Страх перед местной анестезией (шприцефобия), стоматофобия.
Считается, что стресс пациента на приеме у стоматолога приводит к такому выбросу собственного адреналина надпочечниками пациента, что адреналин местного анестетика можно считать каплей в море. С точки зрения чистых цифр это так. Однако в условиях стресса организм пациента оказывается в условиях так называемого неустойчивого неравновесия, когда именно последней капли достаточно, чтобы «чаша переполнилась». В случае явной стрессорной реакции пациента следует применить все возможные методы от лекарственной премедикации и убеждений на основе логики до элементов разговорного гипноза. Анестетиками выбора являются препараты с низким содержанием эпинефрина и без него (убистезин, ультракаин Д, мепивастезин). 12.Психологический статус пациента. Неудовлетворительное психологическое состояние пациента (проявления депрессии, эмоциональная лабильность, плаксивость), известные негативные факты личной или социальной жизни пациента являются точно таким же фактором стресса, как и стоматофобия. 13.Надежность компании — производителя и поставщика медикаментов. Стандарты GMP при производстве, гарантия от подделки, гарантия правильного хранения и условий доставки. Таким образом, подводя итоги профилактики неотложных состояний методом правильного выбора анестетика, можно еще раз подчеркнуть, как важно врачу-стоматологу собрать максимально полную информацию как о соматическом статусе пациента, так и о его психологическом статусе. Сделать правильные выводы обо всех возможных факторах риска. Хорошо знать те препараты, которыми работает доктор. Иметь достаточный их выбор (в наличии «на все случаи жизни» убистезин форте, убистезин, мепивастезин, ультракаин Д, димедрол). Проводить анестезию, соблюдая все предосторожности (ампирационная проба, медленное введение, фракционное введение). Проводить психологическую подготовку и сопровождение пациента.
Снижение риска развития неотложных состояний на стоматологическом приеме. Психологическая профилактика
А. Б. Бичун к. м. н., врач анестезиолог-реаниматолог, сотрудник СПбМАПО, преподаватель курсов по оказанию неотложной помощи в стоматологии, курсов по созданию доверия пациента к врачу
В предыдущих статьях, посвященных профилактике неотложных состояний, нами определялись особенности оказания стоматологической помощи, вследствие которых амбулаторная стоматология является тем разделом медицинской практики, где избыточно часто по сравнению с иными видами амбулаторной помощи возникает развитие ургентных состояний, имеющих отношение не к профильной, стоматологической, а к соматической патологии. Многие авторы, исследующие проблемы, с которыми сталкивается врач-стоматолог, выделяют страх пациента. При этом именно боязнь стоматологического приема, страх, стресс, возникающий как до, так и в процессе оказания стоматологической помощи, называется одним из основных факторов, причин, ведущих к развитию неотложных состояний. В публикации, где рассматривался алгоритм профилактики развития неотложных состояний, нами упоминались, как необходимые, действия со стороны медицинского персонала, направленные на уменьшение боязни, страха пациентов. В этой статье мы будем обсуждать некоторые аспекты психологической профилактики возникновения стрессорной реакции у пациентов на стоматологическом приеме и конкретные необходимые условия преодоления страха.
Стрессорная реакция в ответ на неправильные цветовые сочетания Известно, что красный цвет вызывает усиление активности симпатического отдела вегетативной нервной системы [1]. И как следствие, возникает психическое и моторное возбуждение, тахикардия, увеличение цифр АД. Давайте сделаем закономерный вывод: в том случае, если мы хотим избежать дополнительной адренергической активации, усиливающей страх и боязнь пациента, нужно исключить красный цвет из интерьера клиники, рекламных надписей, одежды персонала. Белый цвет халатов, интерьера, особенно на фоне черного, серого цветов интерьера, также усиливает стрессорную реакцию пациентов. И наоборот, успокаивающими цветами являются светло-зеленый, светло-голубой:
они не только уменьшают стрессорную реакцию, но также способствуют повышению порога болевой чувствительности. Именно эти цвета оптимальны для кабинетов хирургического профиля. У зеленого цвета есть еще одно преимущество: на фоне светло-зеленых стен персоналу клиники, врачу легче удерживать длительную концентрацию внимания. Светло-желтый, светло-оранжевый, светло-розовый вызывают оптимистическое настроение, предвкушение хорошего будущего. Такие цвета оптимальны для холла, коридоров, кабинетов детских стоматологов.
Стрессорная реакция в ответ на неправильное расположение стоматологической установки Большинство людей предпочитают в незнакомой обстановке, и особенно там, где есть даже минимальная опасность сесть спиной в защищенное пространство, то есть спиной в угол, стену. И если кресло установки распложено спинкой к двери в кабинет, в открытое пространство, это усиливает ненужную нам реакцию со стороны пациентов. Особенно нехорошо, когда в процессе врачебного приема в кабинет, обустроенный таким образом, могут заходить иные сотрудники клиники. Понятно желание стоматолога посадить пациента так, чтобы дневной свет из окна был напротив лица пациента. И при этом, как правило, установку можно расположить таким образом, чтобы дверь в кабинет находилась на периферии зрения пациента, лучше справа, и уже не так важно, остается или нет за спиной пациента много открытого пространства. В том случае, если у вас уже все спланировано и технически очень трудно изменить расположение установки, можно рассмотреть возможность отгораживания кресла от двери с помощью дополнительной ширмы, стеклянной, малопрозрачной перегородки или других средств. Чрезвычайно важным является запрет на открывание дверей кабинета извне, если они расположены за спиной пациента и он их не видит. В случае если вы работаете в условиях, когда невозможно избежать перемещений медицинского персонала и других пациентов за спиной вашего пациента, предупреждайте его заранее, до начала лечения, о том, что дверь будет открываться и в нее будут входить медицинская сестра, другой пациент к вашему коллеге и т. д.
Стрессорная реакция в ответ на нарушение личного пространства У каждого человека есть собственная, индивидуально определенная зона безопасности, то есть пространство вокруг тела, пересечение которого другими людьми допустимо только в особых случаях и на короткое время. Психологами было установлено, что для тех, кто воспринимает информацию преимущественно через зрительный анализатор, такая зона безопасности больше, чем у тех, для кого кинестетическая система является ведущей. Существует большое число способов, дающих актуальную информацию о том, какая система в данный момент является главной для вашего пациента, — обычно об этом мы рассказываем на тренингах по эффективной коммуникации с пациентом. При этом достаточно информативным является наблюдение за взглядом пациента. Если он чрезвычайно внимательно, «напряженно» следит глазами за тем, как вы готовите карпульный шприц и другой инструментарий, можете быть уверены: в настоящий момент именно визуальная система отвечает за безопасность. В такой ситуации крайне желательно задействовать отвлечение зрительного внимания пациента. Известен и такой факт: зона личной безопасности сбоку всегда меньше, чем спереди, фронтально. Можно сделать вывод: карпульный шприц, независимо от того, какая система получения информации у пациента сейчас наиболее активна, следует подносить сбоку. Так же как и пододвигаться к пациенту не по диагонали, а строго сбоку и медленно, обязательно отвлекая его внимание разговором.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|