Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страх перед местной анестезией (шприцефобия), стоматофобия.




Считается, что стресс пациента на приеме у стоматолога приводит к тако­му выбросу собственного адреналина надпочечниками пациента, что адрена­лин местного анестетика можно считать каплей в море. С точки зрения чистых цифр это так. Однако в условиях стресса организм пациента оказывается в усло­виях так называемого неустойчивого неравновесия, когда именно последней капли достаточно, чтобы «чаша пере­полнилась». В случае явной стрессорной реакции пациента следует применить все возможные методы от лекарственной премедикации и убеждений на основе логики до элементов разговорного гип­ноза. Анестетиками выбора являются препараты с низким содержанием эпи­нефрина и без него (убистезин, ультра­каин Д, мепивастезин).

12.Психологический статус паци­ента.

Неудовлетворительное психологиче­ское состояние пациента (проявления депрессии, эмоциональная лабильность, плаксивость), известные негативные фак­ты личной или социальной жизни паци­ента являются точно таким же фактором стресса, как и стоматофобия.

13.Надежность компании — про­изводителя и поставщика медика­ментов.

Стандарты GMP при производстве, гарантия от подделки, гарантия пра­вильного хранения и условий доставки.

Таким образом, подводя итоги про­филактики неотложных состояний ме­тодом правильного выбора анестетика, можно еще раз подчеркнуть, как важно врачу-стоматологу собрать максимально полную информацию как о соматическом статусе пациента, так и о его психоло­гическом статусе. Сделать правильные выводы обо всех возможных факторах риска. Хорошо знать те препараты, кото­рыми работает доктор. Иметь достаточ­ный их выбор (в наличии «на все случаи жизни» убистезин форте, убистезин, ме­пивастезин, ультракаин Д, димедрол). Проводить анестезию, соблюдая все предосторожности (ампирационная про­ба, медленное введение, фракционное введение). Проводить психологическую подготовку и сопровождение пациента.

 

Снижение риска развития неотложных состояний на стоматологическом приеме. Психологическая профилактика

 

А. Б. Бичун

к. м. н., врач анестезиолог-реаниматолог, сотрудник СПбМАПО, преподаватель курсов по оказанию неотложной помощи в стоматологии, курсов по созданию доверия пациента к врачу

 

В предыдущих статьях, посвященных профилактике неотложных состояний, нами определялись особенности оказания стоматологической помощи, вследствие которых амбулаторная стоматология явля­ется тем разделом медицинской практики, где избыточно часто по сравнению с иными видами амбулаторной помощи возникает развитие ургентных состояний, имеющих отношение не к профильной, стоматологи­ческой, а к соматической патологии. Мно­гие авторы, исследующие проблемы, с которыми сталкивается врач-стоматолог, выделяют страх пациента. При этом имен­но боязнь стоматологического приема, страх, стресс, возникающий как до, так и в процессе оказания стоматологической помощи, называется одним из основных факторов, причин, ведущих к развитию неотложных состояний. В публикации, где рассматривался алгоритм профилактики развития неотложных состояний, нами упоминались, как необходимые, действия со стороны медицинского персонала, направленные на уменьшение боязни, страха пациентов. В этой статье мы будем обсуждать некоторые аспекты психоло­гической профилактики возникновения стрессорной реакции у пациентов на сто­матологическом приеме и конкретные не­обходимые условия преодоления страха.

 

Стрессорная реакция в ответ на не­правильные цветовые сочетания

Известно, что красный цвет вызывает усиление активности симпатического отде­ла вегетативной нервной системы [1]. И как следствие, возникает психическое и мотор­ное возбуждение, тахикардия, увеличение цифр АД. Давайте сделаем закономерный вывод: в том случае, если мы хотим избе­жать дополнительной адренергической активации, усиливающей страх и боязнь пациента, нужно исключить красный цвет из интерьера клиники, рекламных над­писей, одежды персонала. Белый цвет халатов, интерьера, особенно на фоне черного, серого цветов интерьера, также усиливает стрессорную реакцию пациен­тов. И наоборот, успокаивающими цветами являются светло-зеленый, светло-голубой:

они не только уменьшают стрессорную реакцию, но также способствуют повы­шению порога болевой чувствительности. Именно эти цвета оптимальны для кабине­тов хирургического профиля. У зеленого цвета есть еще одно преимущество: на фоне светло-зеленых стен персоналу кли­ники, врачу легче удерживать длительную концентрацию внимания. Светло-желтый, светло-оранжевый, светло-розовый вы­зывают оптимистическое настроение, предвкушение хорошего будущего. Такие цвета оптимальны для холла, коридоров, кабинетов детских стоматологов.

 

Стрессорная реакция в ответ на не­правильное расположение стоматоло­гической установки

Большинство людей предпочитают в не­знакомой обстановке, и особенно там, где есть даже минимальная опасность сесть спиной в защищенное пространство, то есть спиной в угол, стену. И если кресло установки распложено спинкой к двери в кабинет, в открытое пространство, это уси­ливает ненужную нам реакцию со стороны пациентов. Особенно нехорошо, когда в процессе врачебного приема в кабинет, обустроенный таким образом, могут за­ходить иные сотрудники клиники. Понятно желание стоматолога посадить пациента так, чтобы дневной свет из окна был на­против лица пациента. И при этом, как правило, установку можно расположить таким образом, чтобы дверь в кабинет на­ходилась на периферии зрения пациента, лучше справа, и уже не так важно, остается или нет за спиной пациента много откры­того пространства. В том случае, если у вас уже все спланировано и технически очень трудно изменить расположение установки, можно рассмотреть возможность отго­раживания кресла от двери с помощью дополнительной ширмы, стеклянной, ма­лопрозрачной перегородки или других средств. Чрезвычайно важным является запрет на открывание дверей кабинета извне, если они расположены за спиной пациента и он их не видит. В случае если вы работаете в условиях, когда невозможно избежать перемещений медицинского персонала и других пациентов за спиной вашего пациента, предупреждайте его за­ранее, до начала лечения, о том, что дверь будет открываться и в нее будут входить медицинская сестра, другой пациент к вашему коллеге и т. д.

 

Стрессорная реакция в ответ на на­рушение личного пространства

У каждого человека есть собственная, индивидуально определенная зона без­опасности, то есть пространство вокруг тела, пересечение которого другими людь­ми допустимо только в особых случаях и на короткое время. Психологами было установлено, что для тех, кто восприни­мает информацию преимущественно че­рез зрительный анализатор, такая зона безопасности больше, чем у тех, для кого кинестетическая система является веду­щей. Существует большое число способов, дающих актуальную информацию о том, какая система в данный момент является главной для вашего пациента, — обычно об этом мы рассказываем на тренингах по эффективной коммуникации с пациентом. При этом достаточно информативным является наблюдение за взглядом паци­ента. Если он чрезвычайно внимательно, «напряженно» следит глазами за тем, как вы готовите карпульный шприц и другой инструментарий, можете быть уверены: в настоящий момент именно визуальная система отвечает за безопасность. В такой ситуации крайне желательно задейство­вать отвлечение зрительного внимания пациента. Известен и такой факт: зона личной безопасности сбоку всегда меньше, чем спереди, фронтально. Можно сделать вывод: карпульный шприц, независимо от того, какая система получения информа­ции у пациента сейчас наиболее активна, следует подносить сбоку. Так же как и по­додвигаться к пациенту не по диагонали, а строго сбоку и медленно, обязательно отвлекая его внимание разговором.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...