Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы оценки средовых эффектов




Как же исследователи, используя основные методы психогенети-

ки, оценивают вклад среды в фенотипическую дисперсию? Основ-

ным методологическим статистическим инструментом, использован-

ным в большинстве таких исследований, был метод анализа путей

(гл. VIII). Здесь мы рассмотрим несколько более прямых способов оцен-

ки вклада общесемейной и индивидуальной (внутрисемейной) сре-

довых составляющих.

Прямой тест общей семейной среды может быть осуществлен в

рамках метода приемных детей. Почему, например, оцененная в дет-

стве корреляция (т.е. сходство) общих познавательных способностей

между сводными сиблингами (не являющимися генетическими род-

ственниками, но растущими в одной семье) составляет 0,25? Ответ

очевиден: причина их сходства заключается в том, что они растут в

одной семье и, таким образом, испытывают общие семейные средо-

вые влияния. Однако в подростничестве корреляция практически рав-

на нулю, свидетельствуя о том, что в этом возрасте общая семейная

среда существенной роли, вероятнее всего, уже не играет. Корреля-

ции сводных сиблингов по личностным признакам и большинству

психопатологических характеристик статистически не отличаются от

нуля, на каких бы возрастных этапах они ни оценивались. Эти резуль-

таты позволяют сформулировать гипотезу о том, что для таких при-

знаков важны индивидуально-специфические, а не общесемейные

средовые влияния.

Подобно тому как метод приемных сиблингов дает возможность

оценить общесемейные средовые влияния, метод близнецов позволя-

ет получить прямую оценку влияний индивидуальной среды. Поскольку

МЗ близнецы являются генетическими копиями друг друга и прожи-

вают в одной семье, воспитываясь в одинаковых общесемейных сре-

довых условиях, различия между ними могут быть объяснены только

влияниями неразделяемой ими, уникальной для каждого индивиду-

альной среды. Например, корреляция МЗ близнецов по показателям

личностных опросников составляет в среднем около 0,45. Это означа-

ет, что их различия, т.е. остальные 55%, не могут быть объяснены

семейной средой и, следовательно, возникают за счет влияний инди-

видуальной среды (как уже говорилось, вместе с ошибкой измере-

ния). Подобные корреляции были получены и для большинства пси-

хопатологических характеристик: сходство МЗ близнецов относитель-

но невысоко, что свидетельствует о значительной роли уникальной

средовой составляющей.

Различия МЗ близнецов — консервативная оценка уникальной

среды, поскольку они часто создают свою специфическую близнецо-

вую среду, как правило, увеличивающую их внутрипарное сходство;

хотя подобная среда в принципе возможна и в парах разновозрастных

сиблингов, но встречается она чрезвычайно редко. Например, корре-

ляция МЗ близнецов по признаку общих познавательных способнос-

тей достаточно высока (0,85), поэтому на первый взгляд кажется, что

индивидуальные средовые влияния здесь невелики (1 - 0,85 = 0,15).

Однако корреляция для ДЗ близнецов составляет примерно 0,60, а для

сиблингов (т.е. людей, имеющих, как и ДЗ близнецы, в среднем 50%

общих генов) — 0,40, позволяя предполагать, что специфическая

близнецовая среда, свойственная не только МЗ близнецам, составля-

ет примерно 20% изменчивости по этому признаку (0,60 - 0,40 =

0,20). Соответственно, МЗ корреляция, в результате того, что она от-

ражает влияние близнецовой среды, может быть завышена на 0,20.

Иными словами, примерно 1/3 часть фенотипической дисперсии по

признаку общих познавательных способностей объясняется вариатив-

ностью уникальной индивидуальной среды: 1 — (0,85 — 0,20) = 0,35.

Таким способом ученые получают количественную оценку значи-

мости общесемейной и индивидуальной среды в формировании ин-

дивидуально-психологических различий. Сравнивая их применитель-

но к разным психологическим чертам или разным возрастам, можно

в общих чертах уяснить относительную эффективность этих средовых

параметров. Однако необходимо сделать следующий шаг — психоло-

гически содержательно описать, выделить и измерить конкретные

компоненты указанных типов сред. В психогенетических исследовани-

ях это делается следующим образом.

ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЫ

При выделении специфических параметров индивидуальной сре-

ды акцент ставится на тех ее характеристиках, которые специфичны

для каждого ребенка, а не для сиблингов вообще как «единице» вос-

питания. Большинство характеристик среды, изучаемых в психологии

развития, являются общими для семьи и не рассматриваются как спе-

цифические для каждого отдельного ребенка. Например, развод роди-

телей — событие, фактически общее для всех детей семьи. Сам по

себе развод, оцениваемый как фактор риска в психологии развития,

не может быть источником межиндивидуальной изменчивости по изу-

чаемому признаку у детей данной семьи. Однако исследования, по-

священные влиянию развода на эмоциональное состояние детей, по-

казали, что члены одной семьи переживают его по-разному. Поэтому

если развод исследуется в контексте переживаний, вызываемых им у

каждого ребенка, то субъективные переживания данного события ста-

новятся элементом индивидуальной среды и могут быть источником

межиндивидуальной вариативности.

