означа- ет, что их различия, т.е. остальные 55%, не могут быть объяснены семейной средой и, следовательно, возникают за счет влияний инди- видуальной среды (как уже говорилось, вместе с ошибкой измере- ния). Подобные корреляции были получены и для большинства пси- хопатологических характеристик: сходство МЗ близнецов относитель- но невысоко, что свидетельствует о значительной роли уникальной средовой составляющей. Различия МЗ близнецов — консервативная оценка уникальной среды, поскольку они часто создают свою специфическую близнецо- вую среду, как правило, увеличивающую их внутрипарное сходство; хотя подобная среда в принципе возможна и в парах разновозрастных сиблингов, но встречается она чрезвычайно редко. Например, корре- ляция МЗ близнецов по признаку общих познавательных способнос- тей достаточно высока (0,85), поэтому на первый взгляд кажется, что индивидуальные средовые влияния здесь невелики (1 - 0,85 = 0,15). Однако корреляция для ДЗ близнецов составляет примерно 0,60, а для сиблингов (т.е. людей, имеющих, как и ДЗ близнецы, в среднем 50% общих генов) — 0,40, позволяя предполагать, что специфическая близнецовая среда, свойственная не только МЗ близнецам, составля- ет примерно 20% изменчивости по этому признаку (0,60 - 0,40 = 0,20). Соответственно, МЗ корреляция, в результате того, что она от- ражает влияние близнецовой среды, может быть завышена на 0,20. Иными словами, примерно 1/3 часть фенотипической дисперсии по признаку общих познавательных способностей объясняется вариатив- ностью уникальной индивидуальной среды: 1 — (0,85 — 0,20) = 0,35.
Таким способом ученые получают количественную оценку значи- мости общесемейной и индивидуальной среды в формировании ин- дивидуально-психологических различий. Сравнивая их применитель- но к разным психологическим чертам или разным возрастам, можно в общих чертах уяснить относительную эффективность этих средовых параметров. Однако необходимо сделать следующий шаг — психоло- гически содержательно описать, выделить и измерить конкретные компоненты указанных типов сред. В психогенетических исследовани- ях это делается следующим образом. ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ При выделении специфических параметров индивидуальной сре- ды акцент ставится на тех ее характеристиках, которые специфичны для каждого ребенка, а не для сиблингов вообще как «единице» вос- питания. Большинство характеристик среды, изучаемых в психологии развития, являются общими для семьи и не рассматриваются как спе- цифические для каждого отдельного ребенка. Например, развод роди- телей — событие, фактически общее для всех детей семьи. Сам по себе развод, оцениваемый как фактор риска в психологии развития, не может быть источником межиндивидуальной изменчивости по изу- чаемому признаку у детей данной семьи. Однако исследования, по- священные влиянию развода на эмоциональное состояние детей, по- казали, что члены одной семьи переживают его по-разному. Поэтому если развод исследуется в контексте переживаний, вызываемых им у каждого ребенка, то субъективные переживания данного события ста- новятся элементом индивидуальной среды и могут быть источником межиндивидуальной вариативности. Это означает, в свою очередь, что даже тогда, когда средовые характеристики специфичны для каждого ребенка, они могут разде- ляться обоими сиблингами и, главное, могут переживаться ими и в очень похожей, и в разной манере. Поэтому исследования уникальной среды у сиблингов должны не просто констатировать факт (напри- мер, развод), но и включать вопрос о том, насколько индивидуали- зировано переживание данного средового условия каждым из них. Например, насколько одинаково переживают материнскую любовь и
ласку все члены семьи? Наблюдения взаимодействий между сиблин- гами первых двух лет жизни и их матерями показали, что материнс- кую вокализацию (ауканье и т.п.) они переживают примерно одина- ково [233], и поведение сиблингов, возникающее в ответ на эту вока- лизацию, сходно. В то же время корреляция поведения сиблингов в ответ на выражения материнской любви и привязанности невысока и статистически не значима; она позволяет сделать вывод, что эти пе- реживания уникальны для каждого из них. Характеристиками уникальной среды являются, по определению, некоторые формальные показатели структуры семьи (например, оче- редность рождения и интервал между рождениями братьев и сестер). Однако было показано, что эти параметры отвечают за относительно небольшой процент дисперсии психологических признаков. Исследо- вания некоторых более динамичных характеристик уникальной среды привели к утверждению, что сиблинги, растущие в одной семье, имеют разные стили жизни [242]. Как считают сами сиблинги, родители от- носятся к ним по-разному, несмотря на утверждения родителей о том, что они относятся к своим детям абсолютно одинаково. Исследо- вания, использующие метод наблюдения, свидетельствуют в пользу позиции сиблингов. На рис. 6.2 показаны корреляции сиблингов по показателям се- мейной среды, полученные в рамках исследования «Уникальная Сре- да и Развитие Подростков (УСРП)». В течение двух двухчасовых визи- тов в семьи 720 пар сиблингов, чей возраст варьировал от 10 до 18 лет, братья и сестры, а также их родители работали с большим числом Примечание. У детей — их оценки отношения родителей к каждому из них и соб- ственных отношений с сиблингом; у родителей — самооценка стиля воспитания и экспертная оценка отношений между сиблингами; наблюдения — экспертные оценки видеозаписей (см. текст). опросников и интервью, с помощью которых предполагалось изме- рить характеристики семейной среды. Кроме того, исследователи ис-
пользовали видеозапись обсуждения какого-то семейного конфликта, в обсуждении которого принимали участие и родители, и дети. По окончании исследования видеозаписи были внимательно проанали- зированы, определенные поведенческие сегменты — кодированы. Корреляция сиблингов по самооценочным шкалам, описывающим особенности их отношений друг с другом и с родителями (например, оценка ребенком или подростком того, насколько негативно отно- сятся к нему родители), были сравнительно невелики, как и корреля- ции характеристик поведения, оцененных на основе видеозаписей. Эти результаты позволяют предполагать, что подобные пережива- ния в большинстве своем являются неразделенными, уникальными для каждого из сиблингов. Напротив, родительские оценки каждого сиблинга в отдельности высоко коррелировали между собой. Даже если предположить, что в этих данных присутствует эффект двойной оцен- ки каждым родителем своего ребенка, то и тогда высокие корреляции родительских оценок для пар сиблингов свидетельствуют о том, что родительские отчеты плохо дифференцируют среду их детей и потому не являются наилучшим источником для сбора материалов относитель- но специфических влияний индивидуальной среды каждого сиблинга. Индивидуальная среда сиблингов не ограничивается только их переживаниями событий семьи и семейных отношений. Переживания вне семьи, связанные с тем, как каждый из сиблингов взаимодей- ствует с окружающим его миром, — очевидно, более яркие и пред- ставительные примеры средовых влияний, называемых индивидуаль- ными (уникальными). Например, насколько похоже воспринимаются сиблингами их друзья, климат социальных групп, к которым каждый из них принадлежит, жизненные события? Ответ на этот вопрос был получен в ряде исследований: «сходство» переживаний сиблингов до- статочно ограничено. Сиблинговые корреляции варьируют в пределах 0,10-0,40. Кроме того, есть основания предполагать, что единичные несистематические явления в жизни сиблингов, касающиеся только одного из них (например, заболевание или другие внезапные и ин- тенсивные события), также могут приводить к возникновению раз- личий между сиблингами. Накапливаясь и взаимодействуя в течение длительного периода, эти «сиблинго-специфические» переживания могут привести к появлению существенных различий между родными братьями и сестрами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|