Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стрессорная реакция в ответ на определенные слова




Такие слова, как «боль», «беспокой­ство», «опасность», «тревога», «плохо», «волноваться» и др., обладают свойством вызывать не самые позитивные эмоции. Достаточно часто приходится слышать, как врачи, ассистенты врачей, медицин­ские сестры и администраторы из самых лучших побуждений «успокаивают» па­циента, произнося: «Да вы не бойтесь, это совсем не опасно, практически не больно, волноваться не надо, тревожить­ся нечего». Проводя исследование, на­правленное на обнаружение ошибок медицинской коммуникации, и внима­тельно наблюдая за глазами и мимикой пациентов, к которым относились по­добные тирады, я наблюдал все реакции, свидетельствующие об усилении чув­ства страха, который как раз и старались уменьшить. Секрет прост: в то время как мы слышим или читаем какое либо слово, в памяти начинается так называемый трансдеривационный поиск — процесс обнаружения среди воспоминаний и представлений исходного события, из которого вытекает понимание смысла слова. И если мы слышим, читаем слово «боль», то на неосознаваемом уровне мозг обнаруживает событие, когда нам впервые или значимо было больно. При этом на физиологическом уровне запу­скаются все механизмы, сопутствующие болевому раздражению. Что же проис­ходит, если в ответ на вопрос: «А это будет больно?» — ответить: «Нет, это будет НЕ больно». Для «не» в памяти событий от­сутствует конкретный смысл, впервые это обнаружил Грегори Бейтсон. И тогда вна­чале запускается процесс поиска смысла слова «боль» со всеми вытекающими из значения физиологическими реакциями, и только уже после того, как мозг понял, о чем идет речь, команда «не» отменяет дальнейшее развитие этих самых реакций. Однако реакции свое черное дело сделали, стресс запущен. Решение лежит на поверх­ности, чрезвычайно полезным оказывается умение разговаривать (даже думать) на так называемом позитивном языке. Этому до­статочно легко научиться. На вопрос: «Это будет больно?» — правильный ответ: «Бу­дет немножко неприятно, некомфортно» вместо «не волнуйтесь», «успокойтесь»; ребенку вместо «не кричи, не плачь» го­ворите: «тише, успокойся» и т. д.

 

Стрессорная реакция на неизвест­ность

Неизвестная опасность страшнее из­вестной. Даже в обычной, спокойной жизни мы хотим знать, что будет дальше. Когда же человек оказывается в роли пациента, неизвестность происходящего, будущего становится плохо переносимой. Именно поэтому опытные врачи, те, кто, по сути, является еще и хорошим психоло­гом, постоянно предупреждают пациента о том, что будет. И это можно делать очень по-разному, в зависимости от того, хочет ли пациент слышать о лечении в медицин­ской лексике или ему гораздо комфор­тнее, когда его предупреждают простыми словами. Иногда речевое сопровождение стоматологической манипуляции, со сло­вами, упреждающими действия, напоми­нает «воркование» хорошей мамы, нежно уговаривающей ребенка. Чаще можно слышать хорошее исполнение такого способа уменьшить стресс пациента имен­но от детских стоматологов. В реестре психологических методов и техник это одни из самых эффективных способов снижения стрессорной реакции человека, и называется метод «структурирование ожиданий».

 

Число Миллера

Джорж Миллер, занимаясь исследова­нием возможностей человеческого мозга, обнаружил интересную закономерность [4]. Кратковременная память в состоянии удерживать во внимании 7 ± 2 объекта. Из этого можно сделать полезный вывод. Если внимание пациента по всем систе­мам восприятия, суммарно (визуальная, аудиальная, кинестетическая) будет доста­точно интенсивно «загружено» 9 процес­сами, а укол, звук бормашины будут сверх этих 9, то они либо очень сильно потеряют в интенсивности действия на восприятие пациента, либо совсем им не распознают­ся. Отвлечение внимания фильмами, му­зыкой, кинестетическими способами вне рта пациента (хорошо подходят его руки), специально подготовленный рассказ асси­стента, речевое сопровождение врачом проводимых манипуляций — все это, с опорой на нейрофизиологию, великолеп­но снижает активность адренергической системы, тем самым уменьшая и риск возникновения неотложных состояний.

Вышеизложенный материал представ­ляет лишь часть психологической про­филактики возникновения и развития ур­гентных состояний на стоматологическом приеме. И в то же время, воспользовав­шись перечисленными способами и ме­тодами, превратив ошибки в достижения, мы можем действительно приблизиться к той медицине, которая опирается на доверие и комфорт пациента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цвето­лечение для всех. — СПб.: Б&К, 2000. — 212 с.

2. Гросицкая И. К. Отсроченные визиты к стоматологу и их связь с личностными особенностями пациента: Автореф. дис. канд. мед. наук / И. К. Гросицкая. — Москва, 2002. — 21 с.

3. Михальченко В. Ф. Системные механизмы формирования эмоционального напряжения

человека в условиях стоматологического приема: Автореф. дис. д-ра мед. наук / В. Ф. Михальченко. — Волгоград, 2002. — 43 с.

4. Miller George, The magical Number Seven, Plus Or Minus Two: Some Limits on Our Capacity for Information Processing, The Psychology Review, vol. 63, N 2, March 1956.

 

 


Общий алгоритм действий персонала вне зависимости от типа неотложного состояния

 

Распределение обязанностей в бригаде и действия каждого из членов бригады (Количество оказывающих помощь – 4 - 5 человек)

 

Действия ответственного за проведение мероприятий по оказанию неотложной помощи до прибытия помощников.

· Определить предвестники или симптомы угрожающего состояния

· Позвать на помощь

· Произвести оценку состояния пациента по системе АВС (проходимость дыхательных путей, наличие самостоятельного дыхания, состояние гемодинамики), произвести нужную коррекцию

o Выполнить действия направленные на оптимизацию положения тела пациента в зависимости от типа угрожающего состояния

o Выполнить доступные действия, корректирующие нарушения по системе АВС

· Отметить время происшествия

Действия ответственного за проведение мероприятий по оказанию неотложной помощи после прибытия помощников.

- Распределить обязанности в бригаде

- Продолжать оказывать помощь с учетом расширенных возможностей.

 

Действия первого помощника, прибывшего на место происшествия

 Должен позвать на помощь ещё медицинских работников, если до настоящего момента они не оказались на месте происшествия.

В случае, если медицинский персонал находиться в других кабинетах, то первый помощник определяет кто будет выполнять обязанности второго помощника, кто третьего. Желательно, чтобы весь персонал медицинского учреждения знал обязанности каждого из помощников в бригаде оказывающих неотложную помощь

 Как можно скорее вернуться на место происшествия и помогать ответственному врачу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...