Это означает, в свою очередь, что даже тогда, когда средовые

характеристики специфичны для каждого ребенка, они могут разде-

ляться обоими сиблингами и, главное, могут переживаться ими и в

очень похожей, и в разной манере. Поэтому исследования уникальной

среды у сиблингов должны не просто констатировать факт (напри-

мер, развод), но и включать вопрос о том, насколько индивидуали-

зировано переживание данного средового условия каждым из них.

Например, насколько одинаково переживают материнскую любовь и

ласку все члены семьи? Наблюдения взаимодействий между сиблин-

гами первых двух лет жизни и их матерями показали, что материнс-

кую вокализацию (ауканье и т.п.) они переживают примерно одина-

ково [233], и поведение сиблингов, возникающее в ответ на эту вока-

лизацию, сходно. В то же время корреляция поведения сиблингов в

ответ на выражения материнской любви и привязанности невысока и

статистически не значима; она позволяет сделать вывод, что эти пе-

реживания уникальны для каждого из них.

Характеристиками уникальной среды являются, по определению,

некоторые формальные показатели структуры семьи (например, оче-

редность рождения и интервал между рождениями братьев и сестер).

Однако было показано, что эти параметры отвечают за относительно

небольшой процент дисперсии психологических признаков. Исследо-

вания некоторых более динамичных характеристик уникальной среды

привели к утверждению, что сиблинги, растущие в одной семье, имеют

разные стили жизни [242]. Как считают сами сиблинги, родители от-

носятся к ним по-разному, несмотря на утверждения родителей о

том, что они относятся к своим детям абсолютно одинаково. Исследо-

вания, использующие метод наблюдения, свидетельствуют в пользу

позиции сиблингов.

На рис. 6.2 показаны корреляции сиблингов по показателям се-

мейной среды, полученные в рамках исследования «Уникальная Сре-

да и Развитие Подростков (УСРП)». В течение двух двухчасовых визи-

тов в семьи 720 пар сиблингов, чей возраст варьировал от 10 до 18 лет,

братья и сестры, а также их родители работали с большим числом

Примечание. У детей — их оценки отношения родителей к каждому из них и соб-

ственных отношений с сиблингом; у родителей — самооценка стиля воспитания и

экспертная оценка отношений между сиблингами; наблюдения — экспертные

оценки видеозаписей (см. текст).

опросников и интервью, с помощью которых предполагалось изме-

рить характеристики семейной среды. Кроме того, исследователи ис-

пользовали видеозапись обсуждения какого-то семейного конфликта,

в обсуждении которого принимали участие и родители, и дети. По

окончании исследования видеозаписи были внимательно проанали-

зированы, определенные поведенческие сегменты — кодированы.

Корреляция сиблингов по самооценочным шкалам, описывающим

особенности их отношений друг с другом и с родителями (например,

оценка ребенком или подростком того, насколько негативно отно-

сятся к нему родители), были сравнительно невелики, как и корреля-

ции характеристик поведения, оцененных на основе видеозаписей.

Эти результаты позволяют предполагать, что подобные пережива-

ния в большинстве своем являются неразделенными, уникальными

для каждого из сиблингов. Напротив, родительские оценки каждого

сиблинга в отдельности высоко коррелировали между собой. Даже если

предположить, что в этих данных присутствует эффект двойной оцен-

ки каждым родителем своего ребенка, то и тогда высокие корреляции

родительских оценок для пар сиблингов свидетельствуют о том, что

родительские отчеты плохо дифференцируют среду их детей и потому

не являются наилучшим источником для сбора материалов относитель-

но специфических влияний индивидуальной среды каждого сиблинга.

Индивидуальная среда сиблингов не ограничивается только их

переживаниями событий семьи и семейных отношений. Переживания

вне семьи, связанные с тем, как каждый из сиблингов взаимодей-

ствует с окружающим его миром, — очевидно, более яркие и пред-

ставительные примеры средовых влияний, называемых индивидуаль-

ными (уникальными). Например, насколько похоже воспринимаются

сиблингами их друзья, климат социальных групп, к которым каждый

из них принадлежит, жизненные события? Ответ на этот вопрос был

получен в ряде исследований: «сходство» переживаний сиблингов до-

статочно ограничено. Сиблинговые корреляции варьируют в пределах

0,10-0,40. Кроме того, есть основания предполагать, что единичные

несистематические явления в жизни сиблингов, касающиеся только

одного из них (например, заболевание или другие внезапные и ин-

тенсивные события), также могут приводить к возникновению раз-

личий между сиблингами. Накапливаясь и взаимодействуя в течение

длительного периода, эти «сиблинго-специфические» переживания

могут привести к появлению существенных различий между родными

братьями и сестрами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...