Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три метода определения гс-корреляции




С целью изучения вклада ГС-корреляции в фенотипическую из-

менчивость психологического признака используются три основных

метода. Они различаются между собой тем, что позволяют определять

разные типы корреляций: первый метод служит для выделения пас-

сивной ГС-корреляции, второй — для определения реактивного и

активного типов, а с помощью третьего метода определяются все три

типа корреляций.

В рамках первого метода исследователи сравнивают корреляции

между средовыми показателями и изучаемым признаком в родных и

приемных семьях (рис. 6.4а). В родных семьях корреляции между изме-

ряемой характеристикой среды и психологическим признаком ребен-

ка могут быть средовыми по своей природе (часто сразу делается именно

Рис. 6.4. Методы определения генотип-средовых корреляций.

такое заключение) или смешанными (в дополнение к средовым, генетические факторы также могут вносить свой вклад в регистрируемую корреляцию). Подобное «проникновение» генетических факторов в мир среды возникает, например, в том случае, если генетически детерминированные особенности родителей (наследуемые

признаки) связаны (коррелируют) как с характеристикой среды, так и с поведенческим признаком ребенка. Например, одним из часто используемых инструментов, измеряющих семейную среду, является уже упоминавшаяся методика ДОМ (НОМЕ), которая, помимо обобщенной оценки, дает характеристики материнской отзывчивости, строгости, включенности в жизнь ребенка и склонности к наказаниям. Исследователи неоднократно замечали, что в родных семьях показатели, полученные при использовании методики ДОМ, значимо коррелируют с показателями познавательного развития ребенка. Однако оказалось, что интеллект родителей (напомним, что вклад генотипической дисперсии в фенотипическую дисперсию интеллекта составляет примерно 50%) тоже значимо коррелирует как с показателями по ДОМу, так и с показателями познавательных способностей ребенка. Соответственно, можно предположить, что какая-то доля корреляций между генотипами детей и родителей опосредована средой. Высокоинтеллектуальные родители, например, формируют свою семейную среду так, что она обогащает среду ребенка, генотип которого предположительно унаследован им от «генетически» интеллектуальных родителей и, тем самым, «предрасполагает» его к высоким интеллектуальным достижениям; иначе говоря, такой ребенок получает от родителей и хорошую генетическую основу, и хорошую среду, что в совокупности и составляет феномен пассивной ГС-корреляции. В приемных же семьях связь между семейной средой и поведенческим признаком, возникающая за счет сходства генотипов родителей и детей, отсутствует, поскольку усыновители и дети не являются генетическими родственниками. Соответственно, если при сравнении корреляций между средовыми характеристиками и поведенческими признаками ребенка в приемных и родных семьях оказывается, что корреляции в последнем случае выше, это интерпретируется как свидетельство пассивной ГС-корреляции. Еще раз напомним, что такая корреляция называется пассивной, поскольку обе ее составляющие (гены и среда) «пассивно», т.е. одна независимо от другой, наследуются ребенком.

Что же было обнаружено при исследовании пассивной ГС-корреляции методом сравнения родных и приемных детей? Основным источником разного рода находок в этой области является Колорадское исследование приемных детей (рис. 6.5).

Например, корреляции между показателями ДОМа и уровнем познавательного развития детей двух лет оказались выше в родных, чем в приемных семьях [366]. Похожие результаты были получены и

для корреляций между показателями по ДОМу и уровнем речевого

развития детей. Для изучения долговременных эффектов пассивной

ГС-корреляции исследователи подсчитали корреляции между харак-

теристиками их среды по ДОМу, полученными, когда детям было 1

года, и оценками их познавательного развития в семилетнем возрасте.

Как показано на рис. 6.5, все корреляции были выше для родных, чем

для приемных детей. Интересно, что показатели по ДОМу коррелиру-

ют с признаками познавательного развития детей, но с когнитивны-

ми характеристиками родителей они не связаны [192]. Иными слова-

ми, согласно этим данным, познавательные способности родителей

не являются теми факторами, которые «задают» пассивную ГС-кор-

реляцию, — она обеспечивается какими-то другими факторами.

Свидетельства в пользу существования пассивной ГС-корреляции

не ограничиваются только индикаторами познавательного развития.

Когда показатели семейной среды используются в качестве лонги-

тюдных предикторов психологических особенностей детей на следую-

щих этапах развития, корреляции между одним и другим отчасти опос-

редуются генетическими факторами [362]. Так, особенности семей-

ной среды, зарегистрированные в то время, когда дети были в возрасте

одного года, коррелируют с оценками проблемного поведения этих

детей в 7-летнем возрасте, данными родителями и учителями. Заклю-

чение о генетическом влиянии было сделано на том основании, что

такие корреляции в родных семьях были выше, чем в приемных [343].

10-1432 145

Второй метод обнаружения ГС-корреляций состоит в изучении

корреляций между биологическими родителями детей, отданных на

воспитание, и общей средой тех семей, которыми эти дети были усы-

новлены (рис. 6.4б). Данный метод позволяет определять значимость

двух других типов ГС-корреляции (реактивной и активной). Психоло-

гические особенности биологических родителей детей, отданных на

воспитание в другие семьи, могут использоваться как индикаторы

генотипов детей, и затем эти индикаторы могут сопоставляться с по-

казателями среды в приемных семьях. Несмотря на то что индивиду-

ально-психологические особенности биологических родителей явля-

ются относительно слабыми индикаторами генотипов их детей, кор-

реляции между каким-либо показателем (поведенческим, личностным,

когнитивным) биологических родителей приемного ребенка и среды,

которая окружает этого ребенка в приемной семье, интерпретируется

как свидетельство того, что средовой показатель есть «отклик» на ге-

нетически контролируемую особенность усыновленного ребенка. Ины-

ми словами, среда (в данном случае созданная усыновителями) реа-

гирует на генетически контролируемые особенности приемного ре-

бенка _______(или он сам активно «выбирает» те или иные элементы среды).

Попытки применения этого метода в рамках Колорадского исследо-

вания приемных детей позволили установить весьма незначительную

роль реактивной и активной форм ГС-корреляций в формировании

индивидуальных различий по признакам, изучаемым в рамках этого

проекта. Например, корреляции между когнитивными характеристика-

ми биологических матерей и параметрами среды семей-усыновителей

не достигли статистического уровня значимости. Однако несколько при-

меров реактивной и активной ГС-корреляции было обнаружено (табл.

6.2). Например, приемные дети, чьи биологические матери, согласно их

самоотчетам, более импульсивны, в среднем имели более высокие по-

казатели по ДОМу. Это может означать, что приемные матери обычно

более чувствительны и реактивны, когда они усыновляют детей, гене-

тически предрасположенных к импульсивному поведению.

Таблица 6.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...