Стрессорная реакция в ответ на определенные слова
Такие слова, как «боль», «беспокойство», «опасность», «тревога», «плохо», «волноваться» и др., обладают свойством вызывать не самые позитивные эмоции. Достаточно часто приходится слышать, как врачи, ассистенты врачей, медицинские сестры и администраторы из самых лучших побуждений «успокаивают» пациента, произнося: «Да вы не бойтесь, это совсем не опасно, практически не больно, волноваться не надо, тревожиться нечего». Проводя исследование, направленное на обнаружение ошибок медицинской коммуникации, и внимательно наблюдая за глазами и мимикой пациентов, к которым относились подобные тирады, я наблюдал все реакции, свидетельствующие об усилении чувства страха, который как раз и старались уменьшить. Секрет прост: в то время как мы слышим или читаем какое либо слово, в памяти начинается так называемый трансдеривационный поиск — процесс обнаружения среди воспоминаний и представлений исходного события, из которого вытекает понимание смысла слова. И если мы слышим, читаем слово «боль», то на неосознаваемом уровне мозг обнаруживает событие, когда нам впервые или значимо было больно. При этом на физиологическом уровне запускаются все механизмы, сопутствующие болевому раздражению. Что же происходит, если в ответ на вопрос: «А это будет больно?» — ответить: «Нет, это будет НЕ больно». Для «не» в памяти событий отсутствует конкретный смысл, впервые это обнаружил Грегори Бейтсон. И тогда вначале запускается процесс поиска смысла слова «боль» со всеми вытекающими из значения физиологическими реакциями, и только уже после того, как мозг понял, о чем идет речь, команда «не» отменяет дальнейшее развитие этих самых реакций. Однако реакции свое черное дело сделали, стресс запущен. Решение лежит на поверхности, чрезвычайно полезным оказывается умение разговаривать (даже думать) на так называемом позитивном языке. Этому достаточно легко научиться. На вопрос: «Это будет больно?» — правильный ответ: «Будет немножко неприятно, некомфортно» вместо «не волнуйтесь», «успокойтесь»; ребенку вместо «не кричи, не плачь» говорите: «тише, успокойся» и т. д.
Стрессорная реакция на неизвестность Неизвестная опасность страшнее известной. Даже в обычной, спокойной жизни мы хотим знать, что будет дальше. Когда же человек оказывается в роли пациента, неизвестность происходящего, будущего становится плохо переносимой. Именно поэтому опытные врачи, те, кто, по сути, является еще и хорошим психологом, постоянно предупреждают пациента о том, что будет. И это можно делать очень по-разному, в зависимости от того, хочет ли пациент слышать о лечении в медицинской лексике или ему гораздо комфортнее, когда его предупреждают простыми словами. Иногда речевое сопровождение стоматологической манипуляции, со словами, упреждающими действия, напоминает «воркование» хорошей мамы, нежно уговаривающей ребенка. Чаще можно слышать хорошее исполнение такого способа уменьшить стресс пациента именно от детских стоматологов. В реестре психологических методов и техник это одни из самых эффективных способов снижения стрессорной реакции человека, и называется метод «структурирование ожиданий».
Число Миллера Джорж Миллер, занимаясь исследованием возможностей человеческого мозга, обнаружил интересную закономерность [4]. Кратковременная память в состоянии удерживать во внимании 7 ± 2 объекта. Из этого можно сделать полезный вывод. Если внимание пациента по всем системам восприятия, суммарно (визуальная, аудиальная, кинестетическая) будет достаточно интенсивно «загружено» 9 процессами, а укол, звук бормашины будут сверх этих 9, то они либо очень сильно потеряют в интенсивности действия на восприятие пациента, либо совсем им не распознаются. Отвлечение внимания фильмами, музыкой, кинестетическими способами вне рта пациента (хорошо подходят его руки), специально подготовленный рассказ ассистента, речевое сопровождение врачом проводимых манипуляций — все это, с опорой на нейрофизиологию, великолепно снижает активность адренергической системы, тем самым уменьшая и риск возникновения неотложных состояний.
Вышеизложенный материал представляет лишь часть психологической профилактики возникновения и развития ургентных состояний на стоматологическом приеме. И в то же время, воспользовавшись перечисленными способами и методами, превратив ошибки в достижения, мы можем действительно приблизиться к той медицине, которая опирается на доверие и комфорт пациента. ЛИТЕРАТУРА 1. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб.: Б&К, 2000. — 212 с. 2. Гросицкая И. К. Отсроченные визиты к стоматологу и их связь с личностными особенностями пациента: Автореф. дис. канд. мед. наук / И. К. Гросицкая. — Москва, 2002. — 21 с. 3. Михальченко В. Ф. Системные механизмы формирования эмоционального напряжения человека в условиях стоматологического приема: Автореф. дис. д-ра мед. наук / В. Ф. Михальченко. — Волгоград, 2002. — 43 с. 4. Miller George, The magical Number Seven, Plus Or Minus Two: Some Limits on Our Capacity for Information Processing, The Psychology Review, vol. 63, N 2, March 1956.
Общий алгоритм действий персонала вне зависимости от типа неотложного состояния
Распределение обязанностей в бригаде и действия каждого из членов бригады (Количество оказывающих помощь – 4 - 5 человек)
Действия ответственного за проведение мероприятий по оказанию неотложной помощи до прибытия помощников. · Определить предвестники или симптомы угрожающего состояния · Позвать на помощь · Произвести оценку состояния пациента по системе АВС (проходимость дыхательных путей, наличие самостоятельного дыхания, состояние гемодинамики), произвести нужную коррекцию o Выполнить действия направленные на оптимизацию положения тела пациента в зависимости от типа угрожающего состояния
o Выполнить доступные действия, корректирующие нарушения по системе АВС · Отметить время происшествия Действия ответственного за проведение мероприятий по оказанию неотложной помощи после прибытия помощников. - Распределить обязанности в бригаде - Продолжать оказывать помощь с учетом расширенных возможностей.
Действия первого помощника, прибывшего на место происшествия Должен позвать на помощь ещё медицинских работников, если до настоящего момента они не оказались на месте происшествия. В случае, если медицинский персонал находиться в других кабинетах, то первый помощник определяет кто будет выполнять обязанности второго помощника, кто третьего. Желательно, чтобы весь персонал медицинского учреждения знал обязанности каждого из помощников в бригаде оказывающих неотложную помощь Как можно скорее вернуться на место происшествия и помогать ответственному врачу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|